Парфюмеры и фармацевты должны ожидать от нас новых сюрпризов: Валерий Драганов о законодательстве в сфере оборота алкоголя

Москва, 27 февраля 2006, 19:14 — REGNUM  О планах усиления роли государства в сфере контроля над рынком алкогольной продукции в России - в частности, о законопроектной деятельности, касающейся введения госмонополии на сырье для алкогольной промышленности - сообщил на пресс-конференции 27 февраля председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Валерия Драганова, прошло 2 месяца со вступления в силу федерального закона №102-ФЗ, и можно подвести первые итоги. В конце 2005 и начале 2006 года сложилась сложная ситуация, связанная с невыполнением правительством ряда обязательств - выпуска подзаконных актов. Главной проблемой стала задержка выпуска новых акцизных марок. "Это один из самых ярких результатов несвоевременной подготовки правительства в течение лета и осень необходимых нормативных документов. Мы уже тогда предвидели осложнения, о чем и предупреждали, - констатировал Драганов. По словам председателя комитета, бизнес по-разному отреагировал на сложную ситуацию "Те, кто платил мало налогов и находится в тени, чаще жаловался на отсутствие марок и этим аргументировали невозможность больше средств направлять в бюджет. Те же, кто работает полностью легально, в зоне открытой конкуренции, не торопились высказывать претензии правительству, и только лишь в начале февраля некоторые участники рынка предъявили судебные иски в связи с тем, что понесли убытки, - пояснил Драганов. С его точки зрения, "это реально отражает тревоги бизнеса в связи с перспективами работы этого закона". При этом надо участь, что это не обычный закон - это настоящая реформа, подчеркнул председатель комитета, и вряд ли стоит рассчитывать на то, что быстро удастся преодолеть закостенелые схемы, сложившиеся на рынке алкогольной продукции.

Учитывая ситуацию с марками, законодатели не рассчитывают на своевременное решение правительством и других вопросов, отметил Драганов. В связи с этим комитет позаботился о том, чтобы продлить срок принятого в декабре законопроекта, касающегося использования старых марок в новом году; в настоящее время депутаты ведут дискуссию, каким будет этот срок: на 2 месяца, до 1 июля или до конца года. "Бизнес не мог ввести в оборот на законном основании старые марки и старую продукцию, так как были введены новые правила оборота спирта и спиртосодержащей продукции. При отсутствии правительственных инструкций и самых марок рынок затормозился. Да и розница, из-за риска не продать вовремя необходимое количество старой продукции, не торопилась ее принимать, - пояснил председатель комитета.

Что касается инициативы о дальнейшей монополизации алкогольного рынка, то ее, по словам Валерия Драганова, обсуждает Экспертный совет, и скоро соответствующий законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму. "102-й закон уже практически вводит монополию на информацию о производстве и обороте спиртосодержащей продукции, поскольку вводимая единая информационная автоматическая система учета этой продукции фактически делает возможным для государства знать все о каждой капле спирта, - подчеркнул депутат. - Это ни что иное, как монополия - ни один участник рынка такими полномочиями не обладает. Введение новых марок также направлено не только на обеспечение безопасности, но они служат носителем информации".

К слову "монополия", по мнению Валерия Драганова, стоит относиться менее критично. "В советско-российском понимании это понятие подразумевает тотальный контроль государства над отраслью, но в современных условиях это не так, - считает он. - За рубежом под монополией понимает усиление государственного влияния, государственного регулирования. Государство сегодня готово взять на себя такую миссию и усилить регулирование в такой сфере, как сырье". По словам депутата, идет речь о создании национальной компании, которую стоит рассматривать, скорее, как некий комитет, учитывая специфику бизнеса, его нравственные особенности и социальную роль, риски в сфере охраны здоровья населения, культуры потребления. Функции этого комитета или компании могли бы не только сводиться к контролю над сырьем; он мог бы взять на себя роль расчетного центра, гарантируя бюджету 100%-ное поступление средств от дальнейшего распределения сырья и воплощения его в конкретной продукции.

Несмотря на то, что нынешним законом введены очень жесткие меры, остались и уязвимые места, добавил Валерий Драганов. "Сейчас мы думаем, как поступить, в связи с тем, что была допущена если не ошибка, то задержка принятия мер в отношении 100-миллилитровых емкостей со спиртосодержащей продукцией медицинского назначения, - подчеркнул он. - Известно, что немалая часть населения опохмеляется именно в районе аптек. Парфюмеры и фармацевты должны ожидать от нас новых сюрпризов: мы думаем над тем, чтобы обложить акцизом всю спиртосодержащую продукцию - не только для внутреннего, но и для наружного потребления. В борьбе за жизнь и здоровье людей это целесообразно. Пока парфюмерам удалось склонить депутатов к более либеральному варианту, но я не уверен, что это было правильным решением".

Новые меры помогут повысить качество продукции, уверен председатель комитета; более того, государству давно пора было этим заняться. Ежегодно число смертей от некачественного алкоголя составляет 40-60 тыс человек, подчеркнул Валерий Драганов; до недавнего времени теневой рынок, по скромным подсчетам, составлял около 60%. Объем нелегального оборота непищевого спирта в России составляет более 250 млн литров в год - треть от объема пищевого спирта. "Прежде две трети этого непищевого спирта отправлялось в желудки россиян; теперь мы поставили этому заслон, - подчеркнул депутат. По его словам, "паленой водки станет меньше; по смыслу закона она вообще должна исчезнуть", так как согласно новому закону нелегальное производство спиртосодержащей продукции рассматривается не как экономическое правонарушение, а как уголовное преступление.

Валерий Драганов уточнил, что пиво не является предметом регулирования этого закона; выведено из него и вино. Отдельный закон о вине сейчас готовится. "Акцизы на этот год не распространяется на натуральное вино, так как мы стимулируем его производство, а вот суррогаты, такие, как крепленное вино. Обложены повышенным акцизом до 18%, - добавил депутат. - Полагаем, что крепленого вина постепенно должно становиться на рынке все меньше".

Что касается возможного подорожания алкогольной продукции, то, по мнению Драганова, "нет экономических предпосылок к тому, чтобы сильно изменились цены: в основном они, как и прежде, будут меняться из-за акцизного фактора и уровня инфляции". Кроме того, по мнению председателя комитета, создание в этом секторе более прозрачного рынка позволит оздоровить конкуренцию, что может даже привести к некоторому удешевлению продукции.

Что касается итогов 2005 года, то, по словам Валерия Драганова, если в плане законодательства итоги можно охарактеризовать как положительные, то с точки зрения консолидации бизнеса итог, скорее, отрицательный. "В 2005 году продолжалось выяснение отношений в среде самого бизнеса, - отметил Драганов. - Правительство явно не спешило защищать его права, но нерешительность самого бизнеса является следствием кризиса внутри него. До тех пор, пока предприниматели не договорятся о том, что нужно быть безоговорочно прозрачными, кризис продолжится". В связи с этим председатель думского комитета призвал предпринимателей в 2006 году "жить по совести и платить налоги", чтобы деньги в бюджет поступали не в результате выполнения установленных правительством планов по сбору налогов, а благодаря правильно структурированному бизнесу, грамотному менеджменту и законопослушанию.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.