2006 год для регионов России должен стать переломным: вступил в силу закон о местном самоуправлении, началась реализация приоритетных национальных проектов. Как реализовываются федеральные инициативы в субъекте, какие новые проекты в этой связи инициируют местные власти - в интервью ИА REGNUM федеральный инспектор по Чувашии Дмитрий Донсков.

ИА REGNUM: Многие эксперты предрекали, что с уходом Сергея Кириенко с поста полпреда президента в Приволжском округе уйдет креативность и стремление к инновациям. Что происходит на самом деле?

Новый полномочный представитель Александр Коновалов заявил о том, что все позитивное будет сохранено и развито. Поэтому не ожидается сворачивания инновационных программ. Работа идет по нарастающей. Что касается дальнейшего развития, думаю, что тренд продолжится. Задачи, которые стоят перед страной, перед округом требуют творческого подхода, новых решений. Их невозможно решить в иной, не-инновационной, не-творческой логике. Поэтому уверен, что этот подход сохранится.

ИА REGNUM: В Чувашии с 1 января 2006 года вступили в действие федеральные законы о монетизации льгот и реформе местного самоуправления. Республиканские власти заявляли о готовности к их реализации. Каково ваше мнение?

Переход к монетизации Чувашия прошла наименее болезненно - во многом благодаря тому, что государственная система в республике действительно работает эффективно. Годичный тайм-аут, когда власти мобилизовали ресурсы - интеллектуальные, материальные - позволил снять социальную напряженность в начале нынешнего года и мягко перейти к реализации закона в 2006-ом. Что касается местного самоуправления, Чувашия - один из немногих регионов в стране, который в полном масштабе взял на себя обязательства по реализации федерального закона №131 с 1 января 2006 года. Основная проблема - недостаток компетенций у новых глав поселений. Поначалу некоторые из них не знали, что делать и что они имеют право делать. Мы стараемся решить эту проблему совместными усилиями. По линии администрации президента Чувашии вновь избранные главы поселений проходят обучение. В конце прошлого года мы вместе с Вячеславом Глазычевым встречались с руководителем администрации президента Энвером Аблякимовым и нашли еще одно творческое решение - создание дистанционного образовательного курса для глав поселений. Глав поселений много, и обучать всех их в Чебоксарах сложно. Семинары будут проводиться при помощи интернет-трансляции, которое предполагает интерактивное общение с экспертами. Сейчас идет техническая проработка этой возможности. Еще один аспект реформы - формирование бюджетов. И в этой части все должно пройти спокойно, потому что в Чувашии действительно самая прозрачная и четко функционирующая финансовая система, что оценено на самом высоком уровне. Минфин республики работает очень профессионально. Думаю, все пройдет благополучно.

ИА REGNUM: За последний год Чувашия и Россия пережила не одну реорганизацию госструктур. Как правило, реформирование в органах власти проводится под лозунгом сокращения численности аппарата. Между тем, создается впечатление, что их становится все больше. Это объективная тенденция?

У меня тоже есть такое ощущение, и я думаю, что это объективно. Когда происходит реорганизация, чиновников становится больше. Это характерно не только для России или Чувашии. Но сам факт проведения реорганизации говорит о том, что руководство страны недовольно состоянием государственной машины. И Россия находится сейчас в поиске оптимальной структуры, оптимального государственного устройства. Любую систему можно сравнить с кораблем, который невозможно быстро остановить или изменить курс. С момента принятия решения до реакции корабля проходит довольно много времени. То же самое и в стране: она большая, сигнал проходит долго. К тому же, решение не всегда бывает оптимальным и верным. Это объективный процесс. И организационные структуры находятся в развитии. Сейчас разрабатываются принципы стратегического контроля. Раньше такого не было. Например, не было оценки губернаторов, на основании которой можно было сделать вывод об эффективности или неэффективности их работы.

ИА REGNUM: На своей последней ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин еще раз обозначил приоритеты развития страны, так называемые национальные проекты. Какие проблемы могут возникнуть при их реализации?

