Газета "Республика Абхазия" (№10 от 31.01 - 1.02.06) публикует материал под заголовком "Такой центр по силам НПО", в котором говорится:

"Руководство Абхазии обратилось к руководству ряда неправительственных организаций республики проявить инициативу в создании Центра по правам человека в Гале. Об этом сказал министр иностранных дел Сергей Шамба 26 января. По славам Шамба, государство готово помочь новому Центру с помещением в г. Гале.

"Мы осознаем сложность ситуации в Гальском районе и понимаем, что такой офис может сыграть положительную роль в установлении правопорядка", - сказал Шамба. По мнению министра иностранных дел, эта организация будет сотрудничать со всеми международными структурами, в первую очередь, с Сухумским офисом ООН по правам человека.

Центр по правам человека в Гальском районе будет независимой неправительственной организацией. Шамба полагает, что в его создании примут участие НПО, имеющие опыт работы по вопросам, касающимся прав человека. Это и Фонд "Гражданская инициатива и человек будущего", ряд гальских НПО, "Молодежная инициатива Ткуарчала" и другие.

Шамба подчеркнул, что организация такого рода всегда приветствовалась и приветствуется международным сообществом, в том числе ООН. Он добавил, что это предложение будет представлено на встрече в Женеве Группе друзей Генерального секретаря ООН."

Газета "Форум" (№2 от 02.02.06) публикует опрос абхазских политиков:

"Письмо президента РА Сергея Багапша на имя председателя Совета Безопасности ООН вызвало большой резонанс в обществе. В частности - изложенное в нем принципиальное согласие Абхазии на открытие в одностороннем порядке офиса по правам человека в Гальском районе, развертывание там же контингента гражданской полиции ООН, а также расширение участия абхазской стороны в экономических проектах с Грузией. Нам было небезынтересно узнать мнение представителей руководства республики по этим вопросам. С этой целью мы обратились к спикеру Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия Нугзару Ашуба, премьер-министру Александру Анкваб и депутату Парламента Гарри Саманба с просьбой прокомментировать:
1) возможность открытия офиса по правам человека в Гальском районе;
2) размещение там же контингента гражданской полиции ООН;
3) готовность расширить участие абхазской стороны в совместных взаимовыгодных экономических проектах с Грузией.

Спикер Народного Собрания-Парламента Нугзар Ашуба:p>

- Я письмо прочитал очень внимательно. Инициативы президента в том, что он собирается открыть офис ООН в Гальском районе, не заметил. Другое дело, что мы, конечно, откроем офис по правам человека в Гале. Почему только ООН или ОБСЕ должны заниматься правами человека? Наше государство тоже занимается этими вопросами. Есть уполномоченный по правам человека, есть в Парламенте целая комиссия. Если они свой офис будут иметь в Гальском районе, ничего плохого я в этом не вижу. Я думаю, что президент имел в виду именно это. Если ооновский офис по правам человека, или ОБСЕ или каких-то других стран хотят сотрудничать с нашим офисом, я думаю, ничего плохого в этом нет. Пожалуйста, ради Бога.

- Говоря о возможности открытия офиса по правам человека в Гальском районе, вы имеете в виду государственные или неправительственные организации?

- Фактически офис по правам человека - это неправительственная организация, в том числе и наш абхазский офис. В какой-то степени государство сотрудничает с ним, но все же - это общественная организация.

- А как же тогда парламентский комитет по правам человека?

- Ну, Парламент - это Парламент. Это государственная структура. Есть у нас комиссия по правам человека, возглавляемая Эммой Гамисония. Кстати, я хочу их похвалить, они очень много работают, разбирают, в том числе, и проблемы жителей Гальского района.

- А в чем же тогда необходимость открытия офиса в Гальском районе?

- Если будет еще один офис, для того, чтобы более активно работать, это никому не помешает. Первая глава нашей Конституции посвящена правам человека. В соответствии с этим они и будут работать, кто бы ни работал: будет ли это государственный офис, негосударственный, парламентский - какая разница?

