Рубиль нельзя - нам здесь жить (Правда Северо-Запада) Публичные слушания - штука хитрая. Эксперимент по их проведению в строительной сфере Архангельска оказался неудачным.

Как оказалось, строители и общественность не хотят слышать друг друга, а потому, чтобы не трепать нервы ни тем, ни другим, о публичном обсуждении проектов строительства благополучно забыли. У жителей города остался дедовский метод борьбы с застройщиками - жалобы во все инстанции, стихийные митинги и петиции властям. Ещё хуже - ситуация в сфере лесопользования.

По закону "Об экологической экспертизе" население имеет право контролировать деятельность властей при выделении лесных делянок предприятиям. Может не только высказывать свою точку зрения, но и отстаивать её. При желании отстоять можно лес, в котором всё село отдыхает, собирает грибы, ягоды или ходит на охоту. Интересы населения должны быть соблюдены как при строительстве предприятий или дорог, так и при заготовке леса.

Так гласит буква закона, но на практике в области её не применяли ни разу. Как признают наблюдатели, сегодня лесные публичные слушания в области проводятся формально, и нет ни одного случая, когда именно благодаря общественному мнению было бы завёрнуто какое-либо предложение лесопромышленников. Главная причина - незнание законов и низкая активность населения. Новые надежды на реализацию закона специалисты связывают с органами местного самоуправления: власть на местах знает интересы сельского жителя и не может их игнорировать, говорят специалисты.

Мнение это легко разбивается о реалии сегодняшнего дня и существующие у нас правила ведения бизнеса. Казалось, больше повезло тем муниципалитетам, где предприятия проходят лесную сертификацию. Согласно одному из её принципов предприятия в арендуемом лесфонде обязаны сохранять социально ценные леса. Сертификация - дело прибыльное, поэтому организации, проводящие её, игнорировать данный принцип не будут. Но тут сказывается российский менталитет: на "нет" и суда нет.

Свои пожелания население не высказывает. Причину, возможно, надо искать в недоверии ко всему происходящему в лесной сфере области. Сложно поверить, что кто-то из лесопромышленников откажется от прибыли, учитывая "глас народа". Отсутствие ответственности лесного бизнеса - вот единственное препятствие в реализации прав населения. По-прежнему она рассматривается как издержки производства, лишние расходы. Для наших лесных королей главным стимулом к проведению лесной сертификации является экономический эффект, а уж никак не учёт мнения населения и стремление стать равноправным и цивилизованным участником европейского рынка.

Предприятия сегодня сертифицируются под напором экологических организаций и европейских потребителей, государство заняло позицию стороннего наблюдателя, а население аморфно. Что будет в дальнейшем, посмотрим. Главное - мы вооружили население знаниями, а Всемирный фонд дикой природы - руководством к действию.

Дмитрий Федотов, консультант "Правды Северо-Запада" по вопросам экологии

Мнение экспертов

Андрей Щеголев, руководитель проектного офиса Всемирного фонда дикой природы в Архангельске:

- Проведение публичных слушаний - это требование закона. Сегодня общество, особенно в глубинке, не готово отстаивать свои интересы. Это наглядно показал опыт Коми и Пскова, где даже при активной работе с населением раскачать сельских жителей было сложно. Но это не значит, что надо оставить всё как есть. Если мы хотим жить в цивилизованном обществе, хотим, чтобы наш бизнес работал цивилизованно, мы все обязаны работать в этом направлении. Механизм участия населения в принятии решений в сфере лесопользования на уровне поселений - это публичные слушания. Сегодня в области активно идёт процесс сертификации лесов. Хотелось бы, чтобы все участники этого процесса приоритетным считали сохранение ценных лесов и учёт мнения местного населения.

Сергей Фёдоров, автор руководства по проведению публичных слушаний в сфере лесопользования:

Общественные слушания проводятся примерно год в рамках подготовки проектов для экологической экспертизы, однако надо отметить, что зачастую они проходит формально. При экологической экспертизе специалисты проверяют проекты на соответствие законам, при этом практически не учитывается мнение местных жителей. Если при проведении рубок главного пользования, расположенных далеко от населённых пунктов, затрагиваются интересы небольших групп, то при проведении рубок ухода в лесах вокруг поселений проблема стоит более остро. Зачастую конфликт интересов неизбежен, но всегда можно договориться. Именно это и есть отличительная черта цивилизованного общества - нахождение компромиссного варианта. Есть требования закона, есть мнение людей - напролом идти нельзя. Сегодня зачастую слушания проходят далеко от населённых пунктов, где непосредственно затрагиваются интересы жителей - в районном или областном центре. Это формальный подход, но выгодно всем: нет претензий, всё спокойно. Не надо рассматривать слушания как заведомый конфликт - это переговорная площадка для встречи заинтересованных сторон.

Афганский синдром (Архангельск)

Ветеранские организации, стремясь к одной общей цели, идут разными путями

Вот уже 17 лет прошло со дня окончания афганской войны, но нет-нет да и дает она о себе знать то занывшим осколком, то головной болью, то слезой матери, то бездушием чиновников. Все сошлось в один ряд, как в одну пулеметную ленту.

