В Чувашии продолжают искать квалифицированных менеджеров, способных возглавить современные сельхозпредприятия. Указ президента республики о содействии селу в обеспечении руководящими кадрами появился почти год назад. На конкурсной основе планировалось отобрать 50 перспективных агроруководителей, которым правительство посулило до полутора миллиона рублей. Между тем, за год подано лишь 88 заявок, а отобраны 18 человек. По мнению наблюдателей, если конкурс и дальше пойдет в таком же темпе, понадобится не менее двух лет, чтобы только набрать запланированное число руководителей. О ходе конкурса и причинах того, почему так затянулось выполнение президентского указа, в интервью ИА REGNUM рассказывает министр сельского хозяйства Чувашии Михаил Игнатьев.

ИА REGNUM: Указ президента республики о содействии селу в обеспечении руководящими кадрами появился почти год назад. Тем не менее, пока удалось отобрать лишь 18 управленцев. С чем это связано? С низкой активностью людей, недостаточным информированием? Целенаправленной информационной работы в республиканских СМИ не видно до сих пор. Может, использовались другие механизмы информирования?

В течение 2005 года мы, по крайней мере, старались доводить информацию о конкурсе. Насколько этой информацией воспользовались или не воспользовались, это вопрос другой. В прошлом году прошел съезд Чувашского национального конгресса, и мы предоставили информацию представителям всех чувашских диаспор. Информационные материалы были переданы нашими делегациями в Европу, Америку, Канаду. Сняты практически все ограничения, которые были, возрастной и образовательный ценз. В ряде районов местным администрациям пришлось основательно поработать, чтобы найти претендентов. Первое время обращались и мелкие предприниматели, и отставные офицеры, и учителя, не имевшие опыта работы в АПК. Я согласен, что конкурс идет не совсем активно. Воспользоваться возможностями и ресурсами, предусмотренными в бюджете, могли 50 человек... но не воспользовались. Наверное, преградой служат психологические барьеры и менталитет. Указ распространяется и на действующих руководителей хозяйств, которые пока составляют где-то 60% участников конкурса. Я думаю, нет ошибки, что они участвуют и берут на себя дополнительные обязательства. С другой стороны некоторые руководители хозяйств сегодня чисто психологически не готовы. Такой руководитель говорит: а что скажет трудовой коллектив, если я получу, скажем, 100 тысяч рублей для себя лично. Есть ряд других моментов. Но когда законом предусмотрены такие права, то воспользоваться ими - это не отмывание заработанных хозяйством денег через какие-то хитрые схемы. Это прозрачный учет, хорошая деловая репутация, интересы экономики Чувашской Республики. Конкурсант берет дополнительные обязательства перед правительством и президентом Чувашии, соответственно, правительство берет на себя определенные обязательства, вкладывая в него определенные ресурсы из бюджета республики.

ИА REGNUM: Вы упомянули об информировании чувашских диаспор в российских регионах и даже зарубежных стран. Есть ли какой-то отклик?

Пока официальных заявлений из других регионов не было. Были только устные обращения. Мы передали им все нормативно-правовые документы, которые приняты по этой программе. Но я надеюсь, что в течение года такие заявления будут представлены на правительственную комиссию. Фермеры из Европы, Канады, Америки интересуются.

ИА REGNUM: Как вы планируете усилить работу в этом направлении?

Это добровольная работа. Осуществлять ее добровольно-принудительно нельзя. Иначе это будет не открытый конкурс, а деградация всей программы. Я, как председатель правительственной комиссии, стою на том, чтобы люди приходили с желанием. Самое главное - мы максимально активно должны отработать по доведению информации. Должны показать на конкретных примерах - вот кто-то выиграл, были такие-то обязательства, создано столько-то рабочих мест. Показать, что программа создана для того, чтобы создавать дополнительные рабочие места, создавать условия для увеличения производительности труда и улучшения благосостояния тех, кто сегодня работает на развитие сельскохозяйственного производства.

ИА REGNUM: Часто получается так, что между собой соревнуются сотрудники одной организации, и конкуренцию основному кандидату составляют его подчиненные. Иногда создается впечатление, что районные администрации выставляют таких кандидатов просто для формы. Не умаляет ли такой подход принцип конкурсности и конкурентности отбора?

Я бы сказал, что согласно действующему законодательству, принцип конкурсности здесь не нарушается. Но если взять чисто по качеству, маленько чувствуется, что вторые конкурсанты цифры подтасовывают, чтобы показатели были хуже. В таких случаях мы подходим жестко, задаем прямые, лобовые вопросы. Где подтасовка есть, она сразу чувствуется.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете качество представленных проектов? Насколько они адекватны современным вызовам?

