Президент Нагорного Карабаха призвал Армению отказаться от переговоров с Азербайджаном: Нагорный Карабах за неделю

Баку, 28 февраля 2006, 13:22 — REGNUM  

Обзор СМИ за 17-23 февраля 2006 года.

Военный вестник. Россия и карабахский конфликт. Комментарии политиков и политологов к визиту Владимира Путина в Баку. Послесловие к Рамбуйе. Заявление Аркадия Гукасяна.

Военный вестник

Hа линии соприкосновения Вооруженных сил (ВС) Азербайджана и Армении 17 февраля был вновь нарушен режим прекращения огня. Как сообщает азербайджанское агентство "Тренд" со ссылкой на пресс-службу Минобороны Азербайджана, с 22.25 по 22.35 подразделения Вооруженных сил Армении со стороны позиций, расположенных в 1,4 км северо-восточнее села Воскепар Hоемберянского района, подвергли пулеметному обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана, дислоцированные на территории Газахского района. С 23.50 по 00.00 были подвергнуты автоматному огню позиции азербайджанской армии, расположенные в 2,4 км западнее селения Гасангая Тертерского района. Ответным огнем обстрел был подавлен. Потерь нет.

По сообщению бакинского агентства Day.Az, 23 февраля был нарушен режим прекращения огня на линии соприкосновения ВС Азербайджана и Армении. С территории села Джрабер Тертерского района армянские вооруженные силы с 00.50 по 01.25 подвергали обстрелу позиции Национальной армии Азербайджана. Ответным огнем обстрел был подавлен. Потерь нет.

Как сообщает "Арминфо", в результате нарушения азербайджанской стороной режима прекращения огня на линии соприкосновения с армянскими ВС ранен пастух. По словам пресс-секретаря министра обороны Армении полковник Сейрана Шахсуваряна, перемирие было нарушено азербайджанской стороной 22 февраля около 13 часов возле села Багамис Ноемберянского района Армении. В результате стрельбы ранен пастух, житель того же села Армен Карапетян, 1968 года рождения. В тот же день около 18:50 нарушение режима перемирия зарегистрировано в районе села Мовсес. "Сообщения азербайджанских СМИ о том, что нарушение режима перемирия инициировано армянской стороной, никоим образом не соответствует действительности. В обоих вышеуказанных случаях армянская сторона ответный огонь не открывала", - подчеркнул Шахсуварян. В беседе с журналистами начальник Главного штаба вооруженных сил Армении генерал-полковник Микаел Арутюнян отметил, что в целом ситуация на линии соприкосновения не слишком напряженная. "Было зафиксировано несколько случаев нарушения режима перемирия на Ноемберянском и Тавушском направлениях, а также, по информации от карабахских коллег, несколько случаев у них", - сообщил Арутюнян, добавив в то же время, что огонь велся неприцельно. Комментируя случай с ранением пастуха, он отметил, что в происшедшем была доля и его вины - слишком близко подошел к границе. Он также сообщил, что азербайджанская сторона больше не предпринимает попыток передвинуть свои позиции вперед, как это было в позапрошлом году. "Наверно, поняли, что нет смысла в этих действиях", - заметил Арутюнян.

"В будущем году бюджет Министерства обороны увеличится в несколько раз". Об этом, передает Day.Az, в беседе с журналистами сообщил министр обороны Азербайджана Сафар Абиев. По его словам, после увеличения объема средств, выделенных из госбюджета на содержание армии, были приняты серьезные меры по усилению этой отрасли. Эти меры будут продолжены и в дальнейшем. Абиев отметил, что солдат азербайджанской армии всегда готов защитить свою родину, и назвал пустыми разговорами информацию о размещении в Азербайджане Вооруженных сил США: "Этот вопрос даже не обсуждается".

Россия и карабахский конфликт

В случае достижения Арменией и Азербайджаном компромисса Россия готова выступить гарантом урегулирования конфликта. Как сообщает газета "Чоррорд Ишханутюн", об этом в Москве заявил представитель МИД РФ Михаил Камынин. При этом он подчеркнул, что ответственность за выбор окончательной формулы урегулирования конфликта лежит на армянской и азербайджанской сторонах. Москва готова защищать тот вариант решения проблемы, который будет приемлем для всех вовлеченных в конфликт сторон. Согласно газете, информационный сайт МИД РФ сообщает, что 17 февраля состоялась встреча заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина с послом США в РФ Уильямом Бернсом. В ходе беседы были обсуждены вопросы, относящиеся к координации усилий, направленных на урегулирование конфликтов.

"Через два-три года вопрос о разрешении нагорно-карабахского конфликта встанет очень остро. Российский МИД, заявив, что Москва готова стать гарантом урегулирования карабахской проблемы, в очередной раз подчеркнул необходимость развязки этого конфликта", - заявил 21 февраля глава комитета Совета Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками Вадим Густов. Густов отметил, что в Нагорном Карабахе многие люди "выброшены со своей земли и так и не устроены", отсутствуют транспортные коммуникации, поскольку часть азербайджанской железной дороги, пролегающей по территории НК, не действует. В связи с этим экономика в регионе не развивается. ("Ноян Тапан").

Как сообщает бакинская "525-я газета", 22 февраля состоялась встреча тет-а-тет президентов Азербайджана и России. Затем встреча была продолжена в расширенном формате. Открывая переговоры, президент АР Ильхам Алиев сообщил, что были проведены обсуждения как по вопросам развития двустороннего сотрудничества, так и региональным связям. По его словам, по всем обсуждаемым темам наблюдается совпадение позиций. Владимир Путин сообщил, что уже накануне были проведены обсуждения по сложным международным вопросам, а также карабахской проблеме. После переговоров главы двух стран провели брифинг для журналистов. Касаясь вопроса урегулирования карабахского конфликта, президент России отметил, что оптимистично оценивает возможность урегулирования нагорно-карабахской проблемы: "Я согласен с президентом Азербайджана в том, что, несмотря на всю сложность этого вопроса, обе договаривающиеся стороны могут найти взаимоприемлемое решение. Есть шанс эту проблему решить. Мы будем всячески содействовать тому, чтобы конфликт был разрешен и остался в прошлом". При этом Путин добавил, что абсолютно "исключает для себя какое-либо давление на одну из сторон. Мы можем выполнять только роль посредника и гаранта достигнутых договоренностей". Алиев в свою очередь сообщил, что с российским коллегой обсуждены вопросы урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. "Мы рассчитываем и в дальнейшем на активную роль России как нашего соседа, как великой страны и как страны-сопредседателя МГ (Минской группы - прим. ИА REGNUM) ОБСЕ в деле урегулирования, справедливого решения этого конфликта, основанного на принципах и нормах международного права", - подчеркнул Алиев.

