Проведенные Рослесхозом в конце 2005 года и в январе 2006 года проверки работы конкурсных комиссий в регионах выявили многочисленные нарушения требований лесного законодательства, допущенные при организации и проведения конкурсов.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МПР России, в ряде субъектов РФ не соблюдались правила публикации извещений о проведении лесных конкурсов. При выборе победителей конкурсов допускались субъективные оценки заявочных материалов участников. Не принималось во внимание наличие или отсутствие у претендентов инвестиционных проектов, собственной производственной базы. К конкурсам допускались лесопользователи, систематически и грубо нарушающие лесное законодательство.

22 декабря 2005 года приказом Рослесхоза в двух областях (Иркутской и Ленинградской) проведение лесных конкурсов было приостановлено до устранения выявленных нарушений, в том числе в части взимания с заявителей платежей и использования залоговых сумм. Так, в Иркутской области, в нарушение гражданского законодательства и установленных МПР России правил проведения лесных конкурсов, суммы задатков, внесенные победителями конкурса, оставались у организаторов и не зачитывались в счет арендной платы.

Для устранения имеющихся недостатков и повышения эффективности и прозрачности проведения лесных конкурсов Рослесхоз направил в регионы рекомендации по совершенствованию конкурсных правил. В них, в частности, перечисляются причины, по которым заявители не допускаются к конкурсу: наличие у заявителей текущих налоговых задолженностей и задолженностей по выплатам за нарушения лесного законодательства, установленные судом факты нарушений лесного законодательства заявителем и др.

Процедура выбора победителей конкурсов уточнена таким образом, чтобы исключить субъективные оценки конкурсных предложений и данных о претендентах. Рослесхоз предлагает организаторам конкурсов список критериев в соответствии с их приоритетностью. Самый приоритетный критерий - объем предлагаемых заявителем инвестиций в развитие перерабатывающих мощностей. Далее - наличие производственных мощностей по переработке древесины, размер арендной платы, осуществление добровольной лесной сертификации, объемы допущенных заявителем нарушений лесного законодательства за последние три года, объем принимаемых обязательств по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию новых рабочих мест.

Для каждого из критериев рекомендуется устанавливать балльную шкалу. Участники конкурса получают наибольшее количество баллов при соответствии наиболее приоритетным критериям. Сформулированы точные принципы оценки критериев в баллах. Так, для оценки размеров инвестиций количество баллов дифференцируется пропорционально размерам предлагаемых участником конкурса инвестиций по одним и тем же лотам. Баллы за допущенные нарушения лесного законодательства вычитаются из общей суммы, исходя из размеров начисленных неустоек за последние три года.

При проведении конкурса баллы, набранные каждым участников по соответствующему лоту, суммируются по всем установленным критериям. Победителем конкурса объявляется участник, набравший наибольшую сумму баллов. По словам главы Рослесхоза Валерия Рощупкина, рекомендации направлены на повышение прозрачности и эффективности проведения лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда для заготовки древесины. Они отвечают приоритетным направлениям развития лесной отрасли: увеличению объемов переработки древесины на территории России и совершенствованию порядка распределения лесных ресурсов.