ИА REGNUM: Авторитет и благополучие государства в немалой степени зависит от президента. Вы как политик и гражданин Украины одобряете практику правления Виктора Ющенко и вообще - "оранжевую" власть?

Когда президент Путин приехал на 1000-летие Казани, он поздравлял казанцев в театре на татарском языке. Он этим самым завоевал мгновенно сердца всех казанцев. А наш президент Ющенко приехал в Крым, где свыше миллиона русских, 27 процентов украинцев и 13 процентов крымских татар (без Севастополя), и, собрав 500 человек, среди которых был и я, сделал три грубые ошибки. Первая: он как президент страны должен был сказать: "Друзи мои! Я украинец, но я попал в русскоязычный регион и поэтому буду исповедоваться на русском языке. Так должен был поступить лидер нации. Вторая грубейшая ошибка: он пригласил епископа украинского патриархата. А здесь у нас есть всеми уважаемый митрополит Лазарь. Почему ж ты его не пригласил? Почему разделяешь церковь? Почему ты - православный на свой вкус? А почему ж ты, уважаемый президент, не пригласил муфтия от крымских татар, хотя я его абсолютно не уважаю в отличие от митрополита, но он сегодня муфтий. Так пригласи ж! А, почему ты не учитываешь, что есть здесь сегодня десяток тысяч евреев, но ты не пригласил раввина? И третья колоссальная ошибка: президент произнес более чем двухчасовой монолог. В зале он был для себя Господом Богом, который знает все истины во всех концах Украины. Зачем же ему обратная связь, зачем слушать других? Крымчане, мол, это кодла. Так для чего ж ты собирал всю эту кодлу? И уехал. А надо было выслушать и тех, кто пришел на встречу, и элиту.

ИА REGNUM: Как вы считаете, президент Украины выполнил те обещания, которые провозглашал год назад?

Нет, конечно. Мы нищие сегодня. К сожалению, после года правления нашего президента, который на майдане говорил, "Друзи мои, вы проснетесь в другой стране!", мы сегодня действительно оказались в другой стране, где размежевание на Запад и Юго-Восток увеличилось. И это размежевание душит страну. Это главное, почему сегодня упала экономика, идет дальнейшее обнищание, и, самое главное, неверие людей в торжество справедливости. Ведь обещали же нам, что виновные будут наказаны, зло победим. А, что получилось? Добавилось столько зла и неразберихи, начиная с Киева! 23 января - год его инаугурации. Украина вся замерзла, тепла нет, а он по всем телеканалам на всю Украину рассказывает о том, какой был счастливый год и как будет завтра еще лучше. И опять: "Друзи, поверьте мне!". А когда у тебя наступил раздрай с парламентом и Кабмином, когда тебя приглашают и говорят "мы тебя ждем" и даже стул поставили в Верховной Раде, он что делает? А он в этот момент купается в проруби, после чего получает воспаление легких. Это даже не пижонство и не мальчишество, а еще глупее. Ты же должен прийти и не с гонора начать, а сказать: "Уважаемые, прошел год, как вы мне доверились. Но, видимо, я что-то где-то наколбасил. Извините меня, если можете, но я искренне хотел вывести Украину на лучший уровень жизни". Так он же не сделал этого. Он же сам себя еще раз оттолкнул от того органа, который завтра приведет его к концу. Так к чему ж этот гонор? За твоей спиной стоит 50 миллионов сограждан. Когда ты отвечаешь за народ, будь любезен не оставлять в его заложниках. Ющенко ведь своим гонором оставил заложником весь украинский народ перед Россией. Чего надо злиться на Россию за газ? Ты должен прийти и сказать: "Браток, погоди, что ты с меня сдираешь столько, я ж пропаду. Ну что я сделал такого против России, что простить мне нельзя? Мы же братья все-таки, помоги!". А он что делает? Собирает летом нищету - Грузию, Молдавию, Румынию, Прибалтику - и сидят себе, права качают. Это у них саммит называется. А что Украина получила от того, что послала свой батальон в Ирак? Десятки смертей и раненных. Нам нельзя плестись в обозе внешней политики Америки.

ИА REGNUM: Вы сказали, что Верховная Рада Украины приведет Виктора Ющенко к концу?

