За простой подвижного состава по вине грузовладельцев и морских портов на припортовых станциях и в поездах, оставленных без движения, ОАО "РЖД" собирается ужесточить финансовые санкции. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, заявил 17 февраля первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов по окончании видеоконференции, где обсуждалась кризисная ситуация на железных дорогах, вызванная простоями вагонов и массовым непредъявлением грузоотправителями согласованных грузов к погрузке. В видеоконференции приняли участие более 10 тысяч человек, в том числе руководители Минтранса, федеральных агентств железнодорожного, морского и речного транспорта, начальники железных дорог и портов.

В числе главных причин сложившейся ситуации Морозов назвал недостаточное взаимодействие портов с фрахтовыми компаниями и судовладельцами, несоответствие технического уровня портовых мощностей возрастающим объемам внешнеторговых перевозок грузов. По мнению Морозова, руководство портов не проявляет заинтересованность в инвестировании средств в свою инфраструктуру, используя в качестве "складов на колесах" железнодорожный подвижной состав.

Ситуация усугубляется постоянно растущим количеством временно оставленных без локомотивов (брошенных) поездов из-за их неприема грузополучателями - прежде всего, морскими портами, перевалочными нефтебазами и металлургическими предприятиями. К февралю число таких поездов возросло до 270. Наибольшее беспокойство у железнодорожников вызывает организация выгрузки в портах юга России.

Для стабилизации ситуации, считает Морозов, необходимо выработать целый комплекс мер. Уже сейчас в Новороссийске создана постоянно действующая рабочая группа по повышению уровня выгрузки. Впервые созданный штаб "ледовых операций" координирует работу ледоколов, которые пришлось привлечь в связи с промерзанием Азовского моря на 2,5 метра. Между тем, за январь и начало февраля 2006 года потери государства и регионов из-за отказов грузоотправителей от погрузки грузов по согласованным заявкам составили более 600 млн. рублей.