Что касается полицейских ООН. Я не усмотрел в письме, что какие-то полицейские силы могут быть развернуты в Гальском районе. Там сегодня работают какие-то международные организации. Допустим, почему бы в рамках миротворческих сил СНГ не придать им дополнительные функции? Ведь миротворцы тоже находятся там под эгидой ООН. Разве обязательно привозить сюда полицейских из Косово или из Америки? Я не обсуждал с Президентом этот вопрос, но это мое мнение. С другой стороны, в свое время, года полтора-два назад, когда были подписаны предварительные документы о полицейской операции, наш Парламент тогда возразил. И сегодня мы остаемся на своих позициях. Мы не видим решающей роли такой организации. Во-вторых, когда грузинская сторона ставит вопрос о выводе миротворческих сил СНГ, вряд ли можно говорить о контингенте полицейских ООН. Ведь если миротворцы уйдут, то встанет другой вопрос - будут ли здесь вообще находиться военные наблюдатели ООН, т. к. миссия ООН не может быть без миротворцев. Вначале надо решить окончательно вопрос с миротворцами, поэтому я считаю преждевременным вопрос о развертывании полицейского контингента в Гальском районе.

Я думаю, что какие-то транснациональные корпорации могут быть. К примеру, использование железной дороги, Ингур ГЭС. Мы нашли какие-то возможности совместной работы. Я думаю, что если в будущем возникнут какие-то проекты, они будут такого же характера. Я не думаю, что мы с Грузией сегодня готовы к каким-то совместным предприятиям, в том числе и частным. Для этого мы должны быть уверены, что война не возобновится, а сегодня пока рано об этом говорить.

Премьер-министр Республики Абхазия Александр Анкваб:

В этом письме, которое сейчас лежит передо мной, сказано, что "мы осознаем важность и необходимость открытия офиса по правам человека в любом районе Абхазии, в том числе и в Гальском". Я думаю следующее. Есть принцип: никогда не говори никогда. Вы понимаете, о чем я? Тем более, вот на таком дипломатическом языке. Это не означает, что мы завтра побежим открывать офис в Гальском районе, но мы должны всегда иметь в виду то, что с партнерами, в данном случае, с миссией ООН, надо разговаривать. Никогда не надо обрывать категорично: вот мы не сделаем и все! А о том, какую роль офис будет играть или не будет играть, знаете ли, то, что происходит сегодня в Гальском районе или в любом другом районе Абхазии не является большим секретом. Если нам нужно будет открыть офис по правам человека, если это будет необходимо для абхазской власти, мы откроем этот офис. Если мы посчитаем, что это нам не надо, то мы не откроем офис. И ни на какое давление, ни с чьей стороны, мы не подпишемся. Вот мое мнение.

- Вы имеете в виду офис ООН или наш офис?

- Я имею в виду любой офис: и наш и не наш. Я повторяю, если это будет соответствовать интересам Абхазии, мы будем решать, если нет - то не будем решать.

Что касается размещения контингента полицейских ООН. Здесь такой же дипломатический текст. Мы не отвергаем такой возможности. На самом деле, мы не должны отвергать. Я повторяю, мы должны поддерживать контакты с миссией ООН. Но будет этот компонент или не будет, это зависит от наших интересов. А что касается давления: на нас давили двенадцать лет, ну и что? Разве мы уступили в чем-то, что противоречило бы интересам Абхазии? Мы и сегодня этого не будем делать. На тех встречах, в которых я принимал участие с представителями различных международных организаций, они постоянно эти вопросы поднимают, а мы постоянно говорим свою позицию и будем ее отстаивать.

- А в чем смысл размещения полицейских ООН, насколько оно может быть эффективным?