Я думаю, что его спасение от импичмента может состоять только в том, что он добровольно, не мешая, сдаст, согласно политической реформе, полномочия и останется в тени с представительскими функциями. Ничего страшного не случится. Есть же примеры с королевой Великобритании, президентом Германии, президентом Австрии. У них полномочия представительские, но это вполне уважаемые люди. Поэтому свой гонор украинскому президенту надо убавить. Ты же не на ринге, ты же руководишь государством. Вот и засунь в одно место гонор и руководствуйся только здравым смыслом. В противном случае он как президент не доживет до конца своего срока. Наберут не только 300 голосов, а и все 450, и объявят ему импичмент. И это будет клеймо на всю жизнь. Таким и будут изучать его в истории потомки.

ИА REGNUM: На всех массовых мероприятиях, которые проводит крымско-татарский меджлис, вся жизнь крымских татар, находившихся в переселении, представляется в мрачном свете. А на ваш взгляд: действительно не было светлых мест?

Я в результате депортации тоже вырос на территории России. А это держава, которая с 19 века заняла одну из вершин в мировой культуре. Те знания, которые я, как и все депортированные, получил с помощью русского языка, дают мне право говорить об этом. Даже в таких условиях наш народ по количеству специалистов с высшим и средним образованием на порядок превышал остальных среди населения Средней Азии, потому что желание народа выйти в люди было сильнее всего. Все шли учиться, понимая, что образование - это как способ остаться на плаву в жизни. Ясно, что язык и культура господствовали русские. Сегодня я не знаю собственного языка, только на бытовом уровне могу говорить на нем, я не могу писать. Да и до войны в Крыму все жили бок о бок с русскими, я помню, как сосуществовали здесь два государственных языка: русский и крымско-татарский. И когда в 90-х годах татары стали возвращаться сюда, то в основной своей массе они были настроены пророссийски. Я работал зампредом облисполкома, жил в совминовской хате, но я тоже все бросил, потому что поехал на родину, в Крым.

ИА REGNUM: Одна из самых актуальных политических тем последних лет в Крыму - это так называемые самозахваты земельных участков. Кто, по-вашему, стоит за этими самозахватами?

Когда говорят, вот, крымские татары захватили землю, это действительно так. И это мне не нравится. Но за бесценок разбазаривать эти земли стали не татары, а власти Крыма, начиная от сельсоветов и кончая правительством и парламентом. Кто-то понес наказание? Они продают тысячи гектаров и после этого хотят обвинять крымских татар в самозахватах! Необходимо законодательно закрепить запрет на торговлю землей в рекреационной зоне кому бы то ни было, включая президента.

ИА REGNUM: Как вы можете охарактеризовать деятельность меджлиса в Крыму?

До возвращения из депортации в Крым я работал зампредом управления строительства Ташкентского Минагропрома. Я помню, как секретари обкомов, председатели облисполкомов почувствовали силу. А в 93-94 годах эти деятели разделили политическое ложе с националистами. В Крыму, где есть три основные составляющие крымского народа - русские, украинцы и крымские татары - появились русские шовинисты, украинские националисты и крымско-татарские радикал-националисты в лице меджлиса. И все эти националистические образования стали поддерживаться на уровне правительств, Верховной Рады, президента. Президент Кучма в 1999 году своим указом одним махом весь состав крымско-татарского меджлиса, который совершенно не отвечает чаяниям народа, взял и назначил членами комиссии по национальным вопросам в Крыму. Но меджлис - это пена, в том числе председатель и его заместители. Они никогда, ничем не руководили и ничего не созидали. Председатель меджлиса Мустафа Джемилев использует лагерные методы большевиков времен революции, которым сам научился в лагерях. Его заместитель Рефат Чубаров - демагог, подучился этому за демократическое время. Ильми Умеров сегодня в Бахчисарае - глава райгосадминистрации. Последний доведет экономику Бахчисарая до того, что не досидит до конца своего срока!

У власти должны быть, прежде всего, государственники, чиновники высоко ранга, а не коррупционеры и бюрократы. Чтобы стать чиновником высокого ранга, надо подниматься по трудовой лестнице, а не так как сейчас: взял меджлис и просто назначил на высокие посты в правительство Крыма тех, кто никогда не работал и не руководил ничем в этой области. Они скоро будут скальпель хирурга давать или за пульт самолета сажать по назначению меджлиса - без опыта и образования. Так им хочется руководить! Но меджлис ничего сделать не может. В прошлом году 66 миллионов гривен было выделено Украиной, 21 миллион - Крымом, а они ни одного дома не сумели сдать. Сегодня на 700 миллионов гривен осталось незавершенных объектов. 44 процента этой незавершенки попадает на Рескомнац. По моим данным, 31 декабря 4 миллиона неосвоенных денег вернули в Госкомнац Украины. И это притом, что сегодня в 300 поселках нет воды, нет дорог, и 6 с половиной тысяч человек стоит в очереди на квартиру. Я помню как, советская власть в первую очередь провела водопровод во все поселки. А сегодня здесь людей в крымско-татарских поселках заставили задыхаться в 40-градусную жару. И геноцид им этот устроили негодяи, свои же, крымские татары в лице чиновников крымско-татарского происхождения. А обошлось бы это им всего от 5 до 30 тысяч долларов.

