Активизацию госконсолидации атомной отрасли, о которой 8 февраля заявил глава Росатома Сергей Кириенко, сказав о намерении создать "Атомпром", спровоцировали действия США, активно добивающихся контроля над строительством АЭС в Иране, которое ведет Россия. Как отмечает "КоммерсантЪ", вряд ли проект Росатома удастся реализовать в сжатые сроки. Для этого необходимо урегулировать позиции целого ряда сторон, в том числе группы "Газпром", владеющей двумя ключевыми для отрасли активами - "Атомстройэкспортом" и ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ, российский монополист по производству реакторов для АЭС).

Кириенко, в частности, заявил 8 февраля, что Росатом сыграет собирательную роль в российской атомной отрасли, выстроив ее "в логике Министерства среднего машиностроения СССР". Крупный холдинг же отрасли необходим, чтобы Россия могла успешно конкурировать с транснациональными атомными корпорациями на внутреннем и внешнем рынках. По замыслу чиновника холдинг "Атомпром" объединит весь технологический цикл гражданской атомной энергетики - от добычи урана до утилизации отходов, включая машиностроение, проектные и строительные организации. И ключевой задачей является вопрос, как правильно структурировать эти активы.

Как рассказал источник в отрасли, "Атомпром" задумывается как управляющая компания, на 100% принадлежащая государству. "В ней будут консолидированы все активы - как госпредприятия, так и госпакеты акций. Некоторые компании (например, частные) могут войти туда как отдельные юридические лица",- подчеркнул источник, особо отметив, что сегодня план реформ существует лишь в весьма общем виде, без проработки таких деталей, как обмен или выкуп акций одного предприятия другим. По его словам, конфигурация отрасли в целом сильно изменится: предполагается выделить отдельные производственные комплексы, оказывающие услуги по обогащению, переработке и хранению отработавшего ядерного топлива (сейчас и то и другое осуществляется на нескольких ФГУПах, напрямую подчиненных Росатому). Госконцерн ТВЭЛ, скорее всего, лишится такой важной составляющей, как добыча урана. Изменения, вероятно, затронут и госкомпанию "Техснабэкспорт". Генерирующая компания "Росэнергоатом", которая всегда сама выбирала подрядчиков по строительству АЭС в России, наверняка тоже лишится этого права. При этом не исключено, что для некоторых нынешних руководителей реформа обернется отставкой. Так, итогом недавней поездки Кириенко в Красноярский край уже стала отставка главы Железногорского горно-химического комбината Василия Жидкова. Источники издания считают высокими шансы на отставку главы ТВЭЛа Александра Няго. А вот глава "Техснабэкспорта" Владимир Смирнов, напротив, усилит свои позиции.

Нерешенным остается вопрос о вхождении в "Атомпром" структур, имеющих частных акционеров. Так, на коллегии Сергей Кириенко специально отметил, что "принципиальная договоренность с 'Газпромом' о передаче подконтрольного ему 'Атомстройэкспорта' достигнута". Однако источники в отрасли уверены, что глава Росатома в данном случае выдает желаемое за действительное и группа "Газпром" еще только вступает в диалог с реформаторами, имея при этом свои виды на консолидацию отрасли.

Информация о том, что "Газпром" хочет заняться атомной энергетикой, впервые появилась в конце января. Новость не была неожиданной - в 2004 году компания через Газпромбанк приобрела 53,4% акций ЗАО "Атомстройэкспорт", генподрядчика всех зарубежных атомных строек России. Кроме того, структуры "Газпрома" неофициально назывались покупателями 43% акций ОАО "Объединенные машиностроительные заводы". Ни тогда, ни в последние две недели планы газовиков по вхождению в атомную отрасль не подтверждали ни чиновники, ни представители "Газпрома". Но накануне заявления Сергея Кириенко Газпромбанк впервые официально признался, что "представляет группу инвесторов"- новых владельцев ОМЗ.

Как пояснили в банке, дальнейшие действия инвесторов "будут соответствовать госстратегии развития атомной энергетики". "Если примут решение взять под госконтроль все стратегические предприятия в отрасли, государство и мажоритарии ОМЗ выработают взаимоприемлемый вариант получения такого контроля,- заявили в Газпромбанке.- Именно поэтому миноритариев заранее проинформировали о возможном развитии событий и пообещали выставить оферту по выкупу их акций. В случае выделения из ОМЗ предприятий, не подпадающих под определение стратегических в атомной энергетике, и предполагается провести делистинг". Источник, близкий к ОМЗ, уточнил, что выделять из компании будут "Ижорские заводы" и Skoda JS, которые обеспечили компании в первом полугодии 2005 года около 35% продаж. В результате ОМЗ будут выпускать лишь горное оборудование и спецстали. Скорее всего, эти бизнесы также продадут и некогда крупнейшая компания отечественного машиностроения полностью прекратит свое существование.

Формально позиция Газпромбанка в отношении судьбы ОМЗ не противоречит концепции, озвученной Сергеем Кириенко. Однако источник, близкий к акционерам ОМЗ, уверяет, что заявление банка не форма поддержки инициативы Росатома, а отголосок конфликта вокруг объединения активов отрасли. "Строительство новых АЭС - привлекательная поляна, за которую сейчас разворачивается борьба,- полагает собеседник.- И мажоритарии ОМЗ располагают для участия в ней тяжелой дубиной - монополистом по выпуску реакторов. Вот ее они сейчас и пускают в ход. А в рукаве держат туза - 'Атомстройэкспорт'. Потому что несмотря на то, что проект Кириенко в первую очередь касается России, спор идет во многом вокруг контрактов по строительству АЭС за рубежом".

А другой высокопоставленный источник в атомной отрасли уточнил, что один именно экспортный проект стал реальной причиной активизации реформаторских действий Росатома. "Все дело в ситуации вокруг 'Бушера' (АЭС в Иране.-Ъ),- уверен источник.- Сейчас США через МАГАТЭ предпринимают весьма агрессивные попытки вытеснить Россию из проекта по строительству этой станции и уже весьма близки к успеху".

По данным ряда источников, Газпромбанк управляет активами в атомном машиностроении не в интересах самого "Газпрома", а в пользу группы лиц, в той или иной степени связанных с газовой монополией. Однако последние заявления банка и замечание Сергея Кириенко на вчерашнем заседании говорят о том, что в любом случае в проекте атомной консолидации группа "Газпром" будет участвовать весьма активно. В "Газпроме" ситуацию не комментируют.