Из столицы Карачаево-Черкесии письма президенту России пишут сторонники и противники проведения прямых выборов главы Черкесска. Обе стороны конфликта уверены, что без вмешательства Кремля "мэрский вопрос" не разрешить. Как уже сообщало ИА REGNUM, 7 февраля Черкесский городской суд признал незаконным решение черкесского избиркома о проведении прямых выборов главы Черкесска 12 марта 2006 года. В своем решении суд сослался на предыдущее свое же решение от 19 августа 2005 года об отмене выборов, назначенных Черкесским Горсоветом на 25 сентября 2005 года.

Фундамент конфликта был заложен еще в декабре 2004 года, когда в рамках реализации федерального закона о местном самоуправлении парламент Карачаево-Черкесии наделил Черкесск статусом городского округа и установил его границы. В этом случае по закону сам субъект (Народное собрание республики) должен был установить дату выборов вновь созданного муниципального образования в срок до 31 марта 2005 года, но не сделал этого. В последующие две недели право назначения выборов переходило к избирательной комиссии, но и та не воспользовалась своим конституционным правом. Так как никто из перечисленных структур не воспользовался своим правом назначить выборы в отведенные законом сроки, теперь выборы должен назначить суд.

На момент принятия избирательной комиссией последнего решения о проведении выборов 12 марта в Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ по жалобе прокурора КЧР Владимира Кузнецова рассматривался порядок определения выборов главы Черкесска. 1 февраля 2006 года Коллегия по гражданским делам ВС России удовлетворила жалобу прокурора Кузнецова и обязала Верховный суд Карачаево-Черкесии определить порядок выборов главы Черкесска.

Тем временем избирательная компания уже стартовала, 30 января были зарегистрированы 7 кандидатов на пост главы города, до дня голосования оставался 1 месяц. Председатель городской избирательной комиссии Дмитрий Лаптев заявил в СМИ, что не намерен останавливать предвыборную гонку, а решение Черкесского горсуда он опротестует в ВС России, минуя инстанцию Верховного суда КЧР: "Решение черкесского горсуда для нас не было неожиданным, и оно никак не повлияет на нашу работу. Нас поддержали общественные организации, партии, движения. У комиссии боевой дух, она работает по плану. У кандидатов тоже боевой дух. Скоро они тоже примут обращение, так как нарушают их права зарегистрированных кандидатов. Выборы будут, пусть люди ждут, будет, как положено, досрочное голосование. Комиссия сделала все возможное, чтобы выборы состоялись".

Позицию черкесского горизбиркома поддержали региональные Единая Россия и КПРФ. Руководители партий обещали вывести людей на площадь перед мэрией с требованием прямых выборов в случае, если ВС России откажется рассматривать иск председателя горизбиркома, и уже подали заявку на проведение митинга в Черкесске 21 февраля с участием 5-6 тысяч человек.

Депутаты Черкесского городского Совета, напротив, не согласны с председателем Избиркома: "Черкесская муниципальная избирательная комиссия - механизм для организации и обслуживания выборного процесса и не более того, - сказал корреспонденту ИА REGNUM депутат горсовета Зураб Дугужев, - непонятно, по какому праву она позиционируется как активный участник политических процессов, а ее председатель, - как вождь местных политических партий".

" Мы пытались объясниться с Дмитрием Лаптевым, - заявил корреспонденту ИА REGNUM депутат Горсовета Сеит-Умар Батчаев, - но он избегает встречи с Горсоветом".

19 января Горсовет Черкесска принял новый устав, по которому прямые выборы вообще не предусмотрены, глава города избирается из числа депутатского корпуса (это норма предусмотрена законом), а глава администрации нанимается Горсоветом по контракту на конкурсной основе. В ответ на принятый устав и решение суда об отмене выборов лидеры 16 партий и общественных организаций республики, намеревавшиеся принять участие в выборах, приняли совместное обращение к Владимиру Путину, в котором обвинили депутатов Черкесского Горсовета в захвате власти, а судебную власть в злоупотреблении своими полномочиями в узко групповых, корыстных целях.

В свою очередь, депутаты Горсовета заявили, что, за исключением КПРФ и ЕР, подписанты обращения существуют номинально, никаким политическим весом не обладают и используются властью по мере надобности. 11 февраля Горсовет провел в мэрии Черкесска встречу с общественностью. Итогом встречи стало принятие обращения жителей Черкесска к Владимиру Путину, в котором горожане подтверждают свое согласие с решением Горсовета об отмене прямых выборов мэра. В настоящее время в столице Карачаево-Черкесии проводится акция по сбору подписей горожан. Авторы письма президенту России расчитывают, что под обращением поставят свои подписи не мене 10 тысяч избирателей Черкесска.

В ходе разгорающегося спора между избиркомом и горсоветом Черкесска решающее слово остается за судом. Понятно, что в таких условиях позиция суда становится объектом повышенного внимания сторон. Сторонники проведения прямых выборов главы Черкесска, как написано выше, обвиняют суд в злоупотреблении полномочиями в корыстных целях. Поводом к подобным заявлениям послужил тот факт, что в сентябре 2005 года черкесский городской суд признал незаконным продление полномочий мэру Черкесска Михаилу Якушу с 25 декабря 2004 года и отстранил его от управления городом. Временное исполнение его полномочий перешло к первому заместителю мэра - Петру Коротченко, который баллотировался в 2003 году в команде кандидата в президенты председателя Верховного суда КЧР Ислама Бурлакова в качестве кандидата в вице-президенты.