- Компонент гражданской полиции может состоять из одного человека или нескольких. Они могут только мониторить ситуацию, т. е. изучать ее и докладывать своему руководству. Конкретных действий, которые могут повлиять на ситуацию, в том числе и на криминогенную, эта миссия, естественно, не сможет сделать.

- Но ведь может возникнуть прецедент, и это может стать началом более масштабной акции?

- Я еще раз повторяю: никогда не говори никогда. Мы не должны отказываться от контактов с миссией ООН.

Что касается экономического взаимодействия, то в письме не имеется в виду "взаимовыгодных проектов между Абхазией и Грузией". Это равносторонние проекты, что касается, например, железной дороги. Естественно, этот проект выгоден нам, равно как и России, Армении и Грузии. Я не знаю ни о каких двусторонних проектах с Грузией, которые возникли вчера. Нет таких проектов.

- А завтра они могут возникнуть?

- Я не знаю, наверное, нет. Наверное, нет. У нас проекты возникают обычно с российскими инвесторами. Если захотят западные, пожалуйста, будем с ними разговаривать. С февраля месяца мы не знаем ни об одном совместном проекте, который бы Грузия нам предложила.

- А если предложат?

- Предлагать не вредно. Предложить может кто угодно. Если нам будет выгодно - мы будем договариваться. Грузинская сторона нам не предлагала, у нас нет планов обсуждать с ними эти проекты.

Председатель комитета по обороне и безопасности Парламента Республики Абхазия Гарри Саманба:

- Я считаю, что если мы откроем офис по правам человека в Гальском районе, это не должно считаться уступкой Грузии или мировому сообществу. Я думаю, наоборот. У наших оппонентов было бы при этом меньше возможностей упрекнуть нас в чем-либо. Этот вопрос давно проговаривался. Я думаю, этот политических ход правильный, для того чтобы в дальнейшем ускорить процесс признания нашего государства. Насколько я помню, неправительственный офис уже открывался в Гальском районе, возглавляемый Мананой Бжания. Я думаю, если и будет такой офис, то он должен быть государственным.

Я при этом категорически не согласен с тем, чтобы в Гальском районе возник какой-то полицейский контингент. Даже если это будет один ооновский полицейский. Если мы позволим это, то как раз здесь мы сделаем большую уступку. Ведь есть военные наблюдатели ООН, зачем еще нужны полицейские? Мы-то знаем, какие доклады они готовят в ООН, ОБСЕ. Я с большим недоверием отношусь к этой возможности. В Гальском районе уже есть миротворческие силы, которые там находятся по договору 1994 г. А между тем Грузия усиленно требует их вывода. Это не вписывается ни в какие рамки. Если миротворцы нам не нужны, то зачем вообще нужны военные наблюдатели ООН, не говоря уже о полицейских?

Экономические вопросы мы обсуждали с Грузией еще в Координационном совете с 1997 г. Наверное, он исчерпал себя, т. к. никаких серьезных экономических проектов не было заявлено. А сегодня, если и будут существовать какие-то новые экономические проекты, то, я думаю, предварительно этот вопрос должен быть обсужден и в Парламенте, и в народе. Только с их одобрения эти проекты могут быть задействованы. Если говорить о совместных предприятиях, то, если я не ошибаюсь, они существовали еще в рамках Координационного совета. Я имею в виду винзавод. Кроме того, существует совместное использование Ингур ГЭС, проект железной дороги. Это касается государственных предприятий, т. е. для решения каких-то глобальных вопросов. А что касается частных предприятий, этого не должно быть ни при каких условиях. Это исключенный вариант. Я помню, "Амцахара" в свое время делала категоричные заявления по поводу встреч абхазских предпринимателей с грузинскими в Москве. Это получило тогда большой резонанс в нашем обществе. То, что я не воспринял пять лет назад, я и сегодня не восприму. Пока не будет поставлена точка в абхазском вопросе, пока мы не подписали мирный договор с Грузией, свидетельствующий о том, что мы соседствуем с миролюбивым государством, ни о каких иных экономических контактах не может быть и речи. Все зависит от того, что будет предлагаться. Если, сломя голову, идти на то, что принимать все, что предлагается, конечно, это исключенный вариант. Я не думаю, что наше правительство и президент пойдут по такому пути, не посовещавшись с народом. Такие проекты могут существовать только после признания нашего государства".

