С достижением Азербайджаном независимости отношения между этой страной и Ираном претерпевали метаморфозы от братских к враждебным. Однако, в последние годы они вновь потеплели. Что за этим стоит, и каковы дальнейшие перспективы и риски? С этим и другими вопросами корреспондент ИА REGNUM обратился к руководителю Исследовательско-аналитического Центра "Мир, демократия и культура", конфликтологу Рауфу Раджабову.

- Взаимоотношения между Азербайджаном и Ираном развиваются аритмично, накопившихся за все эти годы проблем предостаточно, и полагать, что все они будут разом решены, ни что иное, как сверхмерный оптимизм. Недавно Иран в очередной раз выразил готовность взять на себя миротворческую миссию по урегулированию взаимоотношений между Азербайджаном и Арменией. Однако вспомним, что 7 мая 1992 года в Тегеране по инициативе и предложению иранской стороны в рамках дипломатических усилий по нормализации ситуации в Нагорном Карабахе и на азербайджано-армянской границе, а также сближению позиций в целях ослабления напряженности в регионе, было принято Совместное заявление глав государств Азербайджана, Армении и Ирана. Буквально через сутки, т.е. 8 мая 1992 года, была оккупирована армянскими вооруженными силами Шуша (второй по величине город в Нагорном Карабахе, большинство населения которого до начала конфликта составляли азербайджанцы - ИА REGNUM).

Азербайджано-иранская граница все еще остается полосой нестабильности. Неоднократно азербайджанские пограничники пресекали попытки наркодельцов по созданию транзитного коридора для афганского опиума и трудовых мигрантов из Афганистана и Ирака. Особый интерес представляет то обстоятельство, что до проведения коалиционными войсками США и Великобритании антитеррористической операции в Ираке, Иран неоднократно демонстративно нарушал воздушное и морское пространство Азербайджана. Хотя существующие противоречия между двумя соседними странами должны решаться исключительно мирными средствами и лишь за столом переговоров. Отрадно, что руководство ИРИ вынуждено было осознать эту простую истину. По сей день из-за неконструктивной позиции Ирана не представляется возможным определить статус Каспийского моря, что крайне негативно сказывается на поступательном развитии стран региона "Большого Кавказа".

СССР еще до Второй мировой войны подписал с Ираном два договора, согласно которым Каспий признавался общим советско-иранским морем, и две прикаспийские страны получали равные права на использование его акватории в целях рыболовства и судоходства. Однако, в те далекие годы никто не мог и представить, что главным богатством Каспия станут не его воды, а дно Каспия. Проблема возникла после падения советской империи и появления пяти прикаспийских государств.

Единственным документом, определяющим права прикаспийских стран на те или иные участки каспийского дна, является ведомственная инструкция Министерства нефтяной промышленности СССР, выпущенная в 70-х годах. Согласно инструкции, дно Каспия делилось на сектора ответственности, каждый из которых в целях геологоразведки закреплялся за министерствами геологии РСФСР, Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Именно согласно этому документу имеет место деление Каспийского моря на национальные сектора, различающиеся по размерам: Казахстану отведено - 30 % дна, Азербайджану - более 19 %, России -18,7 %, Туркмении - более 18 %, а Ирану- 14,3 %. Очевидно, что дальнейшее раздувание конфликтов на Каспии может стоить всем участникам каспийских проектов очень дорого. Так, по оценкам аналитиков, прикаспийский регион через 15 лет мог бы давать 5 млн. баррелей нефти в день. Тем не менее, такие вопросы решаются не количеством крейсеров и эсминцев, а с позиции права, наличием разума и воли у руководителей прикаспийских государств. К сожалению, ни одна страна каспийского региона не обратилась в международные правовые инстанции с целью перевода существующей проблемы в плоскость поиска ее юридического решения в соответствии с международным правом.

