Архив 15-й дивизии Латышского легиона СС, выкупленный официальной Ригой у коллекционера из Нидерландов под угрозой предоставления им ряда документов западным СМИ, поступил в распоряжение местных архивистов. При этом стало известно, что сомнения российских экспертов в способности официозных латышских историков удержаться от "политического препарирования" неразобранного эсесовского архива разделяют и сами латышские свидетели истории. 6 февраля 2006 года газета "Неаткарига Рита Авизе" опубликовала письмо свидетельницы нацистских преступлений на территории Латвии Р.Блоки:

"Из Нидерландов в Латвию доставлен архив штаба 15-ой дивизии Латышского легиона СС. Замечательно, ведь в нем могут найтись ответы на многие вопросы. Только вызывает опасения то, как именно он будет учтен, описан и оценен. Станет ли этот архив в перспективе достаточно доступен и публичен? Может быть, эти папки с документами постигнет судьба "мешков КГБ", вызвавших в обществе обоснованные или беспочвенные страхи? В истории нашего народа сохраняется еще множество вопросов без ответа, а также лжи, неточностей и необъективности. Я не хотела бы забрать с собой в могилу многое из того, чему была свидетелем и о чем слышала. На протяжении всей своей долгой жизни у меня перед глазами как живая стоит картина того дня, когда проживавших в Балви евреев гнали по городу мимо домов, находящихся на улице Свободы, где тогда размещалась и наша школа. Многие дети находились на улице, так как наступила перемена. Я своими глазами видела, что там были двое немцев и двое наших - латышей, охранявших идущих, так как дети пытались бежать. Одетые в черную форму латыши ругались по-латышски и размахивали оружием. Нас учителя загнали в класс, но мы, собравшись у окон, видели, как евреев заставляли идти руками чистить наши школьные туалеты. Немец Артур, живший в квартире у моего крестного и работавший в пекарне, говорил моему отцу, что латыши - недружный народ, предают друг друга, так как немцы ведь не знают, кто есть кто.

После ареста евреев местные крестьяне привлекались к подводной повинности. Мой отец также управлял повозкой. Он рассказывал, что находившиеся при новой власти и без того небедные люди растаскивали еврейские вещи и развозили награбленное по своим домам.

Среди айзсаргов (члены военизированной организации в довоенной Латвии, ставшей "кузницей кадров" для латышских карателей в период нацистской оккупации - ИА REGNUM) тоже были свои паршивые овцы. Однако сейчас многие из них пытаются предстать как в образе пострадавших, так и борцов за свободу. Таких репрессированных нужно основательно проверить! Я не назову конкретных фамилий, так как большая часть виновных уже зарыта в землю. Считаю, что дети не должны быть в ответе за отцов, если они сами не идут по их следам".