Как передает Day.Az, на пресс-конференции в Баку президент России Владимир Путин заявил, что Россия сделает все, чтобы результаты переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта были положительными. "Мы инициируем проведение дополнительных консультаций", - подчеркнул Путин. По словам главы РФ, в ближайшее время он намерен связаться с президентом Армении и пригласить его в Москву для переговоров.

Позорным для Армении назвала газета "Айкакан жаманак" сделанное президентом России Владимиром Путиным в Баку заявление о том, что он обещал президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву в ближайшие дни связаться с Робертом Кочаряном и пригласить его в Москву на консультации. Такое заявление унизительно для Армении, пишет газета, поскольку получается, что президент России по просьбе президента Азербайджана может пойти в отношении президента Армении на такие шаги, которые требуют, как минимум, предварительного согласования. "Но Путин не только не учел этого - он применил в своем заявлении обороты, которые обычно применяются начальником в отношении своих непосредственных подчиненных. Государства приглашают на консультации своих послов в чужих государствах. Надо понимать, что Армения для России лишилась даже статуса форпоста". При этом газета сообщает, что пресс-секретарь президента РА Виктор Согомонян отказался как-либо комментировать это заявление, отметив только, что пока из РФ никаких приглашений не поступало. Согомонян затруднился также сказать, примет ли Кочарян возможное приглашение Путина.

Бакинская газета "Эхо" отмечает, что до последнего времени в общении с Россией в Ереване избегали формулировок типа "сначала пусть пригласят, а тогда мы посмотрим, ехать или нет". И вряд ли, пишет газета, речь идет об обиде на тот факт, что "программное" заявление по Карабаху Путин сделал в Баку. "Судя по многим косвенным признакам, по ту сторону линии фронта приступили к осуществлению очередной "многоходовой комбинации", результатом которой должен стать выход Армении из переговорного процесса и повышение статуса карабахских сепаратистов до уровня стороны конфликта".

Анализируя визит президента РФ в Баку, лосанжелесская армянская газета "Жаманак" пишет, что кроме официально объявленной цели у российской стороны были еще и глубинные интересы - не секрет, что на Южном Кавказе Россию в первую очередь интересует утверждение собственного влияния в регионе. В связи с этим газета напоминает о предложении Кремля создать на Каспии новый формат военного сотрудничества прибрежных стран "Касфор". Вопрос Нагорного Карабаха, несомненно, обсуждался, пишет газета, однако "статус-кво России выгодно, а следовательно, обсуждение носило лишь формальный характер". В настоящее время, утверждает "Жаманак", для Москвы задачей номер один является препятствование американо-европейской экспансии в направлении Южный Кавказ-Каспийский бассейн-Центральная Азия. "В этом смысле вопрос Нагорного Карабаха рассматривается всего лишь как инструмент воздействия". Вместе с тем, считает газета, Москва не может рассчитывать на один единственный, да еще и несовершенный инструмент. Отсюда и реальные цели "Касфора". "Иной вопрос, насколько возможное военно-политическое сотрудничество между Москвой и Баку в рамках программы "Касфор" повлияет на национальную безопасность Армении и насколько русские учтут интересы своего "стратегического союзника"..."

Визит Владимира Путина открыл достаточно много тем для раздумий, пишет бакинская газета "Зеркало". Во-первых, это вопрос о военно-техническом сотрудничестве. Посетивший в начале февраля Баку министр обороны РФ Сергей Иванов говорил о возможности продажи российского вооружения Азербайджану. России это выгодно - она получает возможность продавать вооружения в Армению и Азербайджан, получая при этом политические и экономические дивиденды. Газета считает, что если бы Россия затягивала время в данном вопросе, то азербайджанский рынок вооружений мог бы перейти под "монополию" таких стран-экспортеров вооружения, как Турция или Израиль. Что касается вопроса урегулирования карабахского конфликта, то газета считает, что именно позиция России, являющейся стратегическим партнером Армении, позволяет официальному Еревану "демонстрировать упрямство в вопросе компромиссов". "Ситуация может в корне измениться, если официальная Москва надавит на Армению и заставит ее пойти на определенные компромиссы. Сейчас, после провала переговоров в Рамбуйе, крайне важна позиция России в этом вопросе. Если Россия развернет активную политическую деятельность и добьется компромиссов, то официальный Баку будет готов прислушаться к мнению России во многих вопросах, например, в возможном иранском кризисе, строительстве транскаспийских трубопроводов и т.д.", - пишет бакинское издание, добавляя, что в зависимости от позиции Путина по этому вопросу будет формироваться внешняя политика страны. "Иными словами, будет решаться, кто для нас важнее - Россия или Турция, США, европейские страны".

