Жители Черкесска просят Путина решить: выбирать им или не выбирать мэра
Карачаево-Черкесия, 15 февраля, 2006, 14:55 — ИА Регнум. Из столицы Карачаево-Черкесии письма президенту России пишут сторонники и противники проведения прямых выборов главы Черкесска. Обе стороны конфликта уверены, что без вмешательства Кремля "мэрский вопрос" не разрешить. Как уже сообщало ИА REGNUM, 7 февраля Черкесский городской суд признал незаконным решение черкесского избиркома о проведении прямых выборов главы Черкесска 12 марта 2006 года. В своем решении суд сослался на предыдущее свое же решение от 19 августа 2005 года об отмене выборов, назначенных Черкесским Горсоветом на 25 сентября 2005 года.
Фундамент конфликта был заложен еще в декабре 2004 года, когда в рамках реализации федерального закона о местном самоуправлении парламент Карачаево-Черкесии наделил Черкесск статусом городского округа и установил его границы. В этом случае по закону сам субъект (Народное собрание республики) должен был установить дату выборов вновь созданного муниципального образования в срок до 31 марта 2005 года, но не сделал этого. В последующие две недели право назначения выборов переходило к избирательной комиссии, но и та не воспользовалась своим конституционным правом. Так как никто из перечисленных структур не воспользовался своим правом назначить выборы в отведенные законом сроки, теперь выборы должен назначить суд.
На момент принятия избирательной комиссией последнего решения о проведении выборов 12 марта в Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ по жалобе прокурора КЧР
Тем временем избирательная компания уже стартовала, 30 января были зарегистрированы 7 кандидатов на пост главы города, до дня голосования оставался 1 месяц. Председатель городской избирательной комиссии
Позицию черкесского горизбиркома поддержали региональные Единая Россия и КПРФ. Руководители партий обещали вывести людей на площадь перед мэрией с требованием прямых выборов в случае, если ВС России откажется рассматривать иск председателя горизбиркома, и уже подали заявку на проведение митинга в Черкесске 21 февраля с участием 5-6 тысяч человек.
Депутаты Черкесского городского Совета, напротив, не согласны с председателем Избиркома: "Черкесская муниципальная избирательная комиссия - механизм для организации и обслуживания выборного процесса и не более того, - сказал корреспонденту ИА REGNUM депутат горсовета Зураб Дугужев, - непонятно, по какому праву она позиционируется как активный участник политических процессов, а ее председатель, - как вождь местных политических партий".
" Мы пытались объясниться с
19 января Горсовет Черкесска принял новый устав, по которому прямые выборы вообще не предусмотрены, глава города избирается из числа депутатского корпуса (это норма предусмотрена законом), а глава администрации нанимается Горсоветом по контракту на конкурсной основе. В ответ на принятый устав и решение суда об отмене выборов лидеры 16 партий и общественных организаций республики, намеревавшиеся принять участие в выборах, приняли совместное обращение к
В свою очередь, депутаты Горсовета заявили, что, за исключением КПРФ и ЕР, подписанты обращения существуют номинально, никаким политическим весом не обладают и используются властью по мере надобности. 11 февраля Горсовет провел в мэрии Черкесска встречу с общественностью. Итогом встречи стало принятие обращения жителей Черкесска к
В ходе разгорающегося спора между избиркомом и горсоветом Черкесска решающее слово остается за судом. Понятно, что в таких условиях позиция суда становится объектом повышенного внимания сторон. Сторонники проведения прямых выборов главы Черкесска, как написано выше, обвиняют суд в злоупотреблении полномочиями в корыстных целях. Поводом к подобным заявлениям послужил тот факт, что в сентябре 2005 года черкесский городской суд признал незаконным продление полномочий мэру Черкесска
В вердикте об отстранении
В случае, если после утверждения Устава в министерстве юстиции, выборы главы Черкесска пройдут в соответствии с новым уставом, у
Между тем, депутаты Черкесского городского совета заявляют, что их не интересует интрига в верхних эшелонах республиканской власти, и их действиями руководит желание и конституционное право реально контролировать ситуацию в городе: "Закон о местном самоуправлении дает нам такую возможность, -заявил корреспонденту ИА REGNUM депутат Горсовета Хаджи-Даут Тамбиев. - Кто с нами раньше считался? Мэр избирался горожанами, и был нам не подотчетен. Теперь мы будем избирать и контролировать главу администрации и главу города".
В Горсовете 17 депутатов, 9 из них - члены "Единой России", партии, выступившей против новой редакции Устава Городского совета об отмене прямых всеобщих выборов мэра. "Нас вызывали в политсовет партии, чтобы сформировать фракцию ЕР в городском совете, но мы отказались разбивать единодушие Горсовета, - сообщили корреспонденту ИА REGNUM депутаты -"единороссы", - в последнее время у нас сложилось впечатление, что руководство регионального ЕР полностью подконтрольно местным правящим кланам".
22 января депутатов Горсовета пригласил на встречу президент Карачаево-Черкесии. "Нас посадили в ряд за отдельный стол. За столом напротив сели президент, руководители МВД, ФСБ и Прокуратуры КЧР, руководители правительства и администрации президента, - рассказал корреспонденту ИА REGNUM один из участников встречи депутат Ахмед Батербиев, -
Несмотря на четко обозначенную позицию депутатов Черкесского Горсовета, очевидно желание республиканской власти настоять на проведении прямых выборов. Вот как в интервью корреспонденту ИА REGNUM комментирует ситуацию председатель Карачаево-Черкесского ресизбиркома
"Нельзя проводить выборы без устава, разграничивающего должностные полномочия представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, - парирует и.о. мэра Черкесска
Между тем "бунт" депутатов Горсовета в Черкесске может создать прецедент для республики - депутаты райсоветов могут последовать примеру городских коллег и попытаться самостоятельно руководить муниципалитетами. Как сообщало ИА REGNUM, 25 декабря в КЧР прошли выборы глав муниципальных районов и депутатов райсоветов без предварительного принятия уставов. При этом предполагается, что избранный глава района сам выберет себе 2-х из 3-х возможных должностей - главы администрации, района и райсовета.. Исключение может составить Малокарачаевский район, где бывший глава района