Национальные проекты - это огромная ответственность, вызов и шанс для Чувашии. Я думаю, что мы с честью сумеем отреагировать на этот вызов. Предшествующие 12 лет заложили в Чувашии базу для эффективной реализации этих проектов. Невозможно все проекты равномерно поддерживать сразу на всей территории страны. Нужны площадки, на которых их можно оперативно обкатать. Распределение ресурсов будет осуществляться по степени готовности регионов. А степень готовности Чувашии довольно высока, поэтому для республики это хороший шанс. Чувашия может стать модельным регионом. В этом ее миссия, поэтому я называю ее точкой роста России. Однако все упирается в людей. Сегодня, в информационный и технологичный век, кадровый вопрос актуален как никогда. К сожалению, не во всех ведомствах в Чувашии работают одинаково заинтересованные и профессиональные люди. Если у нас что-то не получается, виноваты мы сами. Например, порой конкурс проигрывается из-за того, что неправильно оформили документы. Не нужно это скрывать - нужно с этим работать. Одного стремления к информационной открытости мало. Необходимо максимально использовать приобретенный за последние годы инструментарий. Мне стало известно, что у некоторых территориальных федеральных структур нет специалистов, ответственных за диалог с прессой и общественностью. Самое главное, что руководство этих ведомств гордится тем, что к ним ни разу не обратился журналист: мол, это заслуга организации, раз пресса не смогла к ним "придраться". Впрочем, и пресс-службы некоторых министерств начали смотреть на медиа-запросы сквозь пальцы. Это непорядок. О какой же популяризации новых "приоритетных" процессов в стране может идти речь, если мы не используем то, что было наработано и уже, казалось, воспринималось за истину. Поймите, самые лучшие проекты и реформы не могут быть осуществлены без информационного взаимодействия власти и общества. Спустя год, самой большой проблемой реформы монетизации льгот можно назвать именно информационный вакуум. Многие регионы России тяжело принимают ЕГЭ и именно из-за недостаточной информированности о том, как успешно этот и другие пилотные проекты реализуется, в частности, в Чувашии. Сегодня для успешной работы - в том числе по реализации национальных проектов - необходимо выстраивать не только информационные вертикали, но и информационные горизонтали. И тут возникает еще один аспект - вовлечение людей в процесс. Ведь само государство заинтересовано и в оппоненте, и в помощнике. А общественный ресурс в Чувашии используется недостаточно, он пока недооценен, хотя постепенно приходит понимание его значения. Люди пока не ощущают в полной мере свою сопричастность, вовлеченность в происходящие процессы.

ИА REGNUM: Чувашия стала одной из первых территорий, где стала создаваться сеть общественных приемных полпреда президента России, и сегодня она является самой большой в округе. По-вашему, общественная приемная - это то место, где "стучат" на республиканские власти или где "выпускают пар"? Что такое общественная приемная сегодня?

От ваших коллег мне несколько раз приходилось слышать сравнение общественных приемных с местом, где "стучат" и "выпускают пар". Это ошибочное представление. Разумеется, люди обращаются сюда с жалобами. Но они не разбираются, какой уровень власти перед ними: федеральный, республиканский или муниципальный. Им нужно только одно - решение их проблем. Иногда эмоции обратившихся за помощью действительно переполняют. Впрочем, я не знаю, как можно оставаться спокойным, если твоя крыша более 20 лет протекает или в твоем дворе без согласования с жителями строят магазин, а на простой запрос идут одни отписки. Вообще, проводя приемы, я понял одно, что наши чиновники выиграют любую олимпиаду по составлению качественных отписок. Мы с этим боремся, но без работы над базой данных всевозможных ошибок того или иного уровня власти - не заостряем внимание. Как правило, руководители ведомств соглашаются, что первоначальное их отношение к просьбе было предвзятым.

За последние полгода у общественных приемных прибавилось функций. Они превратились в центры по информированию населения о ходе реализации приоритетных национальных проектов. С помощью специально разработанных брошюр, памяток, стендов мы поможем жителям Чувашии понять, каким образом эти процессы отразятся на их жизни. Но главное - нам необходимо узнать их мнение, их видение решаемых на государственном уровне проблем. Должен сработать эффект обратной связи. Для аппарата главного федерального инспектора по Чувашской Республике этот момент является очень важным: уже при Александре Муратове создана рабочая группа по контролю за реализацией проектов в Чувашии. Перед нами поставлена конкретная задача по организации постоянного независимого мониторинга положения в регионе. Аппарат ГФИ приступил к анализу - работа действительно кипит. Результат - это объективная оценка. Ею, кстати, мы охотно будем делиться и с общественностью.