Комментарии политиков и политологов к визиту Владимира Путина в Баку

Секретарь Партии Народного фронта единого Азербайджана по международным вопросам Эльчин Мирзабейли считает, что после переговоров президентов Азербайджана и Армении в Рамбуйе, а также после несколько странного поведения на этой встрече российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (по версии азербайджанской стороны, Роберт Кочарян сорвал переговоры в Рамбуйе по наущению Мерзлякова - прим. ИА REGNUM) обсуждение нагорно-карабахского конфликта в рамках визита президента России в Азербайджан имеет важное значение: "В последнее время Россия ведет активную деятельность в направлении усиления своего влияния в регионе. Официальная Москва достаточно активна в рамках встречи Большой восьмерки. После принятия парламентом Грузии решения о выводе миротворческих сил России с территории Осетии в действиях Кремля стала проявляться агрессивность, что является еще одним звеном в этой цепочке. Поэтому предстоящий визит российского президента имеет очень важное значение для всего Южно-Кавказского региона с точки зрения внесения ясности в некоторые вопросы. Ожидается, что в центре внимания будут заявления российского президента по поводу нагорно-карабахского конфликта и других прочих противостояний на территории СНГ". Вместе с тем, пишет бакинская "525-я газета", Мирзабейли отметил, что он не верит в то, что во время визита Путина в Баку будет достигнут прогресс в карабахском конфликте, "так как Россия осуществляет свои стратегические интересы посредством конфликтов и сотрудничества с сепаратистскими режимами, а не экономическими реформами". По мнению Мирзабейли, в нынешних условиях нет стимулирующего фактора, который мог бы "оказать влияние на захватническую политику Армении": "В противном случае во время парижской встречи президент Армении Роберт Кочарян и российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков не вели бы себя столь нахально перед представителями ведущих стран мира. Думаю, что это должно быть оценено как пренебрежительное отношение России к ЕС и Соединенным Штатам. Россия пытается принудить США и ЕС к тому, чтобы они принимали во внимание мнение России о протекающих в регионе процессах".

Бывший советник Гейдара Алиева (президента Азербайджана в 1993-2003 гг. - прим. ИА REGNUM) Вафа Гулузаде не верит, что в ближайшем будущем между Азербайджаном и Россией установятся тесные отношения. "О российско-азербайджанском стратегическом сотрудничестве даже речи быть не может", - сказал Гулузаде в своем интервью радиостанции "Свобода". "Азербайджан является стратегическим партнером США, поскольку наши национальные запасы, и в первую очередь нефть, находятся в руках американских компаний". Он также добавил, что после "ельцинской анархии" стагнация России приостановилась и возникает иллюзия того, что эта страна может возродить Советский Союз. По мнению политолога, Россия попробует восстановить свое влияние в Азербайджане и в качестве возмещения пообещает Баку урегулировать карабахский конфликт. Обращаясь к теме визита Владимира Путина в Азербайджан, Гулузаде сказал: "Ничего хорошего Путин в Баку не везет, и ничего хорошего не увезет из Азербайджана".

На вопросы агентства Day.Az ответил азербайджанский политолог Расим Мусабеков (интервью приводится с сокращениями).

"Как будут развиваться азербайджано-российские отношения после визита Путина?

Они сохранят положительную динамику, имевшую место все последние годы. Однако предполагаемый некоторыми аналитиками и политиками переход Азербайджана на российскую орбиту, подобно Узбекистану, думаю, не произойдет.

Каковы будут действия Азербайджана после визита Путина? Изменит ли он свои внешнеполитические приоритеты?

Я частично ответил на этот вопрос выше. Какие-то прагматичные интересы и пожелания Москвы мы, безусловно, готовы рассмотреть и учесть, но как независимое государство, а не сателлит. Как строить свои отношения с Турцией, Ираном, США, ЕС, НАТО и пр. Азербайджан должен и будет решать самостоятельно. Из Москвы мы готовы выслушивать советы и пожелания, а не приказы и поручения. Как бы значимы ни были наши отношения с Россией, они не могут перевесить наши союзнические отношения с братской Турцией, заслонить военно-политическую мощь и значение США в мировой и региональной политике, опровергнуть тот факт, что более половины внешнеторгового оборота Азербайджана приходится на страны ЕС. Так что политика Азербайджана скорей всего сохранит свою многовекторность и сбалансированность, во всяком случае, это диктует объективная ситуация.

На пресс-конференции Путин заявил, что пригласит Роберта Кочаряна в Москву для дальнейших консультаций по карабахской проблеме. Как вы думаете, поможет ли эта встреча в решении конфликта?

Москва может при желании отрезвить Кочаряна и вывести переговорный процесс из нынешнего глухого тупика. Если Россия действительно настроена дать зеленый свет процессу урегулирования, то полагаю, что Путин захочет оставить лавры миротворца за собой, а не дарить их Шираку или Бушу. Потому достижение сенсационного прорыва в карабахском урегулировании российские политики приберегут для объявления о нем в Москве. Это помимо обеспечения прямых интересов России в регионе может принести существенные внешнеполитические дивиденды самому Путину и его администрации.

Каковы истинные цели России в этом регионе?

Трудный вопрос. Долгое время мне казалось, что точно и прагматично на него не готовы ответить даже те, кто формируют и озвучивают российскую политику. Ведь очевидно, что восстановление в какой-либо новой форме былого имперского преобладания России на Южном Кавказе невозможно. А принимать в расчет интересы государств самого региона и прагматично сочетать с собственными планами в Москве толком еще не научились. Но это придет, как пришло в отношении с бывшими социалистическими странами и государствами Балтии. На поверхности прослеживается стремление российского руководства не допустить опережение бывшими советскими республиками РФ в выстраивании отношений с ЕС и НАТО, сохранить в регионе если и не полное преобладание, то статус наиболее влиятельного игрока. Москва хочет исключить расширение инфраструктуры НАТО до Каспийского моря, не допустить реализацию транскаспийских трубопроводных (газовых и нефтяных) проектов, которые грозят подорвать планы установления энергетической монополии России в Европе и лишить Москву легких доходов от транспортировки через свою территорию и перепродажи на Запад туркменского, узбекского и казахского газа и нефти". (Day.Az).

Радио "Свобода" отмечает, что политические силы Армении, в отличие от простых граждан страны, спокойно восприняли визит возглавляемой Владимиром Путиным делегации в Азербайджан. "Мы не должны устраивать сцен ревности и комплексовать, - сказал в беседе с радио "Свобода" председатель постоянной комиссии по внешним связям Национального Собрания (НС) РА Армен Рустамян. - Если стране (России - прим. ИА REGNUM) выгодно иметь такие отношения, то нелогично и даже смешно будет выглядеть, если третья страна ей станет говорить: пожертвуй своими интересами ради меня... Такого быть не может. Надо избавляться от подобных комплексов. И надо требовать, чтобы и к нам относились с таким уважением". "Не надо думать, что Армения находится в униженном состоянии и все свои действия обуславливает своими, пусть даже стратегическими, связями с той или иной страной", - заключил Рустамян.

