2 месяца автобусные компании Владивостока возят льготников за свой счет

Владивосток, 28 февраля 2006, 03:09 — REGNUM  Комиссия Общественной палаты Владивостока по вопросам законодательства и правового взаимодействия с органами власти обратилась в прокуратуру Приморья и в полпредство с просьбой провести финансовую проверку "с целью установления соответствия требованиям порядка расходования средств городского бюджета, нацеленных на компенсацию расходов транспортных компаний за перевозку пассажиров льготных категорий". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 28 февраля в Общественной палате города.

Напомним, что с середины февраля автотранспортные предприятия Владивостока, обеспечивающие внутригородские пассажирские перевозки, обратились в администрацию с просьбой решить вопрос по компенсации проезда льготников. Тогда же автобусниками была запланирована акция протеста, которая не состоялась из-за неорганизованности, так как многие автобусные компании узнали о планируемой акции позднее из СМИ, и в день, когда она должна была состояться, половина автобусов все-таки вышла на линии. Не получив от администрации вразумительного ответа, автотранспортники обратились к полпреду и прокурора края с жалобой.

В распоряжении редакции ИА REGNUM оказался текст этой жалобы:

"Предприятия городского пассажирского транспорта общего пользования города Владивостока, обращаются к вам с просьбой дать правовую оценку сложившийся на сегодняшний день, неоднозначной с точки зрения закона, ситуации в области равной доступности внутригородского транспорта общего пользования.

Отсутствие бюджетных средств, целью которых является возмещение транспортным организациям льготного проезда в общественном транспорте, удорожание стоимости топлива, услуг в сфере транспортной инфраструктуры, инфляционные проявления - все это может свидетельствовать о явно выраженной тенденции невозможности реализации на этом рынке услуг перевозки. Как следствие, данное обстоятельство ведет к ущемлению законных прав и интересов организаций - перевозчиков.

Краткий анализ гражданского законодательства России, регламентирующего вопросы перевозки пассажиров, а также предусмотренных льгот и их компенсаций позволяет аргументировать наши доводы следующим.

Из общего правила, договор перевозки пассажиров в общественном транспорте является публичным договором, когда перевозка осуществляется коммерческой организацией транспортом общего пользования по обращению любого гражданина или организации (ст. 426, ч. 1 ст.779 ГК РФ). Такая организация не вправе отказать в перевозке обратившемуся к ней гражданину или юридическому лицу при наличии возможности осуществить перевозку, а также оказывать предпочтение одному лицу перед другим, если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом. За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ч. 1 ст. 790 ГК РФ).

При этом частью 5 этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, обязанность по возмещению расходов, понесенных перевозчиками в связи с оказанием услуг по льготным пенам, возлагается на государство, органы местного самоуправления и исполняется за счет бюджетных средств. Приведенная норма обычно воспроизводится в правовых актах, предусматривающих льготы по провозной плате.

В своей совокупности, ссылки на указанные выше нормы позволяют сделать вывод о том, что предоставление ряду категорий граждан льготной оплаты проезда в общественном транспорте обусловлено соблюдением нескольких условий:

во-первых, прямое закрепление в законе или ином нормативном правовом акте гарантии государства по предоставлению соответствующей льготы;

во-вторых, обязанностью государства перед коммерческими транспортными организациями компенсировать расходы, возникающие у последних в связи с перевозкой граждан льготных категорий.

Реализация актов, гарантирующих гражданам право льготного проезда в общественном транспорте, возможна только тогда, когда суммы, необходимые для возмещения соответствующих расходов, включены в расходную часть соответствующего закона о бюджете. Данное утверждение базируется на нормах закрепленных в ст.ст. 83-86 Бюджетного кодекса РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. внесены изменения в некоторые законы Российской Федерации, существенно ограничивающие права некоторых категорий граждан в области социальной государственной поддержки.

Примером может служить Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 08.05.2005 г.), в соответствии с которым льготы по проезду в городском общественном транспорте были исключены из мер социальной поддержки ветеранов. Между тем меры социальной поддержки социально не защищенных слоев граждан могут устанавливаться законами субъектов Российской федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Администрацией Приморского края, в соответствии со ст. 56, 57, 62 Устава Приморского края, а также в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, и обеспечения взаимодействия администрации Приморского края, муниципальных образований и транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки транспортом общего пользования, изданы постановления от 28.01.2005 № 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края", от 30.05.2005 № 101-па "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Приморского края от 28.01.2005 № 20-па".