Газета "Нужная" (№13 от 01.02.06) публикует статью редактора Изиды Чания под заголовком "Передел собственности. Исполнительная власть считает, что курортные объекты лучше продавать, чем сдавать в аренду".

"...Выяснилось, что захлебнувшаяся в туристах курортная сфера утаила свои доходы, правоохранительные органы не выполнили своего прямого предназначения, министерство по налогам и сборам недоположило денег в бюджет, таможня "закрывала глаза" на контрабандные грузы. То, что правительство обо всем знает и журит министерства и ведомства, - малое утешение. Похоже, что все снова останется на своих местах. Ведь никто не понес ответственности: никто ни в чем не виноват - просто система плохая. В процессе оглашения недочетов в работе исполнительных структур осталось незамеченным без преувеличения знаковое для нашей республики событие - расширенное заседание правительства, посвященное итогам курортного сезона, которое вел сам президент. Знаковым оно было не только по причине того, что председательствовал на нем Сам глава исполнительной власти, и даже не потому, что "священная" курортная тематика впервые подверглась публичной критике. Скорее всего, и первое, и второе, хоть и интересно, но носило декоративных характер, призванный скрасить начало глобального процесса - передела рынка. И ничего с этой закономерностью не поделаешь: смене власти в неправовых государствах сопутствует передел сфер влияния и собственности.

Ни для кого не секрет, что курортный бизнес на протяжении многих лет контролировался "семьей" и, по сути, оставаясь на балансе государства, приносил фактически необлагаемую налогами прибыль ее арендаторам... Именно поэтому в данном случае можно говорить не только о переделе рынка влияния, но и переделе собственности...

Но вернемся к заседанию правительства. Под формулировкой "неудовлетворительно хозяйствующие объекты" речь шла о сокрытии доходов в курортной сфере, той самой, на которой основываются все надежды исполнительной власти на экономическое чудо. Председатель Госкомимущества и приватизации Даур Тарба сообщил членам правительства, руководителям курортных объектов и общественности, что государство больше не намерено мириться с существующим положением в курортной сфере. Что это означает? Конечно же, не привлечение к ответственности тех, кто плохо хозяйствовал. Разбираться с арендаторами курортных объектов будут по другой программе. Повышением цены на аренду госимущества и землю никто ограничиваться не собирается. Есть мысли передать "неудовлетворительно хозяйствующие объекты" в управление внешнему управляющему или новым арендаторам. А еще президент дважды попросил повторить докладчика Даура Тарба, что "сумма средств, получаемая от реализации санатория "Москва" эквивалентна общей сумме средств арендной платы от всех республиканских объектов на протяжении последующих 30 лет". А это значит - будем продавать, хоть "в очереди никто не стоит", будем продавать, хоть система продажи не отработана, не проведена инвентаризация (а может быть, она проведена, но нам не огласили ее результаты) и законодательная база страдает правовыми изъянами. Об общественном мнении и говорить не стоит. Можно даже предположить, что именно по этим причинам и намечается столь срочная распродажа. Это к той самой поговорке о рыбке в мутной воде. Что же касается суммы, получаемой от реализации, которая "эквивалентна общей сумме средств арендной платы от всех республиканских объектов", возникает вопрос: а с чем сравниваем? С суммой, поступающей в бюджет? А если попробовать сравнить с суммой, ушедшей в теневую экономику, может быть, цифра не будет столь удручающей?