ИА REGNUM: Вы имеете репутацию креативного чиновника, который генерирует и поддерживает инновационные идеи и проекты. Что планируете реализовать в ближайшее время?

В ближайшее время, безусловно, все наши силы будут отданы национальным проектам. Считаю своим дополнительным гражданским вкладом в реализацию проектов "здоровье" и "образование" работу над созданием в Чувашии филиала Российского союза боевых искусств. Я его возглавил. С федерациями мы договорились о проведении в сентябре этого года большого фестиваля боевых искусств. Думаю, что получится яркое и зрелищное событие. Также мы уже начали работу над проектом, связанным с безопасностью дорожного движения, который ориентирован на водителей. Чтобы они не говорили по мобильному телефону за рулем, не ездили пьяными и т.д. Казалось бы, простые вещи, но здесь нужен инновационный подход. При этом многое можно взять из мирового опыта и дополнить нашей спецификой. Кроме того, будет продолжена активная работа по проекту "Электронный округ". В первых числах февраля в Чебоксарах состоялось заседание сторонников создания некоммерческого партнерства под одноименным названием. Эксперты пришли к мнению, что развитие IT-технологий возможно только при условии, что они будут приносить гражданам реальную помощь и способствовать общему развитию государства. На семинаре его участники сделали наброски того, каким образом все это можно будет достичь. Во-первых, следует создать систему федеральной поддержки поставщиков, производителей высоких технологий. Прежде всего, это обеспечит население страны огромным количеством рабочих мест. Я считаю, что ответом на вопрос могут стать и специально созданные населенные пункты по типу "Силиконовой долины". Ведь западные компании мечтают разместить у нас свою производственную базу, но для этого им не хватает квалифицированных кадров и "умной" инфраструктуры - коммуникации у нас еще "те". Было предложено разработать для Чувашии в пилотном режиме некие web-интерфейсы по приоритетным национальным проектам. Они призваны демонстрировать гражданам всю мощь высоких технологий и стимулировать потребительский спрос. Например, с их помощью жители Чувашии смогут оплачивать жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги.

Будем продолжать поддерживать "Бал прессы", хотя уже не в качестве организаторов. Этот проект переходит в ту плоскость, в которой и должен существовать, - независимо от государства. Совместно с рядом республиканских министерств мы примем участие во втором этапе работы по созданию в Чувашии точки роста России. Возможно, это будет вариант Гражданской ассамблеи, которая прошла в Нижнем Новгороде. Должен отметить, что многие инновации уже фактически не являются таковыми, а успешно реализуются.

Справка ИА REGNUM: Донсков Дмитрий Валериевич - родился 1 февраля 1972 года. Образование - высшее, в 1994 году окончил Московский государственный университет (филиал в Ульяновске). В 1992-1995 годах - начальник консалтингового отдела, ведущий специалист по маркетингу, заместитель директора по маркетингу и развитию, генеральный директор ТОО "Маркет-центр" в Ульяновске. В 1996 году - заместитель директора научно-исследовательского центра "Регион" в Ульяновске. В 1997 году - генеральный директор ООО "Симбирская Медицинская Компания" в Ульяновске. В 1997 - 1999 годах - генеральный директор ООО "О.Т.С" в Москве. В 1999-2000 годах - генеральный директор ООО "Кортес Трэвел" в Москве. В 2000 году - заместитель директора ООО "Кортес Трэвел" в Москве. Распоряжением полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко 16 ноября 2000 назначен федеральным инспектором по Чувашской Республике. Является автором акции "Личный флаг", конкурса СМИ "Бал прессы", проекта "Создание в Чувашии точки роста России", соревнований среди любителей внедорожников "Золотые пески Заволжья", детского фестиваля боевых искусств. При его активном участии в Чувашии были созданы клубы любителей внедорожников "Адвента" и игры Го.