Председатель оппозиционной Демократической партии Армении Арам Саркисян считает, что потепление отношений между Россией и Азербайджаном создаст хорошие возможности для решения карабахского конфликта: "Ясно, что Россия не станет из-за Армении менять свои отношения с такой страной, как Азербайджан. Если мы хотим, чтобы в регионе установился мир, то должны быть заинтересованы в том, чтобы была страна, которая сможет совместить и сбалансировать все интересы в регионе".

Руководитель парламентской фракции Республиканской фракции Армении Галуст Саакян считает, что звучащие российско-азербайджанские заявления обусловлены интересами сверхдержавы: "Конечно, определенные духовные связи у нас с Россией есть, но это вовсе не означает, что Россия должна оставить сферу своих интересов и заниматься только армянскими вопросами". Саакян считает, что было бы неверным пересматривать сегодня "многовековую дружбу: "Я не думаю, что от такого пересмотра Россия пострадает больше, чем Армения".

Что касается рядовых ереванцев, то они предлагают более трезво смотреть на российско-армянскую многовековую дружбу. "Мы не должны уступать свои позиции и должны хорошо защищать свои границы, - сказал "Свободе" пожилой ереванец. - Поскольку Азербайджан находится на более выгодных позициях, более стабилен, чем наша Армения". Другой прохожий на вопрос, надо ли пересматривать армяно-российские отношения, сказал: "Обязательно. Политика, простите, аморальна. И иметь аморального партнера, мне кажется, не стоит". (Радио "Свобода").

Послесловие к Рамбуйе

Бакинская "525-я газета" публикует интервью главного советника Госдепартамента США по проблемам Европы и Азии, сопредседателя Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахской проблеме Стивена Манна радиостанции "Свобода".

"Господин посол, после переговоров глав Азербайджана и Армении в Рамбуйе президент Азербайджана Ильхам Алиев 17 февраля имел беседу по телефону с госсекретарем США Кондолизой Райс. Как известно, подобная беседа была и незадолго до встречи в Рамбуйе. Учитывая, что переговоры закончились ничем, что могла сказать президенту Азербайджана госсекретарь США?

Госсекретарь и на сей раз озвучила то, что на протяжении последних лет говорят Соединенные Штаты. Госпожа Райс еще раз подтвердила приверженность всех заинтересованных государств и, прежде всего, США решить нагорно-карабахскую проблему исключительно мирным путем. Во время телефонной беседы были всесторонне рассмотрены итоги переговоров в Рамбуйе. Однако я не хотел бы здесь говорить о всех деталях этой беседы.

Намерен ли официальный Баку до конца следовать по пути мирного процесса?

Я бы не хотел характеризировать позицию Азербайджана. Лучше спросите об этом у них самих.

По сообщениям азербайджанских СМИ, президент Армении Роберт Кочарян покинул Рамбуйе на второй день переговоров. Вслед за ним покинул комнату и российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. И после этого переговоры были свернуты. Так ли это было на самом деле?

Я слышал об этих слухах. Но будучи в Рамбуйе, я ничего этого не видел. Уверен, что это просто чья-то фантазия и ничего более.

До встречи в Рамбуйе вы выглядели более уверенными. Что же произошло в Рамбуйе? Можете ли вы поделиться своими личными наблюдениями?

Мы пока лишь обсуждаем итоги этой встречи. Но я хочу сказать следующее: 2006 год должен быть годом решения карабахской проблемы. В Рамбуйе многие вопросы остались нерешенными, но время идет.

Если стороны не придут к согласию, будет ли это означать, что 2006 год оказался годом несостоявшихся надежд?

Думаю, что это станет трагедией. А ведь столько важных дел было сделано в последние два года. Окна открыты, необходимо лишь закрепить сделанное. Если стороны не воспользуются благоприятной ситуацией, то это обернется трагедией.

Господин посол, многие наблюдатели считали, что после пражской встречи переговоры в Рамбуйе достигнут кульминации. Уже известно, что прошедшие переговоры завершились безрезультатно. Что вы можете сказать в этой связи о фиаско пражской встречи?

"Пражский процесс" был направлен на то, чтобы сохранить в конфиденциальности усилия сторон, направленных на мирное разрешение проблемы. И поэтому мы не можем сейчас говорить о провале этой встречи. Все зависит от политической воли двух президентов и двух стран, которые они представляют. По-моему, президенты относятся к этой проблеме чрезвычайно ответственно. Надеюсь, что общественность двух стран также выскажется в пользу мирного урегулирования проблемы. Личные встречи с азербайджанцами и армянами дают мне уверенность думать, что народы этих стран не хотят развязывания новой войны. Это хороший факт.

Как вы думаете, найдут ли стороны в себе силы пойти на компромисс?

Я ничего не могу сказать об этом. Могу лишь повторить, что, если в 2006 году стороны не пойдут на компромисс, все обернется трагедией". ("525-я газета").

"По итогам встречи в Рамбуйе мы получили документ, который был приемлем для сопредседателей, но не был приемлем для азербайджанцев". Об этом, согласно газете "Айоц Ашхар", заявил министр обороны Армении Серж Саркисян. "Фактически, для нас этот документ приемлем, для них - нет... Не думаю, что в Рамбуйе был провал (имеется в виду: для армянской стороны - прим. ИА REGNUM).