Есть руководители хозяйств, которые работают не первый десяток лет, они применяют современные технологии, приобретают современную технику, работают над перспективным развитием агропромышленного комплекса. Есть и хозяйства, где руководители поменялись, занимались демагогией, в итоге эти хозяйства пришли к банкротству. Таких хозяйств сегодня в республике около 110. Однако заметно, что мышление и психология руководителей хозяйств меняется. Мы проводим республиканские семинары, показываем новшества, направляем делегации в страны СНГ и за рубеж. Это полезный опыт, потому что Россия будет вступать осенью этого года в ВТО. Сегодня результатов добиваются те руководители, которые мыслят по-новому.

ИА REGNUM: Хотелось бы узнать, какие конкретные меры будет принимать Минсельхоз, чтобы активизировать эту работу?

Начиная с этого года, в 16 районах республики мы провели встречи в больших аудиториях с участием банковских работников, фискальных органов, руководителями сельскохозяйственных организаций, с вновь избранными главами сельских поселений, общественностью - всеми, кто занят в области агропромышленного комплекса. Эту работу мы будем проводить и дальше. Такие встречи очень интересны, люди задают вопросы, на которые мы отвечаем. Это и вопросы начала весенне-полевых работ, какие меры государственной поддержки существуют в республике, какая поддержка осуществляется со стороны федерального центра. То есть ведем разъяснительную, методическую и методологическую работу.

ИА REGNUM: На развитие села в Чувашии ежегодно расходуется одна треть республиканского бюджета. Серьезные инвестиции поступают и из федеральных средств. Сколько получила республика по федеральной целевой программе "Социальное развитие села"?

За 2003-2005 годы в рамках программы в Чувашию из федерального бюджета поступило 294,1 млн. рублей. В 2003 году мероприятия программы за счет средств федерального бюджета были профинансированы в сумме 128 млн. рублей, в 2004 году - 98,1 млн. рублей, в 2005 году - 68 млн. рублей. За три года 1513 семей воспользовались возможностью улучшения жилищных условий. Это самый большой показатель среди регионов России, которые воспользовались инвестициями из федерального бюджета. Средний размер субсидий обошелся нам где-то в 105 тысяч рублей. Когда условия жизни у людей улучшаются, у них появляется стимул и настроение для работы. Начиная с этого года, в соответствие с национальным проектом из федерального бюджета выделено 2 млрд. рублей для поддержки конкретно молодых специалистов и молодых семей. Методика пока не обозначена, но по предварительным проектам документов 30% финансирует федеральный бюджет, 40% - республиканский бюджет, 30% платит сам застройщик или его работодатель. В республике действует программа социального развития села, предоставляются льготные ипотечные кредиты. Если молодые специалисты или молодые семьи не смогут получить поддержку через Минсельхоз России, будем при внесении изменений в бюджет предусматривать определенные суммы.

Вопрос нехватки высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве в Чувашии стоит очень остро. По данным республиканского Минсельхоза, на начало текущего года удельный вес руководителей, имеющих высшее профессиональное образование, в республике составил 72%, 7% руководителей не имеют даже среднего профессионального образования. Сохраняется высокая текучесть кадров. Нередко на руководящие должности приходят недостаточно подготовленные, а зачастую случайные люди. Проблема кадров обостряется снижением эффективности производства, низкой заработной платой, неплатежеспособностью сельскохозяйственных организаций. Несмотря на то, что учебные заведения республики ежегодно готовят около тысячи специалистов сельского хозяйства с высшим и средним специальным образованием, в сельском хозяйстве закрепляется всего 15% выпускников.

Президентский указ о дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере должен был дать новый импульс развитию сельского хозяйства и в целом экономики села, помочь обеспечить агропромышленный комплекс высококвалифицированными специалистами. Напомним, документом установлен ряд мер государственной поддержки для руководителей, которые работают на селе. В частности, предусматривается выплата единовременных пособий в размере 100 тысяч рублей на первоначальное обустройство, субсидии на строительство или приобретение жилья до 1 млн. рублей, субсидирование за счет бюджета процентов при получении кредитов для приобретения личного автомобиля. Также предполагается возмещение затрат на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Справка ИА REGNUM

Игнатьев Михаил Васильевич родился 8 января 1962 года. Окончил Чебоксарский энергетический техникум, Чувашский сельскохозяйственный институт, Чебоксарский филиал Московского университета потребительской кооперации, Волго-Вятскую академию государственной службы. Работал электромонтером ПО "Химпром", помощником комбайнера, бригадиром, начальником Янышского производственного участка. Возглавлял колхоз "Прогресс". Работал директором АОЗТ "Прогресс" Чебоксарского района. Являлся заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, был главой самоуправления Чебоксарского района. В январе 2002 года назначен первым заместителем председателя Кабинета министров Чувашии - министром сельского хозяйства. С 6 мая 2004 года по настоящее время - заместитель председателя Кабинета министров Чувашии, министр сельского хозяйства. Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧАССР, Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Почетной грамотой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, нагрудным знаком МЧС России "За заслуги".

Указом президента России входит в состав межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта по развитию агропромышленного комплекса.