В лозунге "Все на продажу!" очень многие вещи коробят общественность. Прежде всего, закрытость данного процесса: нежелание исполнительной власти огласить результаты инвентаризации, назвать будущих собственников (претендентов на собственность), провести открытые конкурсы или аукционы, предоставить информацию о претендентах и их капитале, условия скупки и выгоды, которые получит население от распродажи. Нас волнует, с чем мы останемся после того. как все будет продано. Обо всем этом надо говорить с тем самым народом, которому принадлежит "барахло", выставляемое властью на продажу. И еще надо принимать решения, вписывающиеся в рамки пресловутого "правового поля". Ведь с этой ключевой фразой нынешняя власть шла на выборы. Фраза была разумная, и использовали ее на все 100%. Однако несоблюдение этого принципа не раз уже подводило власть (всех уровней) и в вопросе сухумского рынка, и в игорных заведениях... Но это не стало наукой, вероятно, потому, что у чиновников нелады с чувством ответственности за принимаемые решения, а после публикаций в нужных и ненужных газетах не качается кресло и не уменьшается прибыль. Для возрождения этого чувства должны работать иные механизмы. Однако принимать решения, не поддерживаемые народом, в нынешней ситуации рискованно. Опыт есть - по сути дела это уже вторая попытка привести в соответствие со своими интересами экономические процессы. Первая, сразу после прихода к власти, была предпринята премьер-министром Александром Анкваб. Его стремление разворошить "осиное гнездо" закончилось двумя покушениями. А вялотекущее следствие по этому поводу и присмиревший премьер - свидетельство того, что "стороны пришли к консенсусу" - организаторов покушения не ищут, но и в Анкваба больше не стреляют. Могу предположить, что если бы действия премьера были бы прозрачными, то результаты могли бы принести пользу хотя бы бюджету. Но, может быть, задача была другая?"

Газета "Форум" (№2 от 2.02.06) публикует репортаж Э. Ходжа с расширенного заседания Кабинета Министров, в котором, в частности говорится:

"...Подводя итоги расширенного заседания Кабинета Министров, Сергей Багапш отметил, что "в то время, когда во многом решается судьба республики и для ее независимости ведется большая дипломатическая работа, необходимо также в корне изменить ситуацию в курортной сфере". "Бордюры, освещение, стоянки, туалеты - все должно быть в норме", - подчеркнул президент. Следует отметить, что на этом заседании Кабинета Министров особое внимание было уделено деликатному вопросу отсутствия общественных туалетов, в преддверии нового курортного сезона было принято решение устранить и этот недостаток. В частности Саид Таркил сообщил, что до начала летнего сезона будет завершено строительство и капитальный ремонт туалетов на Юпшарских воротах и Голубом озере.

Обращаясь к руководителям курортных объектов, президент также сказал: "Кончайте устраивать открытые столы постоянно на своих объектах - это уже стыдно, люди над нами смеются". Президент сообщил, что у него и премьера на эти цели есть средства, на которые можно принимать гостей в подобающих местах.

Президент рассказал о судьбе десяти тракторов, доставленных недавно из Владимира. Как сообщалось ранее, правительством Абхазии на покупку этих тракторов было выделено 2,4 млн. рублей (для сравнения, один Мерседес 220 AMG президента стоит порядка 14О тыс. долларов США, а другой бронированный Мерседес оценивается в полмиллиона долларов США, т. е. суммарная стоимость двух автомобилей равна цене 75 тракторов. На такие деньги можно было бы осуществить тракторизацию всей страны).

Как сообщил президент, к нему обращались предприниматели с предложением купить все трактора. "Мне, как чиновнику, лучше было бы продать и привезти еще в два раза больше, но крестьяне купить не могут", - сказал Багапш. Поэтому президент решил не продавать, а отдать крестьянам, чтобы они аграрный сектор развивали. Но, по словам специалистов, купленные трактора Т-3069 А-80 и Т-45А - воздушного охлаждения и не совсем пригодны для сельхозработ в условиях климата и ландшафта Абхазии.