Заявление министра обороны Армении Сержа Саркисяна о том, что на последних переговорах в Париже азербайджанская сторона не поддержала документ, одобренный Минской группой ОБСЕ, полностью не соответствует действительности. Об этом бакинскому агентству "Тренд" заявил заведующий отделом внешних связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов. Категорически опровергая подобное заявление, он сказал: "Почему по прошествии нескольких дней говорится подобное? Надо было объявить об этом в Рамбуйе, чтобы сразу же получить ответ". "Азербайджан решительно выражает свою позицию в связи с урегулированием конфликта, - отметил Мамедов. - Президент Азербайджана неоднократно заявлял о том, что Азербайджан не уступит и пяди своей земли. Конфликт должен быть урегулирован на основе территориальной целостности Азербайджана и норм международного права. Вот пусть по этим принципам положат на стол переговоров документ и потом говорят, что мы его приняли или нет. Иных предложений и рекомендаций мы никогда принять не можем". Отвечая на вопрос о возможности очередной встречи президентов Азербайджана и Армении, Мамедов подчеркнул, что какой-либо информации о новой встрече нет. По его словам, сами сопредседатели Минской группы ОБСЕ, возможно, встретятся в марте в Вашингтоне, но при этом не исключается встреча президентов в текущем году.

Если идешь на переговоры с искренним желанием достичь мира, но успеха не добиваешься, это, несомненно, крах, пишет газета "Аравот". "В Рамбуйе с этой точки зрения крах потерпели и армянская, и азербайджанская делегации. Но поскольку обе делегации отправлялись на переговоры с намерением провалить их, и получилось так, что азербайджанская сторона оказалась тверже и неуступчивей армянской, то можно сказать, что армяне добились в Рамбуйе большого успеха. И в этом смысле министр обороны прав. В глазах посредников и Жака Ширака мы - отличники, а азербайджанцы - нерадивые ученики".

"Этот вопрос Роберт Кочарян всегда использовал для того, чтобы продлить свое пребывание у власти. С другой стороны, формула "неурегулированный конфликт-блокированная Армения-монопольное хозяйство" обеспечивает тем же властям и обслуживающим их олигархам теневые доходы в размере миллионов долларов. Я глубоко убежден, что Кочарян, независимо от содержания представленного к обсуждению пакета, никогда не пойдет на урегулирование конфликта. Общество должно потребовать отставки Кочаряна не из-за его стремления урегулировать проблему, а из-за ее замораживания", - заявил член политсовета оппозиционной партии "Республика" Сурен Суренянц, комментируя срыв переговоров в Рамбуйе президентов Армении и Азербайджана. ("Аравот").

Организация освобождения Карабаха (ООК) заинтересована в том, чтобы все действующие в стране политические и общественные организации выступили с требованием о прекращении мирных переговоров, направленных на разрешение карабахской проблемы. Об этом в беседе с бакинской "525-й газетой" сказал председатель ООК Акиф Наги. По его словам, с течением времени позиции Азербайджана ослабевают: "Некоторые возлагали большие надежды на встречу президентов Азербайджана и Армении в Рамбуйе. Они считали, что стороны придут к общему мнению. Учитывая это, казалось, что в ближайшее время стороны заключат договор в связи с урегулированием конфликта. Однако встреча в Рамбуйе перечеркнула все надежды. На самом же деле до встречи мы говорили о том, что на этой встрече не будет заключен какой-либо договор. А если все же это свершится, то данный документ окажется не в пользу Азербайджана. Так как мирные переговоры не проводятся в рамках интересов Азербайджана. Посредники требуют уступок от азербайджанской стороны. Но на этой встрече Азербайджан не принял данное предложение. Только этот факт можно оценивать в качестве результата встречи в Рамбуйе".

Газета "168 Жам" в статье, озаглавленной "Взаимовыгодный провал", пишет, что ситуация вокруг переговорного процесса "на сегодня такова: стороны стремятся не достичь урегулирования, а сделать так, чтобы оно сорвалось по вине противной стороны". Анализируя такую ситуацию, газета пишет: "Почему же власти Армении и Азербайджана стремятся растянуть переговорный процесс? Позиция азербайджанской стороны ясна: положение "ни мира, ни войны" особо этой стране не наносит вреда (или им кажется, что не наносит), Азербайджан не выпал из интеграционных процессов в регионе, и они надеются, что смогут благодаря нефтедолларам создать сильную армию и захватить Карабах. Именно такая перспектива и позволяет им выступать с беспрецедентной в мировой практике позиции - когда сторона, потерпевшая в войне поражение, ставит в переговорном процессе ультиматумы". Касаясь позиции армянской стороны, газета отмечает, что в политическом поле Армении есть две точки зрения: "Первая: международная общественность со всей очевидностью отдает сегодня предпочтение территориальной целостности государств, и в обозримом будущем эта ситуация не изменится. То есть, объективно, международное сообщество на стороне Азербайджана. Следовательно, нужно как можно быстрее достичь мира, пока чаша терпения международного сообщества не переполнилась или Азербайджан не стал достаточно сильным. Вторая: международное сообщество сегодня действительно отдает предпочтение территориальной целостности, но в дальнейшем ситуация может измениться. Следовательно, нам надо продлить переговорный процесс и ждать этого дня. Одновременно надо предпринимать все меры, чтобы военное превосходство Азербайджана не достигло бы угрожающих размеров". Если смотреть на переговоры в Рамбуйе с таких позиций, продолжает газета, то станет очевидным, что позиции Армении и Азербайджана не изменились: Армения ждет перемен в позиции международной общественности, а Азербайджан - дня, когда он сможет силой оружия захватить Карабах. Так или иначе, заключает "168 Жам", "пражский процесс" можно считать завершенным.

Переговоры вряд ли могли завершиться урегулированием конфликта по той простой причине, что международно-правовые условия, которые определяли подходы сопредседателей к разработке различных вариантов урегулирования, не учитывали реалий армяно-азербайджанского конфликта, считает бакинская газета "Зеркало".

По мнению председателя азербайджанской Организации освобождения Карабаха (ООК) Акифа Наги, посредники заняты осложнением процесса урегулирования конфликта и требованием уступок от азербайджанской стороны. В свою очередь, власти АР закрывают глаза на протекающие процессы и не предпринимают реальных шагов в направлении освобождения "оккупированных" территорий. В таком случае, нет смысла говорить об освобождении Карабаха. Председатель ООК сказал, что в первую очередь они требуют прекращения деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Наги сказал, что ООК намерена провести акции с требованием прекращения деятельности Минской группы ОБСЕ, а также прекращения мирных переговоров. ("525-я газета").

