Олег Митволь: Дорога на Китай не должна нарушить экологию алтайского плато Укок

Горно-Алтайск, 17 февраля 2006, 19:01 — REGNUM  В Республике Алтай наиболее остро с точки зрения охраны природы стоят вопросы строительства автомобильной дороги в Китай и Катунской ГЭС. Об этом, как пишет 17 февраля "Коммерсантъ - Западная Сибирь", в ходе пресс-конференции в Новосибирске 16 февраля заявил заместитель руководителя Роспироднадзора Олег Митволь.

Митволь сообщил, что по проекту дорога должна пересечь плато Укок, включенное в список всемирного наследия "Алтай - золотые горы", поэтому даны указания руководителям соответствующих управлений Росприроднадзора на этапе государственной экологической экспертизы сделать все, чтобы не разрушить экологическую ситуацию в этом районе.

Что касается Катунской ГЭС, то, как заметил Олег Митволь, в свое время "была выдана экологическая экспертиза, обосновывающая лишь инвестиции в этот проект, а строительство самой станции не разрешено". По его мнению, "на проект получить экологическую экспертизу будет очень сложно из-за множества проблем, касающихся зоны затопления".

Как уже сообщало ИА REGNUM, в Горном Алтае идет судебный процесс по признанию недействительным заключения государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов (МПР) Российской Федерации по материалам "Обоснование инвестиций в строительства Алтайской ГЭС на реке Катунь в Республике Алтай". Данные судебные слушания инициированы общественной экологической организацией "Защита Тенгри". По данному делу 29 января 2005 года Чемальским районным судом уже было принято решение о признании недействительными заключения комиссии государственной экологической экспертизы МПР РФ по данному вопросу. Однако кассационная инстанция отменила решение суда первой инстанции и дело было направлено на рассмотрение в Чемальский районный суд, но в новом составе суда.

Идея строительства гидроэлектростанции на Катуни возникла еще во времена советской власти в 80-х годах прошлого века, однако в силу экономических трудностей, а также протестов экологической общественности, разработка этих планов была заморожена. В нынешнем проекте предполагается, что плотина ГЭС достигнет высоты 57 метров, годовая выработка электроэнергии - 180 млн. кВт ч. В целях строительства было создано ОАО "Горно-Алтайская ГЭС", 10% акций которого принадлежит властям Горного Алтая, остальное - московским компаниям ООО "Энергостройфинанс" и ЗАО "Элиттехнострой". Окупаемость проекта стоимостью 4 млрд. руб. инвесторы оценивают в 7-10 лет. Судя по расчетам заказчика-застройщика, которым является ОАО "Горно-Алтайская ГЭС", подпорные сооружения ГЭС будут располагаться на реке Катунь в полутора километрах выше деревни Еланда. Ожидается, что будет затоплено 748,4 га земель, площадь зеркала водохранилища составит 12,1 кв. км. После того, как было объявлено о том, что проект строительства ГЭС подходит к этапу своего практического воплощения, в республике вновь зазвучали протесты экологов.

Что касается дороги на Китай, то, как также сообщало ИА REGNUM, уже на протяжении ряда лет обсуждается возможность строительства прямого транспортного коридора из России в Китай по территории Горного Алтая, который граничит на юге с СУАР. Протяженность российско-китайской границы здесь составляет 54 км. Предполагается, что дорога пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас. Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии СО РАН. Власти республики также негативно относятся к идее строительства дороги через плато. В проекте программы социально-экономического развития республики на 2006-2009 года правительство республики предлагает наладить сообщение с Китаем через Монголию по маршруту Ташанта - Ульгий (МНР) - Кобдо (МНР) - Тайкишкен (КНР).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.