10 февраля губернатор Читинской области Равиль Гениатулин, в начале 70-х годов отслуживший 2 года срочной службы и являющийся полковником запаса, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM прокомментировал свое видение случая с рядовым Андреем Сычевым в Челябинском танковом училище и его освещение в российских СМИ.

ИА REGNUM: Равиль Фаритович, в середине января сначала российский Интернет, а несколькими днями позже печатные и электронные СМИ захлестнула волна протестных публикаций в отношении российской армии в целом, и службы по призыву, в частности. Катализатором стал известный случай, который произошел с рядовым Сычевым в Челябинском танковом училище. Вы наверняка следите за развитием ситуации. Как вы оцениваете происходящее?

То, что сейчас происходит в СМИ, меня тревожит. Какой канал не включи, одна тема - дедовщина в армии. Все это, к сожалению, напоминает ситуацию начала 90-х годов, когда армию втаптывали в грязь, разлагая изнутри и снаружи. То, что произошло в Челябинске, это, конечно, дикий случай. В то же время армия - это зеркальное отражение всех процессов, происходящих в обществе. Так было, так есть и так всегда будет.

Сегодня средняя продолжительность жизни у мужчин составляет всего 59 лет. Причины на поверхности - алкоголизация, наркомания и так далее. Я не устаю повторять, что один из способов сокращения количества преступлений, увеличения продолжительности жизни - это объявление войны алкоголизации населения. Не запрет алкоголя как таковой - это утопия, а наступательные, последовательные, решительные действия по всем направлениям. Если не навалиться всем миром на эту проблему, ничего хорошего не будет. Какие бы успехи не были в экономике, пока будет позорно низок срок жизни человека, мы будем проваливаться все глубже и глубже в пропасть.

Какое потомство может быть у родителей-алкоголиков? Естественно, что у мальчишек, которые идут в армию, есть проблемы с психикой, другие отклонения. Более того, если так же интенсивно будут транслироваться известные фильмы иностранного в основном производства, культивирующие насилие, и демонстрирующие чуть ли не методические пособия по пыткам, то мы будем иметь ровно то, что мы сегодня имеем.

ИА REGNUM: Вы возглавляете областную призывную комиссию и имеете возможность своими глазами наблюдать за тем, как и кого призывают в армию. Ваши впечатления о тех ребятах, которые проходят через призывную комиссию.

По закону администрация области действительно отвечает за призыв граждан на действительную военную службу. Это тем более важно в таких регионах как Читинская область, где повышенная концентрация вооруженных сил, где все время должна быть высокая мобилизационная готовность, поэтому этим вопросам уделяется и будет уделяться большое внимание. Скажу честно, что в прошедший призывной период мы испытывали определенные проблемы. Кроме проблем с явкой, большие опасения вызывают проблемы со здоровьем, особенно со здоровьем психическим. Я сильно сомневался в том, что до 30% негодных к действительной военной службе списываются по причинам психических проблем, но специалисты достаточно убедительно продемонстрировали мне, что это действительно так. Уверен, что ситуация эта складывается не только в Читинской области, но и в большинстве регионов России. Несмотря на существующие проблемы, план надо выполнять, в итоге в армию попадают люди с неуравновешенной психикой.

Психозом, который устроили в СМИ, под обеспечение боевой готовности наших вооруженных сил закладывается настоящая бомба. Безусловно, необходимо дать адекватную правовую и уголовную оценку всему тому, что произошло в Челябинском танковом училище, но устраивать панику ни в коем случае нельзя. Уверен, что на примере нескольких случаев бросать тень на все вооруженные силы недопустимо. Я все больше и больше убеждаюсь в том, что весной этого года по всей стране будут очень серьезные проблемы с призывом.

ИА REGNUM: Вы сами служили в армии и уволились в звании старшего сержанта. Что вам дала служба в армии, и как вы оцениваете роль службы по призыву, как одного из институтов российского государства?

Действительно, срочную службу я завершал в звании старшего сержанта с должности старшины роты... и немаленькой, надо сказать, роты. Это было 1 мая 1976 года - то есть весной этого года исполнится 30 лет моей демобилизации.

Первое. Что в современно армии упущено, и что надо возродить? Надо вернуть настоящего сержанта в вооруженные силы. Сержанта не по весу и силе, а по уму и по преданности воинскому долгу. А для этого необходимо придать совершенно другой статус сержантскому составу. Если мне не изменяет память, будучи старшиной роты, я имел полномочия выписать 3 наряда вне очереди за нарушение дисциплины. Я - простой сержант! Сегодня это понятие - наряд вне очереди - отменили вовсе. А ведь это была очень эффективная форма воспитательной работы. Вот сейчас ведется дискуссия на тему того быть или не быть гауптвахте. Неправильное решение, если ее отменили вообще. Она тоже выполняла воспитательную функцию, зачастую спасая ситуацию - конфликт внутри роты можно было развести, то есть изолировать одного солдата от другого. У замполитов появлялось время, чтобы разобраться в ситуации и уладить конфликт, а мы прекрасно знали, что выходящий с гауптвахты был как минимум неделю тише воды, ниже травы. Сегодня, чтобы посадить солдата на гауптвахту, необходимо дожидаться решения суда. Никакой командир не пойдет на это.

Второе. Сержанту надо платить заработную плату. Ведь это единственный человек, который круглые сутки находится рядом с солдатом, и у него должна быть материальная заинтересованность. Я, к примеру, последние месяцы службы получал 21 рубль 80 копеек. По тем временам это было неплохое денежное довольствие.