Не один пуд соли съели "афганцы", узнали, почем он, фунт лиха, пока создавали свои ветеранские ячейки. Позади разборки между собой да дележки шкуры неубитого медведя. И вроде бы мир наступил, ибо поняли, что делить-то, собственно, нечего. Но боль душевная от чиновничьего пустозвонства покоя не дает. Многое испытали "афганцы" - от жестких реплик "мы вас туда не посылали" до пустых обещаний помочь и поддержать. Впрочем, ветераны Афгана уже давно не верят обещаниям - сами себе помогают, сами себя поддерживают. Умудряются еще и поддержать "коллег по несчастью" - ветеранов чеченских войн.

Правда, сегодня каждая ветеранская организация, стремясь к одной общей цели, выполняет разные задачи, идет разными путями. У общественной благотворительной организации "Долг" основных задач три - сохранить Афгано-Чеченский мемориал, отстоять музейную выставку "Мы в душу ранены тобой, Афганистан" и создать областную Книгу памяти. Это помимо практически повседневной помощи семьям погибших и самим ветеранам.

Мемориалу уже около 15 лет. Сегодня он требует ремонта, обновления и постоянного ухода. Все эти годы средства на содержание мемориала "афганцы" зарабатывали сами либо искали спонсоров. Представители администраций области и города перед каждым праздником только обещали помочь, но оказалось, что обещанного 15 лет ждут. И только в прошлом году отдельной строкой вышло постановление о выделении из городского бюджета средств в размере 300 тысяч рублей на содержание и обустройство мемориала. Причем в этой же строке значатся пять миллионов на благоустройство всего Вологодского кладбища, на территории которого и находится Афгано-Чеченский мемориал.

- Конечно, это копейки, - говорит председатель ОБО "Долг" Александр Лелетко. - На мемориале дел много: что-то надо подновить, что-то заменить, что-то залатать. Необходимо, например, добавить на стеле фамилии ребят, погибших в Чечне, а одна только буква стоит порядка 20 рублей. Вот уже больше двух месяцев прошло со дня принятия решения о выделении средств, а мы так ничего и не получили.

Но путь у государевых денег, как известно, долог. Сначала из областного бюджета они перейдут в городской, из городского перекочуют на счета округов, в данном случае Октябрьского, на территории которого расположен мемориал. И пока окружной глава Сергей Несмеянов распорядится с "афганцами" поделиться - много воды утечет. Однако что тут деньги считать - память не выражается в денежном эквиваленте. Хотя материалистичное ее проявление постоянно требует финансовой поддержки. И это касается не только мемориала. Например, выставку "Мы в душу ранены тобой, Афганистан", которая расположена в областном краеведческом музее, из-за отсутствия средств давно затерли, как шхуну во льдах, платные выставки архангельских олигархов. И ютятся ценные экспонаты на маленьком пятачке. А ведь большинство из них, в частности личные вещи погибших архангелогородцев, родители от сердца оторвали.

Или, например, областная Книга памяти. С первого дня создания ветеранской организации в воздухе витает мысль о ее издании. Архангельская область на афганской войне потеряла 66 своих сыновей, им и должна быть посвящена книга. Материалы о каждом погибшем северянине практически уже собраны, родные поделились фотографиями, воспоминаниями, солдатскими письмами. Но все это уже лет пять пылится на полках. И причина все та же - отсутствие средств, ибо нынче издание книг дело дорогое. Были, конечно, неоднократные попытки собрать координационный совет с привлечением депутатов и чиновников разных мастей и уровней, проводились ежегодные "круглые столы", но все заканчивалось очередным сотрясанием воздуха и обещаниями.

- Обидно, - признается Александр Дмитриевич, - в Питере, в Москве и Екатеринбурге давно такие книги выпущены. В этих регионах погибшие на афганской войне исчисляются не десятками, а сотнями, и такие книги в память о них выпустили! У нас, слава богу, всего 66 павших, да и о тех книгу выпустить не можем. Понятно, что регионы эти побогаче будут, а мы что - совсем нищие? На памяти экономить будем?

В конце февраля - начале марта Александр Лелетко со товарищи вновь думает собрать координационный совет и сдвинуть с мертвой точки создание Книги памяти. И нет уже особой надежды на власть имущих, а посему надеется на общественность. Ибо с миру по копейке - северянам Книга памяти.

Перерасчет за декабрь (Каргополье)

Как помнят наши читатели, по результатам проверки начальнику Каргопольского отделения ПМРО ОАО "Архангельская сбытовая компания" прокурором района внесено представление об устранении нарушений закона. Речь идет об оплате декабрьских счетов за электроэнергию по новым ценам, установленным с 1 января 2006 года. В течение установленного законом месячного срока руководитель должен был принять меры к их устранению. Как сообщила в редакцию О.М.Белоногова, ст. помощник прокурора района, представление было удовлетворено, то есть претензии потребителей электроэнергии признаны справедливыми.

Теперь каждый потребитель электроэнергии, заплативший по декабрьским счетам по новым ценам 2006 года, должен обратиться, можно по телефону, в расчетную часть Каргопольского отделения ПМРО ОАО "Архангельская сбытовая компания", чтобы узнать, сколько он переплатил за электроэнергию. На основании этих обращений граждан и будут сделаны перерасчеты.