Начало геополитической игры на утверждение в регионе "Большого Кавказа" геостратегических устремлений стран НАТО, а главное, реализация их намерений, не могут не способствовать изменению баланса сил и на Южном Кавказе. Хотя, не исключено, что это может обернуться благом для всего региона, т.к. замороженная на протяжении последних 12 лет ситуация на Южном Кавказе характеризуется затяжными конфликтами. Воспринимать эти геополитические устремления надо спокойно, тем более, что аналогичные желания имеются и у России. И это вполне нормально. Удивляет другое. Как можно игнорировать американские геополитические интересы в Азербайджане, забывая о миллиардных инвестициях в экономику республики со стороны США? Однако, Азербайджан, как и другие страны региона, в первую очередь интересуют не геополитические игры мировых держав, а покой и стабильность - сегодня и на долгосрочную перспективу. Азербайджан должен и обязан заявить о своих стратегических приоритетах во внешней политике, чтобы не создавать ошибочных иллюзий у своих соседей и партнеров. Азербайджан в состоянии обеспечить своими силами безопасность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а также решать и другие более сложные вопросы своей национальной безопасности. Азербайджан - не поле для столкновения интересов. Интересы не оспаривают, а предлагают выгодные условия для их реализации. Следовательно, мировые державы должны с уважением относиться к вопросам безопасности каждой отдельно взятой страны региона. Мировым державам не стоит забывать о том, что их столкновение может привести к пожару в регионе, тушить который, как всегда, придется самим кавказским странам.

По данным спецслужб США, Иран должен разработать ядерную бомбу к 2007 году. Вполне ясно, что администрация Вашингтона не будет ждать часа "Х", когда Иран разработает свой ядерный "зонтик". США и страны ЕС (Германия, Франция и Великобритания) уже запустили механизм по дискредитации режима в Тегеране и взятию Ирана в блокаду.

После падения режимов "Талибана" в Афганистане и Саддама Хуссейна в Ираке военно-политическая ситуация вокруг ИРИ кардинально изменилась. Армия США стоит на границах с ИРИ как со стороны Афганистана, так и со стороны Ирака. Оттого дополнительно вводить войска США в Азербайджан не имеет стратегического смысла. Риторика администрации Вашингтона, записавшего ИРИ в состав "оси зла", прибрела совсем иную тональность - это осознают и в Тегеране. Неудивительно, что последние внешнеполитические инициативы Тегерана в отношении Азербайджана и в целом Южного Кавказа продиктованы желанием ИРИ приоткрыть завесу политики "закрытых дверей" и обезопасить себя.

Уже совершенно очевидно, что будущее столкновение в его классическом виде, не носящем характера антитеррористической операции, вспыхнет между НАТО и Ираном. Хотя сегодня в прогнозах именно такого характера Североатлантический альянс не упоминается вовсе, а фигурирует лишь США. Однако, осмелимся предположить, что исход схватки ясен: победа останется за НАТО. Это понимают и в Тегеране. Иранские власти пытаются в самые сжатые сроки изготовить-таки "грязную" ядерную боеголовку, которая, по их мнению, может предотвратить военную акцию. Прецедент уже имеется, вспомним хотя бы Северную Корею. Регион "Большого Кавказа", и в том числе Азербайджан, имеет сильную энергетическую инфраструктуру. Топливно-энергетические сооружения, гидросооружения, атомные электростанции, химические производства, города-мегаполисы - все это при высокоточном поражении неминуемо влечет самые разрушительные последствия, вплоть до техногенных катастроф. Таким образом, высокоточное оружие, применяемое избирательно против уязвимых объектов, может вызвать те самые сверхчувствительные потери, которые раньше рассчитывали получить с помощью ОМП. Руководители США, Франции, Германии и Великобритании выражают свою обеспокоенность в связи с возможным применением Ираном ОМП в межгосударственных военных конфликтах. Хотелось бы надеяться, что вышеназванные страны не допустят применения иранских ракет среднего радиуса действия. Вот почему США, Франция, Германия и Великобритания сделают все возможное, чтобы решить иранскую проблему до 2008 года.

Наличие в Азербайджане американских или еще каких интересов не является причиной для беспокойства в Тегеране. Друзей не навязывают, ими становятся. Азербайджан из соображений прагматизма и рационализма никак не может не поддерживать добрососедских отношений с Ираном. Азербайджан, имея неурегулированный конфликт на своей территории, уязвим в случае возможного обострения ситуации в регионе. Конечно, никто не может запретить Азербайджану заключать военные союзы с той или иной страной. В данном случае все должно иметь конкретный характер: насколько это соотносится с национальными интересами Азербайджана?

Поэтому, в перспективе Азербайджан должен сделать ставку на тот военно-политический блок, который даст гарантии территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Азербайджану невозможно избежать размещения в той или иной форме иностранных военных группировок. Однако, это должно вытекать из стратегического партнерства Азербайджана и военно-политического блока, иными словами из стратегической целесообразности данного шага. Все иностранные военные объекты на территории Азербайджана должны носить временный характер и быть направлены на повышение обороноспособности страны и национальной армии, как гаранта безопасности Азербайджана.