Надо сказать, что наши соседи на официальном уровне делают все, чтобы мы им не доверяли и согласились со своими руководителями, которые вместе с руководителями Азербайджана срывают мирные переговоры, пишет редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян. "Если противоположная сторона по любому поводу заявляет: "при малейшей возможности я уничтожу тебя", это существенно уменьшает твое желание идти на примирение и делать шаг навстречу". В качестве примера редактор приводит слова азербайджанского депутата Хавы Мамедовой ("Мы сильнее армян и должны любым путем добиться освобождения оккупированных земель") и редактора бакинской газеты "Адалят" Агила Абаса ("На этот раз наш разговор с армянами будет коротким"). По словам Абаса, сегодня Армения окружена тюркоязычными народами, "поэтому сейчас они одумаются или их здесь не будет". Во всей этой ситуации важно не столько языковедческое "открытие" нашего коллеги (из его слов следует, что персы и грузины - тюркоязычные народы), считает Абраамян, сколько атмосфера обсуждения, которая дышит ненавистью, местью и неуместным тщеславием. "Лично я знаю многих высокоинтеллектуальных, не страдающих антиармянской паранойей азербайджанцев. Но их голоса, к сожалению, не слышны. Зато каждый день слышатся голоса их "дашнакцаканов", которые на все проблемы смотрят с точки зрения так называемого "Азер Дата" (азербайджанский вопрос - прим. ИА REGNUM)", - с сожалением отмечает Арам Абраамян.

Заявление Аркадия Гукасяна

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян убежден, что существует единственный путь присоединения Нагорного Карабаха к переговорному процессу: Армения должна отказаться от переговоров с Азербайджаном. "Пока Армения ведет диалог с Азербайджаном без Карабаха, Баку не согласится на переговоры со Степанакертом", - заявил Гукасян. По его словам, "естественно, что Баку заинтересован в переговорах лишь с Арменией, так как получает от этого формата хороший пропагандистский эффект: легко доказать, что Армения является агрессором, захватила азербайджанские земли". "У меня есть формула: когда Баку проводит переговоры лишь с Арменией, то занимается пропагандой. А когда начнет вести переговоры с Нагорным Карабахом, для меня это будет сигналом, что Азербайджан пытается решить проблему", - отметил президент НК в интервью радиостанции "Свобода".

Эти высказывания не укладываются в рамки оценок, которые власти Армении сих пор давали процессу урегулирования, пишет газета "Аравот". Пессимизм карабахского лидера в отношении перспектив урегулирования конфликта и оптимистические заявления властей Республики Армения, сделанные до переговоров в Рамбуйе, а точнее, после встречи сопредседателей Минской группы ОБСЕ, очевидно, были первыми проявлениями разногласий в подходах руководителей Армении и НК. Касаясь урегулирования конфликта, Гукасян сказал: "Учитывая отсутствие активного переговорного процесса, я не считаю, что все эти вопросы можно будет урегулировать в течение месяца или года". То, что происходит сегодня между Арменией и Азербайджаном, по мнению президента НК, нельзя считать переговорным процессом. "Всего лишь раз или дважды в месяц проводятся встречи министров иностранных дел и раз в четыре месяца - президентов, что нельзя считать переговорным процессом. Фактически переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ на сегодняшний день отсутствует", - сказал Гукасян. По его словам, только в ходе переговорного процесса и в реальном формате, когда в переговорах примет участие и Нагорный Карабах, можно будет найти пути выхода из этой ситуации. "Есть лишь одна форма присоединения Карабаха к переговорному процессу - отказ Армении вести переговоры с Азербайджаном, - сказал Гукасян. - Другого выхода нет. Естественно, что Азербайджан заинтересован вести переговоры и говорить только с Арменией, поскольку этот формат позволяет им получать хороший пропагандистский эффект: легко доказать, что Армения - агрессор, что она оккупировала территории Азербайджана и так далее. И до тех пор, пока Армения будет говорить с Азербайджаном без участия Нагорного Карабаха, Азербайджан не согласится начать переговоры с НК". А возможно ли, что в этих условиях переговоры вообще будут прекращены? "Я понимаю, что здесь есть сложности: если Армения откажется от участия в переговорах с Азербайджаном, то через какое-то время вообще ничего не будет. И это тоже опасно для процесса, поскольку Азербайджану надо будет созреть для возвращения к тому формату, с которого мы начали. Я считаю, что выбор за руководством Армении. Оно должно решить, продолжать переговорный процесс в надежде на вариант, который будет относительно выгоден всем сторонам, или предпринять резкие шаги, отказавшись говорить с Азербайджаном до тех пор, пока эта страна не поймет, что без участия Карабаха вопрос не решится", - отметил Гукасян. По его словам, о таком подходе власти Армении проинформированы. "Однако об этом вслух не говорилось, поскольку уже несколько лет посредники утверждают, что Азербайджан, ведя переговоры с Арменией, может пойти на большие уступки, чем если в переговорах примет участие и Карабах. Нас таким образом успокаивали. Но мы видим, что это не так. Мы проявили достаточно терпения, а Азербайджан использует одни и те же фразы: "территориальная целостность", "Карабах - неотъемлемая часть Азербайджана". Чаша нашего терпения уже переполняется", - заявил президент НК. "Мы должны активизировать нашу политику, - добавил Гукасян. - На мой взгляд, есть урегулирование и есть вопрос международного признания Карабаха. В этом случае нам (я не исключаю также Армению) надо будет действовать более активно. Если так будет продолжаться, то есть если мы убедимся, что Азербайджан действительно не готов к каким-либо уступкам и хочет только получить, нам придется поставить вопрос о том, чтобы Армения признала независимость Нагорного Карабаха. Это во-первых. Во-вторых, с помощью Армении мы должны попытаться поработать в направлении международного признания НКР, потому что наши собственные возможности ограничены. Будучи непризнанным государством, Карабах не представлен ни в одной международной организации, не имеет посольств, что, естественно, осложняет нашу работу". А готова ли общественность принять предлагаемые варианты урегулирования проблемы? По словам Гукасяна, "создана атмосфера недоверия". "В Азербайджане каждый день звучат лозунги: "Армянин - наш враг. Мы должны силой освободить наши земли. Армян следует изгнать из Карабаха". На этом фоне говорить об урегулировании проблемы несерьезно. Проблему можно решить только в атмосфере взаимного доверия, когда стороны слышат друг друга и уверены, что им не будет нанесен удар со спины. Такой атмосферы, к сожалению, нет".

