На заседании правительства Киргизии 14 февраля, где обсуждалось экономическое положение республики, был затронут вопрос о возможном дефиците сахара по вине заводов-производителей. Премьер-министр Феликс Кулов пригрозил руководителям заводов, что если они не начнут работать, то государство отберет предприятия у внешних инвесторов, передает корреспондент ИА REGNUM.

Представители предприятий сахарной отрасли говорят, что для начала работы им необходимо сырье. Той свеклы, которая была выращена в 2005 году, хватило на три месяца работы одному заводу, но сейчас производственные цеха стоят. 15 февраля директор АО "Кошой" Александр Барбалат заявил: "Мы не можем заключать договоры без согласования с антимонопольным комитетом. Из года в год это согласование длится месяцами, и чуть ли не годами. Мы свои проекты договоров отдали еще в ноябре прошлого года. К сожалению, подвижек практически нет".

Сегодня из семи киргизских заводов, производящих сахар, сохранились два, и те не работают из-за отсутствия сырья. Крестьяне не хотят выращивать свеклу, а заводы не могут сами устанавливать цену на корнеплод и работать себе в убыток. Сахарный бизнес - дело очень прибыльное. Крестьяне от выращивания свеклы получают до 30% прибыли - это самый большой показатель в сельском хозяйстве республики. Заводы помимо чистого сахара, реализуют также жом и патоку, однако еще большую прибыль получают контрабандисты, которые ввозят сахар в Киргизию нелегально. "В нашу республику много нелегального сахара завозится и цена, может быть, и удержится, а вот эти нападки на сахарное производство кому-то выгодны. Это преднамеренно идет. Как только "Кошой" остановится - хорошо. "Каинда" остановится - еще лучше, тогда можно везти свободно сахар и диктовать цены здесь в республике", - заявил Александр Барбалат.

Антимонопольный комитет Киргизии объявил закупочную цену на сахарную свеклу урожая 2006 года. Сахарные заводы должны будут принимать корнеплоды свеклы по 1400 сомов ($34) за одну тонну, а прибыль крестьян при этом составит около 350 сомов ($8,5). Люди простаивающих предприятий приходят на работу, а инвесторы платят им зарплату, чтобы запустить осенью производство, так сказать "с полоборота". Если урожая не будет, то проиграют все - инвесторы понесут убытки, десятки тысяч крестьян останутся без работы, а Киргизия без сахара. Чтобы крестьяне вновь начали сеять свеклу, заводы под свою ответственность готовы выдавать крупным хозяйствам кредиты на ГСМ и семена. Специалисты говорят, что в сельском хозяйстве год на год не приходится, и если 2005 год для свекловодов был не очень удачным в плане урожая, то в 2006 году все должно быть наоборот.