Хочется надеяться, что помощь правительства в развитии курортной сферы будет более эффективной, чем поддержка, оказанная в этом году производителям цитрусовых".

Газета "Эхо Абхазии" (№5 от 31.01.06) публикует статью Н. Венедиктовой "Абхазская фруктовая компания: лучше потерять деньги, чем доверие".

"В последние два года частная инициатива в Абхазии заметнее, чем государственная - открываются магазины, кафе, рестораны, сфера обслуживания явно набирает силу и вес. В столице уже десяток магазинов стройматериалов, забитых товарами, но новые продолжают открываться, и ремонт стал любимым занятием довольно большого числа людей. Несмотря на все трудности и препятствия, страна постепенно выбирается из разрухи. На этом фоне создание Абхазской фруктовой компании (АФК) - признак того, что начался очередной этап развития и адаптации к современному рынку, когда от элементарного вывоза сельхозпродукции мы, наконец, переходим к переработке внутри страны. Это уже вторая после ООО "Вина и воды Абхазии" фирма, оснащенная в соответствии с техническими требованиями времени. АФК существует всего пять месяцев, но уже сделала достаточно много. Особенно важно, что основное производство компании расположено в Пицунде, что несколько выравнивает экономическую ситуацию в республике...

... Вложено 18 млн. долларов, построен первый завод, где уже работает линия по калибровке, мытью, дезинфекции, маркировке и упаковке цитрусовых, а также хранилища для цитрусовых во всех районах страны. Заложено около 30 гектаров мандаринных саженцев, в Гальском районе рекультивировано около 100 гектаров цитрусовых. Начата подготовка земли под саженцы киви - в этом году будет засажено 40 гектаров... На монтаж испанской линии приезжали американцы и испанцы, и с их помощью монтаж был осуществлен за 3 месяца... На заводе работает 270 человек в две смены, и получают они по 5-7 тысяч рублей в месяц, но это сезонная работа. На полях компании круглый год задействовано 150 рабочих, зарплата которых от 5 тысяч и выше (любопытно, что все время мелькает цифра, которую обещали во время предвыборной кампании)...

...Все это впечатляет, чувствуется, что дело поставлено с размахом и все-таки... дело в том, что уже к середине сезона они поняли, что не смогут продать даже собственный урожай, но приняли решение принимать мандарины от населения, раз уж обещали. Из принятых 1,5 тысячи тонн мандаринов большую часть выбросили, т. к. действительно не смогли продать... Пойдя навстречу населению, компания увеличила свой убыток до полумиллиона долларов. Зато сдержала слово, понимая, что такое поведение работает на будущее..."

Газета "Чегемская правда" (№4 от 31.01.06) публикует интервью редактора газеты "Эхо Абхазии" Виталия Шария под заголовком "Эхо ушло под крышу":

"На минувшей неделе стало известно о том, что у газеты "Эхо Абхазии" появился новый учредитель - бизнес-клуб "Сухум"...

В. Шария:
",,,Прежде всего, речь зашла об освещении работы бизнес-клуба, а также более активном обращении газеты к темам развития предпринимательства а Абхазии... Однако я не настолько наивен, чтобы не понимать, что в будущем издание может понадобиться учредителям для достижения определенных политических целей. Ведь в Абхазии предстоит много выборов разных уровней. Когда мы заговорили об этом, меня не стали убеждать в обратном. Что же, все газеты, предоставляя на правах рекламы место для агитационных материалов самым разным кандидатам, обычно ведут свою собственную кампанию поддержки тех из них, кто наиболее близок редакции мировозренчески, политически... Впрочем, мы сразу обговорили и такой вариант: если, паче чаяния, их требования к газете разойдутся с моими принципами, представлениями и убеждениями, я уйду с поста главного редактора, получив соответствующую сумму отступных..."