"Дыры в заборе как степень самообмана".

("Красноярский рабочий", 07.02.06, Елена Сержантова)

Посетивший на прошлой неделе Красноярск и Железногорск новый глава Росатома Сергей Кириенко не только раскритиковал финансовую политику горно-химического комбината, но и развенчал слухи о предполагаемом открытии ЗАТО. Кроме того, он рассказал о перспективах солнечного кремния, хранения отработанного ядерного топлива и Сосновоборской ТЭЦ.

ПРО ОЯТ. На данный момент, как заявил Кириенко, главная проблема ОЯТ в том, что нет понятной методики формирования его цены, нет точного понимания его себестоимости. Так как хранить отработанное ядерное топливо нужно длительный период, то деньги, получаемые за него, не могут считаться прибылью за один год. По этому поводу между ГХК и налоговой инспекцией уже давно идёт спор, и глава Росатома здесь полностью на стороне комбината.

Первой задачей в этом направлении должно быть составление прозрачной методики. И насколько же вырастут цены за ОЯТ, можно будет ответить только тогда, когда эта методика будет на руках. Хотя за то, что они вырастут, Кириенко поручился точно, поскольку и Росатом, и российские атомные станции за его хранение будут платить больше.

Максимальный же предел цены зависит от рынка. "Важно не только, сколько мы хотим за это получать, но и сколько нам за это будут платить, - заявил бывший министр. - Нам надо конкурировать не внутри страны, а с крупнейшими мировыми компаниями". В первый же день его визита в Красноярский край было подписано соглашение между Росатомом и ГХК, по которому 25 процентов прибыли от работы с ОЯТ будет перечисляться в бюджет края. Предварительно соглашение подписано на год. А в ходе визита рабочей группе было поручено подготовить более детальное соглашение. Обязательным его фактором является наличие прозрачной программы того, куда будут направлены эти деньги. Чиновники хотят быть уверены, что средства, выделяемые Росатомом, направляются в том числе на экологические и социальные вопросы.

ПРО КРЕМНИЙ. Серьёзные претензии предъявил Сергей Кириенко к строительству кремниевого завода, которое, на его взгляд, неоправданно затянулось. "Была сначала первая очередь, - насмешливо сказал он, - потом в ней выделили первый пусковой комплекс, потом - опытно-промышленную эксплуатацию первого пускового комплекса первой очереди. На этот принципиально важный проект уже потрачены большие государственные деньги, средства комбината и бюджета. И не достроить его будет просто преступлением". По его словам, с точки зрения создания дополнительных рабочих мест и доходов для города и края, завод должен не только производить поли- и монокристаллический кремний, но и выходить на производство конечного продукта - солнечного кремния, потому что на мировом рынке именно на солнечный кремний сейчас настоящий бум. При этом развитие завода планируется на средства отнюдь не государственные, не комбината, не Росатома, потому как это не их целевые расходы.

Сейчас рабочей группе поставлена задача нахождения инвестора на конкурсной основе. В отличие от ГХК, по мнению главы Росатома, здесь возможно вложение частного капитала, но управляемость проекта должна быть сохранена, и контрольный пакет должен остаться за государством. Исполнителям поставлены твёрдые условия - два-три года.

ПРО ТЭЦ. До 2010 года достроить Сосновоборскую ТЭЦ обязаны не просто потому, что кому-то этот год был обещан, а потому, что это экономически целесообразно для нас самих. Такое заявление сделал Сергей Кириенко на пресс-конференции. Поэтому предварительные 67 месяцев, обещанные строителям, сократились до четырёх лет. Финансирование на строительство готово, ключевой вопрос состоит в том, чтобы получить первые 40 миллионов долларов, которые предусмотрены в рамках российско-американского соглашения.

ПРО ЗАТО. Никаких планов по изменению статуса ЗАТО у Росатома нет. Это вопрос безопасности, вопрос режима нераспространения, вопрос уникального коллектива с точки зрения профессионализма и образования. Другой вопрос - что делать дальше. Ответственность за будущее лежит в том числе на ГХК, который должен, сокращая одни рабочие места, создавать другие. Приезжая сюда, по словам Кириенко, он опасался, что остановка реактора может вызвать лавинообразное высвобождение рабочих рук.

Но к 2010 году, когда это произойдёт, кремниевое производство должно дать гораздо больше вакансий. Однако город не может сидеть и ждать, что все его проблемы сегодня решит только комбинат. Новые рабочие места должны создаваться и в городе. Росатом готов участвовать в финансировании ЗАТО, хотя по закону он сегодня не имеет влияния на муниципалитеты закрытых городов. "Большой вопрос возникает у меня в связи с подходом к развитию систем защиты и безопасности, - заявил глава Росатома. - Они должны на сто процентов гарантировать безопасность экологическую, антитеррористическую, нераспространения. Сегодня в одном месте мы тратим деньги на создание систем, а в другом - и это знает любой местный житель - есть дыры, сквозь которые не пройдёт только ленивый. Этот самообман нам не нужен".

"Их вызвал Таймыр".

("Сегодняшняя газета", 07.02.06)

Вчера на Таймыр прибыла делегация Красноярского края, возглавляемая первым заместителем губернатора Львом Кузнецовым. Цель визита - проведение совещания членов рабочих групп по объединению и участие в губернаторском совете. На заседаниях рабочих групп будут обсуждаться перспективные проекты экономического развития, ситуация в промышленности, а также административные, социальные, финансовые вопросы и т.д. А 8 февраля в Дудинке состоится заседание губернаторского совета, на котором руководители трех регионов заслушают отчеты рабочих групп по объединению.

"Австралия перебирается в Сибирь".

("Сегодняшняя газета", 07.02.06)

"Норильский никель" и австралийская "Рио Тинто", третья по величине горнодобывающая компания в мире, создают совместное предприятие в сфере добычи и геологоразведки минеральных ресурсов на Дальнем Востоке и на юге Сибири. Они уже подписали протокол о сотрудничестве.

В СОГЛАШЕНИИ определяются условия работы совместного предприятия: создание компании по геологоразведке и развитию, 51% которой будет принадлежать "Норникелю" и 49 - "Рио Тинто". Первоначально геологоразведочные работы будут сконцентрированы в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах России.

"В последние несколько лет "Рио Тинто" наращивала свою активность в России, - сказал главный управляющий австралийской компании Ли Клиффорд. - Сегодня мы очень рады тому, что заключаем договор с партнером такого уровня, как "Норильский никель". Учреждение этого совместного предприятия открывает новые перспективы для горнодобывающей отрасли". Объединение навыков и ресурсов "Норильского никеля" и "Рио Тинто" позволит создать уникальную базу для ведения геологоразведочных работ и разработки месторождений полезных ископаемых в России.

По словам гендиректора "Норильского никеля" Михаила Прохорова, заключение соглашения с "Рио Тинто" позволит объединить знания и квалификацию двух ведущих мировых горно-металлургических компаний для развития геологоразведки в России. "Минеральные богатства России во многих регионах и по многим видам полезных ископаемых пока еще не работают на благо страны, и мы будем заниматься разработкой как вновь открываемых, так и уже известных месторождений, обладающих потенциалом для существенных капиталовложений и привлекательных с точки зрения прибыльности", - отметил он. Целью совместного предприятия будет создание жизнеспособной экономической модели сотрудничества, направленного на ускорение и улучшение разведки новых месторождений полезных ископаемых в России, что будет способствовать приросту минеральных богатств и экономическому развитию регионов.