ПОЛИТИКА

В Самаре начинают ощущаться предвыборные настроения. Населению предстоит выбрать мэра Самары и депутатов губернской думы. Самарские газеты активно обсуждают все, что связано с выборами. "Инициатива совместить выборы самарского градоначальника с выборами депутатов губернской Думы и провести их в октябре 2006 года создала весьма интересную интригу", - пишет газета "Репортер" (10.02.2006). - "Поскольку в составе будущей Думы будут работать уже 50 депутатов, 25 из которых будут избраны по партийным спискам, то основная борьба развернется за список от "Единой России". Как и в большинстве других регионов, областной политсовет "Единой России" вполне может рассчитывать на получение "контрольного пакета" в будущей Думе, причем не столько за счет победы своих выдвиженцев по одномандатным округам, сколько за счет прохождения в Думу кандидатов, фамилии которых будут включены в региональный партийный список "Единой России". По мнению экспертов, именно это обстоятельство может спровоцировать целую серию конфликтов, в которые будут вовлечены как руководители региона, так и местные элиты, особенно те, которые не могут (или не хотят) восстанавливать нормальные взаимоотношения с ныне действующей властью, фактически уйдя в глухую оппозицию. По существующей процедуре список должен утверждаться регполитсоветом партии, которым, как известно, руководит вице-губернатор Сергей Сычев. Однако, по мнению многих экспертов, в данном случае свое слово скажет и самарский губернатор Константин Титов, который по определению должен претендовать на право "последнего слова". Все это может привести к конфликту интересов, в который окажется вовлечен и самарский градоначальник, и, скорее всего, руководство "Единой России". Причем проблема не исчерпывается лишь этим обстоятельством. Большинство депутатов-"единороссов" рассчитывают, что партия поможет им избраться на новый срок, включив их кандидатуры все в тот же партсписок. Однако, судя по всему, народным избранникам, являющимся членами "Единой России", вполне могут предложить идти в Думу по одномандатным округам. При определенных условиях такой поворот событий лишь прибавит градуса основной интриге предстоящих выборов".

В ближайшее время совет Самарской городской думы рассмотрит проект положения о резервном фонде администрации городского округа Самара, - пишет газета "Самарское обозрение" (09.02.2006). Согласно новому положению резервный фонд создается как источник финансирования непредвиденных расходов, возникших в результате чрезвычайных ситуаций. Ранее резервный фонд в Самаре существовал, но правила его расходования не были четко определены. В проекте, который сейчас находится на рассмотрении думы, четко сказано, что финансирование предусмотрено только на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Сумма, выделяемая на эти расходы по новому положению "О резервном фонде", не может превышать 1% от предусмотренных на соответствующий финансовый год расходов бюджета городского округа. Исходя из этого, сумма резервного фонда на 2006 год составит не более 90 млн. рублей, поскольку расходная часть бюджета Самары в этом году составляет 9 млрд. рублей. Если за время финансового года никаких непредвиденных ситуаций не произойдет, то средства резервного фонда останутся в бюджете. Контроль за исполнением положения о резервном фонде возложен на комитет по бюджету и налогам. Отчет о расходовании средств резервного фонда ежегодно утверждается городской думой одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета Самары. По мнению заместителя главы администрации Самары Валерия Трояна, резервный фонд просто необходим городу: "Не всегда мы можем предвидеть стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации. Поэтому чем больше резервный фонд, тем больше будет возможности покрыть долю непредвиденных расходов. Раньше на ликвидацию таких аварий выходило порядка 25 млн. рублей. В этом году администрация города предложила заложить в резервный фонд 20 млн. рублей, а депутаты - 1 млн. рублей. С 2001-го по 2003 год закладывали по 30 млн. рублей ежегодно.

