На днях на Краснохолмском льнозаводе приступили к переработке льняной тресты нового урожая: первые из 400 тонн, поступивших на завод, привезли льноводы из хозяйства "Красное поле". Несмотря на засуху, им удалось на 300 гектарах вырастить неплохой урожай. До этого заводчане вынуждены были перерабатывать тресту прошлогоднего урожая и даже льняную соломку. Выход волокна из нее, конечно, меньше, но при умелой обработке вполне удовлетворительный.

Построенный в конце 1980-х один из самых больших льноперерабатывающих заводов области столкнулся в последние годы с большими проблемами. Во время приватизации заводчанам раздали акции и отправили новоиспеченных собственников в свободное плавание. Из-за отсутствия сырья завод, оснащенный четырьмя поточными линиями, многие годы фактически простаивал. При проектной мощности переработки 16 тысяч тонн тресты в год перерабатывалась едва ли четвертая часть от этого. А один год завод и вовсе не выработал ни единой тонны льноволокна и к началу нового века оказался на грани финансового краха.

В прошлом году новое руководство завода само инициировало процедуру банкротства. Этот шаг был предпринят в надежде оздоровить производство, сохранить коллектив, найти новые эффективные формы управления. В результате ОАО "Краснохолмский льнозавод" было ликвидировано, а оборудование и цехи сданы в аренду новой агрофирме, созданной под эгидой общественной организации "Патриот". В нее, кстати, в полном составе был переведен на работу и весь коллектив завода - 140 человек. По словам директора агрофирмы Ивана Никишина, заводчане самостоятельно засеяли лен на 110 гектарах заброшенной пашни и получили к осени неплохой урожай, который, правда, еще предстоит убрать до конца. Тем не менее, Иван Михайлович надеется, что в этом году завод не будет простаивать: если предоставить достойные условия, то свой лен на переработку привезут хозяйства Краснохолмского, Весьегонского, Сандовского районов. Это "если" заключается в одном - расчет за сданную тресту льноводы хотят получать сразу и желательно наличными. Купцы из Москвы и Вологды не первый год на таких условиях вывозят тверской лен к себе на переработку, а местные льнозаводы остаются без работы. И все из-за того, что имеют возможность рассчитываться с крестьянами по старинке - только через полгода.

Страдают от такого положения дел и сами льноводы: заезжие купцы, хоть и привозят "живые" деньги, полной цены за товар не дают. Льняное поле из года в год постепенно уменьшается. Многие хозяйства засевают всего лишь по 30-50 гектаров льна, да и те порой уходят в зиму под снег: для уборки не хватает топлива, техники, запчастей, На все нужны деньги, а лен приносит их всего раз в год. К лету в хозяйствах от них не остается и следа. Единственный выход - взять в банке ссуду под проценты, но в нашей зоне рискованного земледелия это, понятно, опасно. На Краснохолмском заводе в былые годы из костры (отходы переработки тресты) выпускали утеплительные плиты, кострабрикеты - отличное топливо для селян. В силу многих обстоятельств уголь или мазут стал сегодня не по карману льнозаводу, поэтому вся костра пошла на топливо в котельную. Пока заводчане ограничиваются производством льноволокна, но готовятся в ближайшее время начать выпуск ленты из пакли, без которой не обходится строительство бревенчатых домов, и даже лечебного продукта - льняного масла. Устойчивый спрос на эту продукцию наблюдается не только в России, но и за рубежом. Весной, например, китайские бизнесмены интересовались продукцией льнозавода в Красном Холме.

Однако, по мнению Виктора Гневышева, начальника управления сельского хозяйства Краснохолмского района, завод сегодня находится в неоднозначной ситуации. За прошедший год внешнего управления положение на заводе не улучшилось кардинальным образом. 25 октября антикризисный управляющий Вадим Бобков выставляет имущество льнозавода на торги. Пока не ясно, кто станет новым хозяином льнозавода, но уже можно говорить о том, что он столкнется с большими трудностями. Самая большая - отсутствие поставщика сырья. Если раньше хозяйства района выращивали лен на 6-8 тысячах гектаров, то в этом году едва осилили 1150. Льноводческая база утеряна, техника отсутствует, а людей, готовых, как раньше, вязать снопы вручную, нет.