Различные аспекты реализации реформы местного самоуправления стали главной темой для обсуждения на расширенном заседании правительства Чувашии. Как передает корреспондент ИА REGNUM, речь шла не столько об итогах года, сколько о проблемах, которые существуют на муниципальном, прежде всего, поселенческом уровне. В частности, о кадровых проблемах, передаче полномочий, межбюджетных отношениях и повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Президент Чувашии Николай Федоров с министров и глав муниципалитетов спрашивал строго, а его критические замечания были весьма резкими. Федоров акцентировал внимание республиканских министерств и ведомств на методической помощи муниципалитетам. В органах местного самоуправления очень много некомпетентности, неквалифицированности, неграмотности, констатировал он. К ним добавляется "труднообъяснимая активная оппозиция по несоблюдению действующего законодательства". По словам Николая Федорова, в органы власти на уровне поселений и районов еще попадают люди, которые считают, что могут принимать решения, противоречащие действующему законодательству. Глава республики поручил правительству проводить регулярный мониторинг итогов развития муниципалитетов и составлять рейтинги самых неквалифицированных и некомпетентных органов самоуправления: "Давайте будем проводить такие конкурсы дураков во власти. Включая и городские округа, и муниципальные районы, и поселения. Для того, чтобы им стало стыдно и, может быть, они освободят место более квалифицированным людям". По мнению президента, это должно повысить ответственность избирателей за власть, которую они выбирают. Он поручил правительству регулярно доводить до общественности и СМИ объективную информацию о деятельности муниципалитетов и персональную оценку деятельности каждого главы. Обращаясь к главам, Николай Федоров рекомендовал им проанализировать показатели возглавляемых ими муниципалитетов и оценить их собственный управленческий вклад в показатели развития республики.

Возмущение президента вызвал и тот факт, что штатная численность администраций районов и городских округов до сих пор не уменьшена, притом, что их полномочия сократились. "Неужели у вас там сидят одни друзья и родственники?" - задался вопросом Федоров. Штатная численность должна быть скорректирована до 1 апреля. Если этого не будет сделано, нарушителей будут наказывать рублем через межбюджетные отношения. По словам президента, если штаты администраций будут превышать предусмотренные нормативы нагрузки, будет сокращено выделение бюджетных средств на инвестиционные программы. При этом о причинах такой политики будет информироваться население муниципалитетов.

Наказывать рублем в межбюджетных отношениях республиканские власти будут и тех местных чиновников, которые проявляют некомпетентность и безответственность в администрировании жилищно-коммунального хозяйства, в частности установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Предельный индекс платы за жилье для Чувашии установлен в размере 129%, за коммунальные услуги - 126%. В восьми муниципальных образованиях - шести районах и двух городах - этот потолок был превышен. Правительство рекомендовало им снизить размер оплаты за жилое помещение. По словам Николая Федорова, повышение тарифов должно быть постепенным, при этом местные чиновники должны хорошо прогнозировать развитие событий и допустимые пределы тарифов. Единственный способ для них вписаться в федеральные стандарты - снижать издержки, себестоимость коммунальных услуг, заниматься энергосберегающими технологиями, бороться с бесхозяйственностью и непроизводительными потерями.

Как отметил в своем выступлении министр финансов Чувашии Николай Смирнов, республика давно реализует провозглашенную правительством России политику бюджетирования по результатам. Одна из основных задач в условиях реформы местного самоуправления - развивать эту тенденцию и добиваться большей социальной эффективности. Смирнов подчеркнул, что в республике организован бюджетный процесс, обеспечивающий бесперебойное движение финансовых потоков между бюджетополучателями, но местное самоуправление должно показать готовность реализовать возложенные на них полномочия. А это, прежде всего, ответственность. В качестве примера министр привел ситуацию с земельным налогом. Без достаточного анализа многие районы и города повысили его в 5-7 раз, ухудшив финансовое положение налогоплательщиков, в первую очередь, предприятий. Если такие вещи будут происходить, это не лучшим образом отразится на самочувствии финансов муниципалитетов и на инвестиционном климате, отметил он. В действиях местного самоуправления и власти должна быть стабильность, подчеркнул Смирнов. По его оценке, не все муниципалитеты готовы к скорейшему разграничению полномочий. Это связано как с субъективными, так и объективными факторами. По словам министра, в сознании до сих пор присутствует представление о начальствующей роли муниципальных районов над поселением. Он напомнил, что поселение имеет равные права и финансово не зависит от района. По словам Смирнова, Кабинет министров всегда будет поправлять центробежные тенденции в области полномочий. Несколько запаздывают отдельные республиканские министерства и ведомства, которые должны оказать на начальном этапе методологическую помощь поселениям, на которые возлагаются новые полномочия. Серьезные вопросы возникают в связи с управлением коммунальной инфраструктурой. Министр финансов констатировал, что для поселений реально существует кадровая проблема. Чтобы не раздувать чиновничий аппарат, предлагается на республиканском уровне организовать спецкурсы по подготовке специалистов муниципальных образований. Такой чиновник должен быть универсальным специалистом и знать и жилищно-коммунальное, и дорожное хозяйство, и землеустройство.

Николай Смирнов пояснил, что на первом этапе местное самоуправление получает большую поддержку за счет республиканского бюджета. На 2006 года на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрено более 2 млрд. рублей. Однако с каждым годом средства из фонда сбалансированности будут сокращаться. В минувшем году плановое поступление доходов обеспечили 14 муниципальных районов и городских округов. Вопрос налогового администрирования для муниципалитетов по-прежнему актуален - при общем выполнении плана по доходам недоимки по региональным и местным налогам выросли на 11% и составили 158 млн. рублей. Существуют проблемы со сбором налога на совокупный доход с малого предпринимательства и транспортного налога. Николай Смирнов отметил, что если налоговая служба не успевает собирать эти налоги, эти обязанности можно было бы возложить на местные администрации.