"Несмотря на то, что политические и общественные силы НКР давно ждали подобного заявления своих властей, слова Аркадия Гукасяна были насколько ожидаемы, настолько же неожиданны... Практически все политические силы НКР поддерживают точку зрения президента и настаивают на том, что необходимо сделать все для того, чтобы Карабах стал стороной переговоров", - пишет газета "Айкакан жаманак". По мнению экс-министра иностранных дел Армении Александра Арзуманяна, не исключено, что заявление Гукасяна согласовано с Робертом Кочаряном и, после провала переговоров в Рамбуйе, является "совместной угрозой в адрес Азербайджана и мировой общественности: угрозой выйти из переговорного процесса".

По мнению газеты "168 Жам", объективно в позициях Армении и Нагорного Карабаха различий быть не может, поскольку "потерять Карабах - означает оказаться в гораздо более тяжелой ситуации, втянуться в новую войну и, наконец, потерять всю Армению". "Очевидно, что президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян всего лишь обращает внимание на то, что вывод НК из переговорного процесса был серьезной политической ошибкой".

Депутат парламента Нагорного Карабаха Гегам Багдасарян в интервью газете "Аравот" заявил: "В том, что Карабах выбыл из переговорного процесса, виноват не только Азербайджан, но и власти Армении. А это очень опасно, поскольку в переговорном процессе армянская сторона "вооружена" правом наций на самоопределение, а азербайджанская - принципом территориальной целостности. В действительности в руках азербайджанцев этот принцип является козырем только в плоскости отношений Армения-Азербайджан. Они это хорошо понимают, поэтому и перенесли вопрос в плоскость Армения-Азербайджан. Этому способствовали также власти Армении. Тем самым они поставили в трудное положение не только Карабах, но и саму Армению".

Карабахская партия "Свободная Родина" пока не успела обсудить и сделать выводы по заявлению президента Гукасяна с призывом к Армении выйти из переговорного процесса. Об этом, сообщает karabakh-online.com, сообщил сопредседатель партии Арпат Аванесян, который напомнил, что ту же мысль он выразил в одном из своих интервью месяц назад. "Политическая элита НКР стала достаточно влиятельным фактором, и недопущение НКР в переговорный процесс ни к чему хорошему не приведет", - заявил Аванесян. "Аркадий Гукасян - опытный политический деятель, и он выбрал очень удачный момент для такого заявления. Представьте себе состояние президента, в стране которого все средства массовой информации трубят об одном, а народ ожидает совсем иного. Президент в такой ситуации должен сделать соответствующее заявление, чтобы огородить народ от потрясений", - сказал Аванесян.

С того дня, как Армения наиболее активно вовлечена в переговорные процессы по карабахскому вопросу, на столе переговоров появляются предложения, которые в принципе можно обсудить. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявил министр иностранных дел РА Вардан Осканян, комментируя по просьбе СМИ недавнее заявление президента НК Аркадия Гукасяна. "Было время, когда позиция Армении была следующей: для Армении было бы приемлемо то, о чем договорятся Нагорный Карабах и Азербайджан. Однако сейчас мы получаем такие предложения, которые абсолютно неприемлемы для армянской стороны. Очевидно также, что другие государства относятся к признанным государствам иначе, чем к непризнанным", - подчеркнул министр иностранных дел РА. По словам Осканяна, согласно договоренности с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, после уточнения принципов карабахского урегулирования Нагорный Карабах в качестве стороны переговоров примет участие в обсуждении подробностей соглашения. Министр отметил, что эту договоренность принял и Азербайджан.

Газета "Азг" отмечает, что разъяснения Вардана Осканяна вовсе не проливают свет на причины, побудившие президента Нагорного Карабаха озвучить свои разногласия с руководством Армении. Не похоже ли приглашение к участию Карабаха в переговорах после уточнения принципов урегулирования на "послеобеденную горчицу"? - спрашивает газета. Если страна, пусть даже непризнанная, и ее руководство не могут принять участие в вынесении принципиальных решений по ее вопросам, зачем ей участие в обсуждении мелочей? Газета считает, что вопрос этот еще не скоро разъяснится - "видимо, разногласия президента НК и руководства Армении имеют глубинные причины".

На вопросы газеты "Аравот" ответил депутат фракции "АРФ (Армянская революционная федерация - прим. ИА REGNUM) "Дашнакцутюн" - Движение-88" Национального Собрания Нагорного Карабаха Гегам Багдасарян.

"Чем обусловлено то обстоятельство, что парламент НКР, который почти 10 лет не обсуждал вопросы, связанные с карабахским конфликтом, сейчас решил провести в марте слушания по этой теме?

То, что парламент НКР до сих пор не обсуждал карабахскую проблему, я считаю абсурдом. Этот вопрос рассматривался в различных международных структурах, в парламентах многих стран, но в самом Карабахе мы ни разу его не обсуждали. Как это ни обидно, но в Карабахе карабахская проблема не актуальна. Это имеет ряд причин, которых я бы не хотел касаться, это отдельная тема. Но одна из причин, по которой парламент до сих пор не обращался к данному вопросу, состоит в том, что Карабах сейчас не представлен в переговорном процессе в качестве стороны переговоров. Мы совершили большую ошибку, позволив превратить НК из субъекта переговоров в их объект. С армянской стороны урегулирование проблемы взяла на себя власть Армении, а представительский орган НКР и власти в целом занимают выжидательную и, на мой взгляд, пассивную позицию, которая ни к чему хорошему не приведет. Хотя, как мне кажется, с проведением парламентских слушаний лед тронется.

