Прокуратура Великого Новгорода четырежды отказала новгородской правозащитнице Нике Давыдовской в возбуждении уголовного дела по факту избиения ее милиционерами в ходе пикета 3 мая 2005 года. Об этом сегодня, 15 февраля, Давыдовская сообщила корреспонденту ИА REGNUM. По словам 65-летней правозащитницы, 3 мая 2005 года она проводила одиночный пикет на Софийской площади Великого Новгорода у входа в здание администрации Новгородской области. В руках Давыдовская держала плакат с требованием отставки начальника УВД Новгородской области Анатолия Журавлева. Через 10 минут после начала пикета к активистке подъехал милицейский УАЗ. Давыдовская утверждает, что двое милиционеров, которые не представились, в грубой форме потребовали от нее прекратить пикет, вырвали из рук плакат и сумочку с документами, избили, ударив при этом головой, отчего она потеряла сознание. На патрульном автомобиле Давыдовскую доставили в отдел милиции №1 УВД Новгородской области, где взаперти продержали около трех часов. Давыдовская утверждает, что постановление об административном правонарушении в связи с проведением ею несанкционированного пикета было вынесено только через три часа после ее задержания, после чего ее доставили в городской суд, где она потребовала оказать ей медицинскую помощь и перенести рассмотрение по месту жительства. В этих требованиях Давыдовской было отказано, судебное заседание не состоялось, и к административной ответственности правозащитница привлечена не была.

В травмпункте, куда Давыдовская обратилась на следующий день после инцидента, ей засвидетельствовали полученные травмы: сотрясение головного мозга и растяжение плечевого сустава левой руки. Телесные повреждения, полученные правозащитницей (кровоподтек затылочной области головы, кровоподтеки на правом плече и в поясничной области слева) были зафиксированы и в заключениях судебно-медицинской экспертизы, куда Давыдовскую направили после ее первого обращения в городскую прокуратуру.

Милиционеры, задержавшие правозащитницу, утверждают, что действовали после сообщения о проводившемся несанкционированном пикете, представлялись, обращались с Давыдовской вежливо, на что она ответила грубой нецензурной бранью и активно сопротивлялась. Прокуратура Великого Новгорода, не найдя в действиях милиции состава преступления, выносила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела четырежды - 8 мая, 19 августа, 3 октября и 17 ноября 2005 года. Прокуратурой Новгородской области эти постановления отменялись и направлялись на доследование. В январе 2006 года Давыдовская вновь обратилась в прокуратуру Новгородской области с жалобой на бездействие сотрудников прокуратуры Великого Новгорода и ходатайством передать рассмотрение ее заявления в прокуратуру области. В настоящее время заявление правозащитницы рассматривает следователь областной прокуратуры Евгений Ежов.

Кроме этого, общественное расследование данного факта проводит Межрегиональная Ассоциация правозащитных организаций "АГОРА". Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM адвокат Ассоциации Ирина Хрунова, по закону гражданам разрешено проводить одиночные пикеты без уведомления государственных органов. "Никакого "санкционирования" пикетов вообще не предусмотрено. Законом установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий. Кроме того, в соответствии с позицией Европейского суда по правам человека, на государстве лежит обязанность разумно объяснить, откуда у человека взялись телесные повреждения в период его нахождения в помещении государственного органа. Прокуратура не только сама не выявила этого факта, хотя в отдел милиции выезжала бригада скорой помощи, но и за семь месяцев после обращения не смогла такое разумное объяснение найти", - заявила Хрунова. Юристы ассоциации "АГОРА" усматривают в этом деле признаки нарушения Россией трех статей Европейской конвенции о защиты прав человека и основных свобод: пытки, нарушение свободы слова и нарушение права на эффективное средство правовой защиты.