В Риге у здания Национальной оперы, неподалеку от Представительства Европейской комиссии в Латвии и Агентства информации ЕС, 12 февраля прошел немногочисленный митинг в знак протеста против принятой ПАСЕ резолюции "О необходимости международного осуждения преступлений, совершенных тоталитарными коммунистическими режимами". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в мероприятии, подготовленном совместными усилиями "Общественной организации НБП", Авангарда Красной Молодежи (АКМ), "Союза коммунистов Латвии-КПСС" (называют себя филиалом международной организации КПСС, - ИА REGNUM) и латвийским движением антиглобалистов приняло участие 25 человек, как пожилых, так и очень молодых. Собравшиеся держали красные флаги с черными аббревиатурами "АКМ", красный транспарант с надписью "Да здравствует марксизм-ленинизм!" и прочие лозунги: "Нет диктатуре США, НАТО и ЕС!", "Социализму - да! Капитализму - нет!", "Кто меня защитит от грабителей в Латвийской республике?", "Свободу Бенесу" и пр. Напомним, латвийский национал-большевик угандийского происхождения Бенес Айо приговорен к 9 месяцам тюрьмы за призывы к свержению государственной власти. Особо среди прочих выделялся плакат, который держали молодые нацболы: знаменитый красноармеец, призывающий в оригинале записываться добровольцами, у них был изображен с отогнутым вверх средним пальцем правой руки и с подписью: "Это наш ответ ПАСЕ!"

Митингующие раздавали желающим газеты "Лимонка", "Гласность" и "Контрольный выстрел". В свою очередь выступавшие подчеркивали, что собрались в знак протеста против осуждения коммунистической идеологии, хотя, заметим, в самой резолюции ПАСЕ идет речь только о преступлениях тоталитарно коммунизма. Но было видно, что у товарищей давно наболело. Представитель "Союза коммунистов Латвии-КПСС" Альберт Лебедев обратил внимание на происходящее в Латвийской республике, мол, это шабаш, имя которому фашизм и антикоммунизм. "Да здравствует марксизм-ленинизм! - скандировал Лебедев, которому вторили участники митинга. - Да здравствует учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина! Да здравствует социализм, провозглашенный еще в позапрошлом веке. Мы к нему придем, мы жили при этом социализме, мы знаем, что это такое, и нас не обмануть. В том числе с нами стоит и молодежь, которой нет еще и 20 лет: они тоже помнят закат социализма. Они помнят тот шабаш, который не так давно - каких-то 10-15 лет тому назад - творился здесь на нашей земле, в Риге, в Латвии. Этот шабаш продолжается. Мы заявляем свой протест против этого фашиствующего шабаша. Долой фашизм!" Правда, уже следующий выступавший, отличившийся самой длинной речью, член Латвийского комитета по правам человека Юрий Котов, предложил вычеркнуть из предложенного Лебедевым списка идеологов коммунизма имя Сталина. После чего правозащитник вступился за саму идеологию: "Нельзя осудить коммунистическую идеологию. К коммунистической идеологии люди шли веками, а началась эта идеология с религиозной христианской идеологии. В самой сути понятия коммунизма заложено латинское понятие, означающее общность. Всю жизнь люди жили обществом, всю жизнь люди стремились к объединению и справедливости, к защите общественных интересов. В этом смысле коммунистическая идеология, направленная на защиту справедливых интересов всех людей, идеология, которая провозгласила вслед за буржуазной революцией равенство, братство, союз всех народов, вечна".

Котов также напомнил о несправедливом, на его взгляд, запрете в Латвии коммунистической партии, еще немного рассказал о сути коммунизма, а также о том, чем нынешняя Латвия отличается от того строя. Прозвучал небольшой ликбез по поводу частной собственности, "покушения правых партий на приватизацию предприятий", тяжелой социальной обстановке - "люди живут в домах, которые принадлежат частным лицам, а эти частные лица издеваются над живущими", и прочего. "И сегодня мы выступаем за коммунистическую идеологию, потому что она обеспечивала и гарантировала человеческие условия жизни", - заметил правозащитник. Вступился Котов и за Бенеса: "Известный национал-большевик Бенес Айо находится в тюрьме. За что он сидит в тюрьме? Не все одобряют идеологию национал-большевизма. Я не могу присоединиться к этой партии. Но человек защищал социальные интересы общества. Человек активно боролся за то, чтобы были обеспечены нормальные условия жизни, за то, чтобы не выбрасывали людей из квартир на улицу. Он в резких выражениях подал свой агитационный текст в редакцию газеты Diena (День, - ИА REGNUM). В этом тексте содержались слова: "Режиму, который фактически осуществляет геноцид своего народа, нужно свернуть шею". За эти слова и ряд подобных человек сидит. (...) Человека посадили в тюрьму за то, что он якобы нарушил режим подписки о невыезде. (...) Свободу Бенесу!".

Одним из последних выступил представитель тех же нацболов Раймонд Крумгольд, в определенных кругах более известный как "Рамирес": "Товарищи! Мы - нацболы - не коммунисты. Но мы тоже сегодня пришли поддержать наших ветеранов, поскольку мнение Национал-большевистской партии по поводу резолюции ПАСЕ совершенно неоднозначно. Резолюция ПАСЕ - это продолжение традиции пересмотра нашей истории и находится в том же самом ряду, что и шествия легионеров и прочие проявления недобитых нацистов. Фактически резолюция ПАСЕ - это оскорбление наших ветеранов, оскорбление тех, кто погибал за нашу свободу под этими знаменами. Поэтому наше мнение высказано вот так (показал на плакат с красноармейцем и пальцем). Наш ответ ПАСЕ: ПАСЕ на фиг! И еще я хочу сказать несколько слов по поводу нашего арестованного товарища Айо Бенеса (вообще-то у товарища имя Бенес, а зовут его Айо, - ИА REGNUM). Позавчера его уже перевезли в рижский централ. (...) Дело Бенеса - откровенная безнадежная провокация. Полный абсурд, созданный только для того, чтобы не допустить Айо Бенеса до выборов и не допустить регистрации Национал-большевисткой партии. Поэтому, товарищи ветераны, мы обращаемся к вам с просьбой о помощи и поддержке. Завтра (13 февраля, - ИА REGNUM) мы передаем первую передачу Айо Бенесу. Если кто-нибудь может чем-то помочь, пожалуйста, после митинга подойдите к нам - поговорим". Добавим, за ходом митинга наблюдало несколько журналистов и большое количество полицейских. В свою очередь прохожие в большинстве своем равнодушно проходили мимо.