Согласно сообщению Ассошиэйтед пресс, Роберту Кочаряну и Алиеву не удалось достичь согласия лишь по двум важным вопросам - о статусе Нагорного Карабаха и выводе армянских сил из Кельбаджара. А министр иностранных дел Азербайджана заявил, что удалось договориться по 7 из 9 обсуждавшихся вопросов. Имеет ли законодательный орган НКР хотя бы приблизительное представление, по каким вопросам достигнуто согласие?

С сожалением должен отметить, что карабахская общественность абсолютно не проинформирована не только о встрече в Рамбуйе, но и вообще о нюансах переговорного процесса. Уверен, это относится не только к общественности. Власти НКР тоже не обладают всей информацией. Во всяком случае, когда 15 февраля на заседании парламента НКР прозвучал вопрос о результатах переговоров в Рамбуйе, представитель министерства иностранных дел всего лишь отметил, что после этой встречи состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Карабаха, которая, возможно, что-то прояснит и для наших властей, и для карабахской общественности. Что касается того, достигли или не достигли договоренностей по тем или иным вопросам, мы относимся к этому спокойно, поскольку считаем, что, несмотря ни на что, последнее слово останется за нами. Давно говорится о необходимости уточнения рамок полномочий в переговорном процессе двух армянских государств, то есть в каком вопросе полномочна Армения, а в каком - НКР. Во всяком случае, есть несколько вопросов, которые входят в рамки компетенции именно Карабаха. Это вопросы о статусе, возвращении территорий и беженцев. Любые переговоры или договоренности могут быть действительно полезны, если, подчеркиваю, мы оставим за собой право на последнее слово. Не знаю, придерживаются ли такой позиции власти НКР. Во всяком случае, карабахское общество считает, что существуют по меньшей мере 2-3 вопроса, по которым последнее слово должно быть за народом Карабаха.

Пресс-секретарь президента Армении сообщил, что когда в Рамбуйе стало очевидно, что добиться результатов невозможно, "Роберт Кочарян предложил обобщить переговоры. Президент Кочарян ценит свое время и считает несерьезной имитацию переговоров, в том числе затягивание срока пребывания в прекрасном Париже". Считаете ли вы оправданным прекращение переговоров?

Мне трудно что-либо сказать. Оценки, я думаю, должны давать политические силы Армении. Сегодня мы фактически находимся в роли стороннего наблюдателя и лишь внимательно следим за развитием событий. Вот когда вопрос переместится в плоскость отношений Азербайджан-Нагорный Карабах, тогда и мы окажемся в более благоприятной ситуации, улучшится и положение Армении. Мы считаем, что Армения должна быть гарантом безопасности и права на самоопределение народа Нагорного Карабаха. И до тех пор, пока этого не произойдет, мы останемся в роли наблюдателя.

Деятели Армении считают, что поскольку сейчас на переговорах обсуждается вопрос определения статуса Карабаха посредством отложенного референдума (этого никто не опровергал), то необходимо вести политику по возвращению в Карабах семей, покинувших область после 1990 года, чтобы во время референдума было обеспечено процентное соотношение. Уместно ли это предложение?

Не считаю такой подход правильным по той простой причине, что мы предлагаем конкретные шаги по ситуации, которой нет и, вполне возможно, никогда не будет. Кроме того, мне кажется, давно пора, чтобы карабахская проблема перестала быть в Армении основным фактором внутриполитических событий, смены власти или ее сохранения. На данный момент в процессе урегулирования конфликта есть куда более серьезные вопросы, и я бы посоветовал сосредоточить все внимание именно на них. Сейчас, как мне кажется, самой важной проблемой является перевод переговоров в плоскость отношений Азербайджан-Нагорный Карабах, и в этом вопросе властям Армении и НКР предстоит многое сделать. Власти Карабаха должны наконец набраться смелости и начать проводить самостоятельную политику, а не ждать каждый раз, как власти Армении отреагируют на то или иное явление. Остальные вопросы, я думаю, являются второстепенными". ("Аравот").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.01.17
«Трамп начинает править в духе Мадуро и Ким Чен Ына»
NB!
24.01.17
Россия передала сирийской оппозиции проект новой конституции Сирии
NB!
24.01.17
Россия, Иран и Турция побеждают в Астане
NB!
24.01.17
Порошенко продолжил дело Ющенко о признании «голодомора» геноцидом
NB!
24.01.17
Почему польские националисты делают ставку на Россию и Китай
NB!
24.01.17
Аграрные мечты Киева: Украина скоро будет кормить 400 — 500 млн человек
NB!
24.01.17
СМИ: Грузия будет предметом торгов Трампа и Путина
NB!
24.01.17
На объекты в России было около 70 млн кибератак — ФСБ
NB!
24.01.17
Колчак не прошел: суд постановил снять доску адмиралу в Петербурге
NB!
24.01.17
Задержанный в Вашингтоне корресподент RT может попасть в тюрьму на 10 лет
NB!
24.01.17
Bloomberg: в России появился новый долларовый миллиардер
NB!
24.01.17
Министр труда РФ назвал причины падения рождаемости в Чечне и Ингушетии
NB!
24.01.17
Треть лишних бюллетеней: на выборах в Тюменской области готовили вброс?
NB!
24.01.17
Зажигая очаги культуры: Волгоградцы протестуют против закрытия библиотек
NB!
24.01.17
В России благодаря санкциям появился новый долларовый миллиардер
NB!
24.01.17
«Архитектурный бандитизм»: главный архитектор Воронежа задержан за взятку
NB!
24.01.17
Почему до сих пор не посадили Чубайса?
NB!
24.01.17
ФСБ: Объекты РФ за год подвергались кибератакам порядка 70 млн раз
NB!
24.01.17
Посадочное устройство разбившегося Boeing 747 было исправно — МАК
NB!
24.01.17
Франция требует белого кардинала
NB!
24.01.17
«Доллар ослаб»
NB!
24.01.17
Хунту снесет шоковая украинизация