ЭКОНОМИКА

Как стало известно "Коммерсанту-Среднее Поволжье" (10.02.2006), очередные торги по активам обанкротившегося ОАО "Фосфор" назначены на 17 марта. Фактически на аукцион будут выставлены те же самые активы, что и в первый раз - 20 января. Напомним, тогда на торги было выставлено 14 лотов, содержащих порядка 90% активов завода. По ряду объектов победителем оказалось ООО "Химзавод", которое контролируется бывшим гендиректором предприятия Ириной Гендель. Представители ООО предложили за комплекс автомобильных дорог, ограждение территории и административно-бытовой корпус неадекватно большие суммы. Так, забор вокруг предприятия был продан за 15 млн. руб. при стартовой цене 107,7 тыс. руб., административно-бытовой корпус и корпус сложных удобрений был реализован за 9,9 млн. руб. при стартовой цене 449,6 тыс. руб., комплекс автомобильных договоров отошел "Химзаводу" за 9 млн. руб. при стартовой цене 52,4 тыс. руб. Конкурсный управляющий "Фосфора" Сергей Ракитин тогда предположил, что ООО "Химзавод", выиграв аукцион, не станет заключать договор на оплату. По информации господина Ракитина, на территории "Фосфора" существуют склады металлолома, находящиеся под контролем Ирины Гендель, и "Химзавод" срывает торги из опасения, что новые собственники заводской недвижимости помешают вывозу металлолома с территории предприятия. Версия конкурсного управляющего в какой-то мере оправдалась, потому что ООО "Химзавод" так и не оплатило свои приобретения, и их вновь выставляют на аукцион. Кроме неоплаченных "Химзаводом" активов на продажу вновь будет выставлен и основной производственный комплекс. Начальная цена объекта - 28 млн. 740 тыс. руб. Поскольку основной претендент на его приобретение - самарское ЗАО "Ависта" - пока не отозвало свою заявку, на "Фосфоре" считают, что эта компания будет вновь претендовать на комплекс. Напомним, что учредителем "Ависты" является председатель правления банка "Солидарность" - сын самарского губернатора Алексей Титов. По неофициальным данным, он собирается приобрести пустующие цеха для дальнейшего размещения в них металлургического производства. Напомним, что во время прошлых торгов аукцион по продаже производственного комплекса не состоялся из-за того, что в торгах приняла участие только одна заявка - от "Ависты". О других претендентах на этот актив на предприятии пока неизвестно. Еще один актив, который будет продаваться 17 марта, это хлорный склад предприятия. Имя претендента на этот лот пока не разглашается.

8 февраля ОАО "Волготанкер" распространило информационное сообщение, в котором прокомментировало заявление УФНС РФ по Самарской области относительно причастности пароходства к НК "ЮКОС". В этот же день на пресс-конференции председатель совета директоров "Волготанкера" Владимир Жуков попросил государство ускорить национализацию пароходства, - пишет "Репортер". Газета напоминает, что с 2004 года ОАО "Волготанкер" испытывает серьезные проблемы в связи с обвинениями в неуплате налогов за разные годы, в результате которых последовал арест имущества пароходства. "Руководство предприятия обнародовало заявление УФНС РФ по Самарской области в арбитражный суд, в котором налоговый орган якобы "сообщил ложные сведения о подконтрольности "Волготанкера" нефтяной компании "ЮКОС", а также представил ряд других заведомо ложных фактов, на основании которых суд вынес неправомерное решение". "Таким образом, - говорится в сообщении, - самарские органы власти впервые официально признали истинную причину преследования "Волготанкера", подтвердив ранее существовавшие предположения, и фактически опровергли заверения о "нерасширении дела ЮКОСа". Председатель совета директоров ОАО "Волготанкер" Владимир Жуков заявил на пресс-конференции, что "Волготанкер" "не является дочерней структурой НК "ЮКОС" и не подконтролен указанной нефтяной компании", о чем говорят соответствующие документы ОАО, а также озвучил убытки пароходства в связи с гонениями на компанию. "Процесс сознательного разрушения "Волготанкера" губительно отразился как на финансовом состоянии, так и на производственных показателях пароходства. Так, в третьем квартале 2005 года убыток от основной деятельности компании превысил 630 млн. рублей против 309 млн. рублей прибыли за аналогичный период 2004 года, а объем перевозок в навигацию 2005 года сократился на 24% относительно аналогичного показателя 2004 года", - сообщил господин Жуков. В 2006 году "Волготанкер" планирует снизить перевозки нефтепродуктов на экспорт на 27,3% по сравнению с 2005 годом. Для сравнения - в 2004 году "Волготанкер" перевез 7,2 млн. тонн наливных грузов на экспорт, в 2005 году - 5,5 млн. тонн, а в 2006 году планируется перевезти всего 4 млн. тонн. Среди причин снижения перевозок грузов вице-президент компании Андрей Клейменов отметил неспособность пароходства производить ремонт флота в связи с отсутствием источников финансирования. "В будущем сезоне пароходство задействует 60-65% своего флота", - сказал господин Клейменов. Кроме того, по его словам, на сегодняшний день сумма налоговых претензий, предъявленных ОАО за 2001-2004 годы, составляет 3,3 млрд. рублей, что превышает стоимость чистых активов пароходства. Ввиду сложившейся ситуации руководство предприятия приняло решение о передаче акций государству. "Единственное спасение "Волготанкера" - это скорейшая передача пароходства под контроль государства", - заявил Владимир Жуков. О намерении государства приватизировать в 2006 году госпакет в 20% акций ОАО "Волготанкер" стало известно 3 февраля. Тогда же Министерством экономического развития и торговли были внесены соответствующие дополнения в план приватизации на 2006 год. Говоря о возможном способе национализации "Волготанкера", Андрей Клейменов пояснил, что это не является принципиальным для менеджмента, контролирующего "Волготанкер". "Мы понимаем, что национализация пароходства неизбежна и затягивание этого процесса для нас невыгодно, - заметил господин Клейменов. - Мы уже были свидетелями того, насколько долго может тянуться этот процесс, вспомним, к примеру, "Юганскнефтегаз", и если существуют способы ускорить передачу пароходства под контроль государства, то в нашем случае необходимо к ним прибегнуть, иначе компания просто не сможет подготовить флот к навигации и "превратится во вторчермет". "Если мы не допустим этого, то сохраним свои позиции и спасем коллектив", - добавил Владимир Жуков.