Третье. Я вспоминаю, что у нас в праздничные дни офицер не выходил из казармы, так были составлены графики. Присутствие офицера в казарме - вещь необходимая, особенно тогда, когда солдат ничем не занят. Ведь когда солдат начинает безобразничать? Когда ему нечего делать. В этом плане праздничные дни - проблемные дни для армии, да для общества вообще. Офицера, который работает с солдатами необходимо стимулировать и, опять же, стимулировать материально, повышая денежное довольствие. Кроме этого я уверен, что необходимо вернуться к выдаче пайков, особенно в отдаленных гарнизонах.

И четвертое. Меня очень волнует подготовка офицерского состава. До революции дворянство за честь считало носить офицерскую форму, у нас цари в мундирах ходили и правильно делали. Сейчас надо направить все усилия на то, чтобы звание офицера российской армии стало почетным, должны вновь появляться офицерские династии. Страна, претендующая на звание великой державы, должна иметь мощнейшую армию и элитный офицерский состав.

ИА REGNUM: Тема перевода российской армии на контрактную основу в обществе муссируется постоянно. События в Челябинске вызвали целую серию новых протестов против службы по призыву. Как вы относитесь к идее профессиональной армии?

Армия, как и все в мире, должна быть профессиональной, поэтому курс взят правильный. Но делать это надо на протяжении достаточно длительного времени. Насколько я помню, в США, которые начали переводить армию на профессиональную основу после Вьетнама, на это ушло лет 10. И это в Америке со всей ее мощью и деньгами! Ведь важны не только финансовые вливания и политическая воля, необходимо, что самое сложное, изменить российскую ментальность. Существующая сейчас смешанная форма - контрактная служба и служба по призыву наиболее приемлема. Нельзя забывать, что армия и в советское время и сейчас выполняет важную социально-воспитательную функцию. В армии служат немало ребят, которых служба уберегла от неверного пути. Поэтому все нововведения на практике необходимо осуществлять очень деликатно. Кроме того, я и за альтернативную службу. Нельзя ерничать на эту тему в СМИ, ведь действительно есть дети, которые не могут в силу ряда причин пойти в казарму. К тому же не считаю, что альтернативная служба гораздо легче службы обычного срочника.

ИА REGNUM: Равиль Фаритович, во время вашей службы дедовщина была?

Дедовщина была всегда. Если говорят, что этого не было, значит, солдат служил либо на точке, где 5 человек, либо ему как-то сказочно повезло. Другой вопрос в том, в какой форме это происходило. Таких случаев, как с Сычевым, не было, а если и происходило нечто подобное, то это было ЧП невероятных масштабов.

Жизнь в казарме начинается ночью после слова "отбой". Днем, когда солдат занят, когда много офицеров и сержантов, ничего этого не происходит. Вся негативная часть начинается ночью. Под неприятный пресс старослужащих в большинстве случаев попадает несколько категорий. Первая - это нытики, беглецы и отлынивающие от работы - так называемые сачки: "Служить не хочу, это не нравится, это я не буду делать". А кто за тебя будет делать? Вторая - это всегда существовавшая категория "крутых", которые приходили и начинали пальцы гнуть: "Я такой-растакой, с гражданки пришел крутой". Ах, ты крутой - ну на, получи по шее. И получал! Третья категория - тихушники. Посылка, например, пришла солдату, а он ее под одеялом один съел. Накапливалось недовольство, и человека начинали прессовать. Четвертая категория - воры. И была еще одна очень малочисленная категория - стукачи. Чаще всего человек страдает в армии от того, как он сам себя ведет.

Приведу пример. Однажды в сорокаградусные морозы мы часов 5 ночью искали беглеца. Все это время он лежал в котельной, ожидая очередного поезда, чтобы уехать к маме. Я тогда едва сдержал гнев его же товарищей. Расправа была бы на месте.

ИА REGNUM: Равиль Фаритович, совершенно очевидно, что случаи издевательств в армии замалчивать нельзя. С другой стороны, у вас наверняка есть свое мнение о том, как должны освещаться подобные инциденты в СМИ?

Прежде всего, необходимо детально разобраться с тем, что произошло в Челябинске, вообще детально разбираться с любыми проявлениями насилия в армии. С другой стороны, делать далеко идущие выводы, в том числе и об отмене службы по призыву, как это делают очень многие СМИ, я бы не стал. После информационной атаки, которую СМИ обрушили на общество, очень многие родители в призывную компанию сделают все для того, чтобы их ребенок не пошел в армию. Совершенно очевидно, что это приведет к всплеску коррупции в военкоматах и больницах.

В каждом случае надо индивидуально разбираться, и, безусловно, информация должна быть прозрачной и объективной. Иначе последствия информационной истерии будут страшными.

Справка ИА REGNUM: Равиль Гениатулин родился 20 декабря 1955 года в Чите. Служил в рядах Советской армии. Окончил Читинский государственный педагогический институт им. Н.Г.Чернышевского. C 1981 по 1991 годы находился на руководящей комсомольской, партийной работе. С 1991 по 1996 год - мэр Читы. В феврале 1996 года назначен, а затем избран главой администрации области. На выборах 29 октября 2000 года переизбран на эту должность. 14 марта 2004 года вновь избран главой Администрации (губернатором) Читинской области. Срок истечения полномочий - март 2008 года. Член Государственного совета РФ. С марта по сентябрь 2002 года являлся членом Президиума Госсовета РФ.