Кроме того, администрацией города Владивостока, в развитие социальной политики, издано также Постановление от 27.09.2005 г. № 1069, которым утвержден Порядок возмещения расходов по перевозке граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.

Необходимо обратить внимание, что данная нормотворческая деятельность, как краевых органов власти, так и органов местного самоуправления была поддержана и обеспечена соответствующим финансовым источником - Бюджетом Приморского края на 2005 г., утвержденным Законом Приморского края от 29.12.2004 № 200-КЗ "О краевом бюджете", статьи которого предусматривали расходы на "обеспечение доступности транспортных услуг граждан".

В настоящий момент проблема возмещения транспортных расходов со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления не разрешена. Компенсация расходов по перевозке в общественном транспорте города Владивостока с начала 2006 года не производится, несмотря на то, что администрацией города Владивостока сохранена 21 категория граждан, пользующихся правом льготного проезда, т.е. получающих льготы в "натуральном" виде. Как следствие, органы местного самоуправления и органы государственной власти, предъявляя требования по перевозке социально необеспеченных слоев населения, претендующих на соответствующую социальную гарантию, не выполняют одно из существенных условий, закрепленных в норме Гражданского кодекса РФ (ч. 5 ст. 790).

С учетом указного выше довода, обременение транспортных организаций по перевозке общественным транспортом граждан, имеющих право на социальную поддержку, но не обеспеченных ею со стороны соответствующего бюджета, может рассматриваться как несоответствующее основным принципам публичных договорных правоотношений в рассматриваемой области.

Принимая во внимание все выше изложенное, прошу Вас дать правовую оценку действий органов местного самоуправления как организатора перевозок и о возможности отказа со стороны организаций - перевозчиков от перевозки общественным транспортом граждан, подпадающих под категорию "льготник", но, тем не менее, не обеспеченных бюджетом компенсацией за льготный проезд коммерческим организациям".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
01.05.17
Разводка Японии и Южной Кореи: в чем взаимный интерес США и Китая
NB!
01.05.17
Голый зад в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике: невозможное возможно
NB!
01.05.17
Повлияют ли рейтинги губернаторов на итоги президентских выборов?
NB!
01.05.17
Молдавия: 39% — за ЕС, 40% — за ЕАЭС, 61% — за Путина
NB!
30.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего III
NB!
30.04.17
Дети говорят о войне: акция памяти на Ставрополье — фоторепортаж
NB!
30.04.17
Изнасилованная Окинава
NB!
30.04.17
В Калужской области скончался беженец с Донбасса, которому не дали убежища
NB!
30.04.17
Неделя в НХЛ: полуфинал Кубка Стэнли — в самом разгаре
NB!
30.04.17
«Спартак» второй раз в сезоне обыграл ЦСКА
NB!
30.04.17
Как Данияр Акишев управляет Национальным банком Казахстана
NB!
30.04.17
Украина готовится к авиационной атаке на Донбасс
NB!
30.04.17
Столичная «кошмарная демонстрация обрубков»: инвалиды требуют войны
NB!
30.04.17
«По закону» или «по понятиям»: как Великобритания уходит из ЕС
NB!
30.04.17
Ватикан напоминает Баку: Азербайджан – древняя страна христианства
NB!
30.04.17
«Жизнь Чернышевского». Вторая серия
NB!
30.04.17
Апология Германии: преступление, позор, покаяние
NB!
30.04.17
Тони Блэр: Тереза Мэй скрывает реальные последствия Brexit
NB!
30.04.17
Политическая рулетка распоясавшихся игроманов
NB!
30.04.17
Шоу для юного зрителя: Украинские ракеты «Ольха» и «Гром-2»
NB!
30.04.17
El País: «В Москве выселят 1,6 миллиона человек»
NB!
30.04.17
Соцопрос: Ни Макрон, ни Ле Пен не смогут объединить французов