В вердикте об отстранении Михаила Якуша суд указал на то обстоятельство, что закон о продлении полномочий мэра был принят Народным Собранием КЧР 21 октября 2005 года, в то время как двумя днями ранее -19 октября истек последний срок установления даты выборов мэра представительским органом. Прокуратура и Республиканский избирком тогда не усмотрели в пролонгации полномочий Михаилу Якушу задним числом ущемления прав избирателей, хотя и признали, что это было "не совсем по закону".

В случае, если после утверждения Устава в министерстве юстиции, выборы главы Черкесска пройдут в соответствии с новым уставом, у Петра Коротченко, пользующегося поддержкой большинства депутатов Горсовета, есть шанс стать главой администрации Черкесска. Для республиканской власти такой вариант нежелателен - среди зарегистрированных кандидатов на пост главы Черкесска выдвиженец "Единой России", спикер республиканского парламента Сергей Смородин. Его также считают креатурой президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева.

Между тем, депутаты Черкесского городского совета заявляют, что их не интересует интрига в верхних эшелонах республиканской власти, и их действиями руководит желание и конституционное право реально контролировать ситуацию в городе: "Закон о местном самоуправлении дает нам такую возможность, -заявил корреспонденту ИА REGNUM депутат Горсовета Хаджи-Даут Тамбиев. - Кто с нами раньше считался? Мэр избирался горожанами, и был нам не подотчетен. Теперь мы будем избирать и контролировать главу администрации и главу города".

В Горсовете 17 депутатов, 9 из них - члены "Единой России", партии, выступившей против новой редакции Устава Городского совета об отмене прямых всеобщих выборов мэра. "Нас вызывали в политсовет партии, чтобы сформировать фракцию ЕР в городском совете, но мы отказались разбивать единодушие Горсовета, - сообщили корреспонденту ИА REGNUM депутаты -"единороссы", - в последнее время у нас сложилось впечатление, что руководство регионального ЕР полностью подконтрольно местным правящим кланам".

22 января депутатов Горсовета пригласил на встречу президент Карачаево-Черкесии. "Нас посадили в ряд за отдельный стол. За столом напротив сели президент, руководители МВД, ФСБ и Прокуратуры КЧР, руководители правительства и администрации президента, - рассказал корреспонденту ИА REGNUM один из участников встречи депутат Ахмед Батербиев, - Мустафа Батдыев настоятельно призывал немедленно "переголосовать" устав города. Ощущение было жуткое. Но у нас нашлось мужество отклонить требование президента, и заявить, что мы уже сделали свой выбор".

Несмотря на четко обозначенную позицию депутатов Черкесского Горсовета, очевидно желание республиканской власти настоять на проведении прямых выборов. Вот как в интервью корреспонденту ИА REGNUM комментирует ситуацию председатель Карачаево-Черкесского ресизбиркома Сафар Герюков: "Даже в случае, если новый устав будет утвержден Минюстом в ближайшем будующем, сегодня можно проводить прямые выборы главы Черкесска на основании действующего устава города 1997 года, в котором предусмотрена процедура прямого волеизъявления горожан, а в части несоответствия устава действующему законодательству можно руководствоваться федеральным законом".

"Нельзя проводить выборы без устава, разграничивающего должностные полномочия представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, - парирует и.о. мэра Черкесска Петр Коротченко. - В противном случае непонятно, на какую должность претендуют кандидаты и кого выбирают избиратели - главу города, главу представительного органа или главу администрации? Разве эта неопределенность не является нарушением прав избирателей и претендентов на власть?" Петр Коротченко отказался регистрироваться в качестве кандидата на должность главы Черкесска, назвав выборы "балаганом".

Между тем "бунт" депутатов Горсовета в Черкесске может создать прецедент для республики - депутаты райсоветов могут последовать примеру городских коллег и попытаться самостоятельно руководить муниципалитетами. Как сообщало ИА REGNUM, 25 декабря в КЧР прошли выборы глав муниципальных районов и депутатов райсоветов без предварительного принятия уставов. При этом предполагается, что избранный глава района сам выберет себе 2-х из 3-х возможных должностей - главы администрации, района и райсовета.. Исключение может составить Малокарачаевский район, где бывший глава района Леон Дудов был отвергнут избирателями в первом туре голосования, несмотря на поддержку республиканских властей. По утверждению источника из Дома Правительства, во втором туре республиканское руководство предоставило административный ресурс одному из кандидатов при условии, что избранник удовлетворится представительскими функциями, а главой администрации, ведающим финансами и имуществом все же станет Дудов. В зависимости от сложившейся после выборов ситуации, райсоветам предложат те или иные формы уставов. "В любом случае. - заявил источник, - руководство республики явно не готово рассматривать "местечковые" парламенты как новую политическую реальность и делиться с ними властью".