ПРОИСШЕСТВИЯ

Генпрокуратура РФ предъявила обвинение двум самарским авиадиспетчерам Службы управления воздушным движением (филиал ГУДП "Аэронавигация Центральной Волги"), которые утром 12 июля 2005 года осуществляли сопровождение вьетнамского Boeing 777-200, рейс №525, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". Как сообщили "Коммерсанту" в генпрокуратуре, обвинение было предъявлено в рамках уголовного дела, возбужденного по инициативе главкома ВВС Владимира Михайлова. Газета напоминает, что утром 12 июля Boeing авиакомпании Xangxong Vietnam, выполнявший регулярные рейсы из Ханоя в московский аэропорт Домодедово, вошел в воздушное пространство РФ и был идентифицирован российскими силами ПВО как самолет-нарушитель. Об этом незамедлительно был поставлен в известность Самарский районный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) России (в настоящее время- Служба управления воздушным движением), размещенный в самарском аэропорту Курумоч. Военные потребовали от гражданских диспетчеров задержать машину в небе ("поставить самолет в зону ожидания") до выяснения причин ее несанкционированного появления. Однако после радиопереговоров с командиром Boeing самарские, а потом и пензенские диспетчеры разрешили лайнеру полет на Москву, взяв его на управление. "Все необходимые документы вьетнамская сторона направила в Россию, однако информация о Boeing 777-200 не появилась в плане полетов, и военные оказались не извещены о нем", - сообщил "Коммерсанту" собеседник в ГУДП "Аэронавигация Центральной Волги". По его словам, вьетнамский лайнер был опознан руководителем полетов, поскольку выполнял регулярные рейсы, получил соответствующее разрешение и "не отклоняясь от заданного маршрута, благополучно приземлился в аэропорту в Домодедово". Специально созданная госкомиссия, расследовавшая данный инцидент, подтвердила, что "все официальные и необходимые документы, которые давали бы разрешение на выполнение полетов, у вьетнамского самолета имелись". Тем не менее управление воздушного движения Минобороны потребовало от Минтранса компенсацию в размере 500 тыс. руб. за приведение в полную боевую готовность частей и подразделений в связи с пересечением границы вьетнамским самолетом. В итоге в рамках возбужденного уголовного дела прокуратура предъявила обвинение двум самарским сотрудникам Службы управления воздушным движением по статье "Нарушение правил международных полетов". По словам начальника службы Фарида Хамедуллина, несмотря на предъявленные обвинения, оба самарских авиадиспетчера от работы не отстранены и исправно исполняют свои обязанности. "Им вменяется нарушение правил международных полетов, но эти правила распространяются исключительно на экипажи воздушных судов",- пояснил Фарид Хамедуллин, заявивший, что обвинение в скором времени будет снято из-за отсутствия вины в действиях его подчиненных. "Оба диспетчера - специалисты первого класса, проработали по 20 лет. В случае с вьетнамским лайнером они стали жертвой недопонимания между гражданскими и военными структурами: гражданские диспетчеры подчинялись Министерству транспорта, а военные - Министерству обороны", - заявил Хамедуллин, выразивший надежду, что с появлением в небе России одного хозяина - Федеральной аэронавигационной службы,- "разногласия между военными и гражданскими диспетчерами останутся в прошлом". "На самом деле конфликт сильно раздули военные, которых разозлило то, что гражданские диспетчеры не выполнили их требования по первому слову", - пояснил собеседник "Коммерсанта" в ГУДП "Аэронавигация Центральной Волги", подчеркнувший, что "в настоящее время претензии взяты назад и инцидент можно считать исчерпанным".