ИА REGNUM. Здесь вы уже перешли к дееспособности крымской власти в целом...

Ведь вы посмотрите, как реагирует крымский парламент на проблемы. Сложности с сахаром? - Это не наша компетенция. Сложности с мясом? - Это тоже не наша компетенция. Сложности с газом? - Опять не наше дело. Сложности с маяками? - Снова не наше дело. Сегодня в Крыму мы балансируем на грани межнационального взрыва. И терпимо все только до первого выстрела. Будучи зампредом Ташкентской области, я уже видел предзнаменования межнациональных стычек. Я видел, как горели дома и скотина, когда были стычки с турками-месхетинцами. Я считаю, что сегодня говорить о национально-территориальной республике - это смерти подобно. Есть вещи, которые не подчиняются даже указам президента. К такому решению может прийти только все крымское общество эволюционным путем, а не по чему-то распоряжению. Лет через 30 крымско-татарский народ снова интегрируется в русское общество и не будет слышно упреков: ты татарин, ты еврей. А сейчас ситуация взрывоопасна. Нам надо учиться на чужих ошибках. Где сейчас та Югославия, которую Иосиф Броз Тито собирал по крупицам? А здесь, в Крыму, подобное произойдет в квадрате сильнее, потому что рядом Турция, Иран, исламский Кавказ. И Чечня здесь покажется цветочками. Как вы думаете, крымский татарин разберет, где свой, где чужой? Когда мы говорим, что надо обустроить крымских татар, это не значит, что надо делать для них больше, чем для среднестатистического жителя Крыма. Или все живут бедно, но вместе, или живут хорошо, но тоже вместе. А не так, что российские шовинисты нападают на меджлис из-за неравномерного распределения средств, а меджлис в свою очередь - на них.

ИА REGNUM: Может ли Россия, по вашему мнению, влиять на ситуацию в Крыму, в том числе, на межнациональные отношения?

Россия, которая сегодня не занимается Крымом, делает колоссальную ошибку. Как только Россия потеряет в Севастополе базу Черноморского флота, завтра же в этих бухтах появится американский флот. А это означает, что наступит дестабилизация всего Черноморья, которой не было здесь 200 с лишним лет. Это коснется и Кавказа, и Средней Азии, а там и Поволжья. Русские говорят, что уже 200 лет как Крым принадлежит им. Украинцы говорят: теперь это наша территория и идите куда хотите. А крымские татары говорят, что они здесь потому, что это их родина. И каждый из них прав. Через 10 лет все изменится к худшему для всех, если Кремль не будет поддерживать Крым. Мне предложили на этих выборах возглавить крымско-татарский блок. Я отказался, так как считаю, что создавать партии по национальному признаку - это путь никуда. Нужна организация, которая будет защищать всех, независимо от национальности. При разделении по национальностям может оказаться так, что с одной стороны будут русские, а с другой украинцы, но вместе с татарами, со всеми вытекающими отсюда последствиями для России. Вся международная политика будет на стороне украинцев и татар. Лужков сделал свое дело, хорошее дело в Севастополе. Вот так же могла бы Россия сделать еще немного и для крымских татар. Есть же крымско-татарская интеллигенция. Вывезите их в Москву да устройте там дни крымско-татарской культуры. Пусть они почувствуют к себе внимание. Дайте награды лучшим из них заслуженных деятелей России. Сегодня муфтий Крыма назначен меджлисом и протурецкими силами, а не шейхом Ахмедом, которому он должен подчиняться в Киеве. Так возьмите же лучших мусульман, обучите их в лучших российских мусульманских духовных училищах. Так они же будут тогда выпускниками российских училищ, а не турецких. А от того, какой муфтий будет в крымских мечетях, зависит, что будет в душах мусульман крымских...