Главные темы недели в Самарской области - автопром и теннис. Автопром в центре внимания из-за громких заявлений сделанных руководством АВТОВАЗа после заседания совета директоров. Ну а теннис заинтересовал самарские СМИ потому что на родину после триумфа на турнире Austalian Open вернулась первая ракетка мира среди юниоров самарчанка Анастасия Павлюченкова.

АВТОВАЗ

2 февраля гендиректор АВТОВАЗа Игорь Есиповский заявил, что совет директоров завода в целом утвердил концепцию его развития до 2020 года, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (03.02.2006). Подробности концепции были раскрыты лишь на среднесрочную перспективу, но и озвученные планы поражают своим размахом. Господин Есиповский пообещал, что в течение ближайших пяти лет АВТОВАЗ разработает как минимум три принципиально новые автомобильные платформы и на их базе "наладит производство одиннадцати-двенадцати новых моделей". Общий объем производства должен превысить 1 млн. автомобилей в год (сейчас - 721,5 тыс.). Вице-президент по техническому развитию, член совета директоров АВТОВАЗа Максим Нагайцев назвал еще более сжатые сроки: "Это в мировой практике на постановку новой модели в производство уходит в среднем четыре с половиной года. Но, учитывая отставание АВТОВАЗа от мирового автопрома, нам придется разработать новые модели максимум за три года. Это будет тяжелая работа". По словам господина Есиповского, для выпуска перспективных моделей АВТОВАЗ построит новое сборочное предприятие мощностью 450 тыс. автомобилей в год. Оно будет располагаться за нынешней территорией автозавода, поскольку, по словам Игоря Есиповского, "действующее производство настолько насыщено, что невозможно что-либо втиснуть в него без падения объемов выпуска автомобилей". Сроки начала строительства нового завода господин Есиповский не назвал, уточнив лишь, что земля под него уже зарезервирована. Напомним, летом прошлого года АВТОВАЗ приобрел участок земли площадью 250 га в Тольятти под технические нужды. Сроки начала и окончания строительства также названы не были. По словам Максима Нагайцева, новые модели АВТОВАЗа будут переднеприводными и полноприводными. "Мы будем производить полный спектр моделей: седаны, универсалы, кроссоверы, купе", - пообещал он. Заднеприводные модели Lada, по словам Игоря Есиповского, будут сняты с производства в 2007 году, а это означает снижение продаж на 200 тыс. машин. В остальном существующее производство АВТОВАЗа будет сохранено, однако его рентабельность будет повышена в результате реструктуризации, утверждает господин Есиповский.

"Репортер" (03.02.2006) отмечает, что сама идея строительства нового автосборочного производства не нова. Осенью 2005 года об этом же говорил экс-президент-гендиректор предприятия Владимир Каданников. Газета также упоминает о купленном АВТОВАЗом у муниципалитета участке. По данным газеты, первоначально предполагалось строить на нем предприятие по выпуску двигателей. Потом планы несколько изменились, и речь уже пошла о возможности создания нового автосборочного производства: "По словам господина Нагайцева, детальный анализ возможностей автозавода позволил сделать вывод о том, что "плотность" размещения технологического оборудования не позволяет "вписать" в существующие мощности линии по производству новых моделей, без освоения которых предприятие не выживет в условиях ужесточающейся конкуренции на автомобильном рынке. А поскольку расширение модельного ряда, причем в кратчайшие сроки, является одной из важнейших стратегических задач, то без новых автосборочных мощностей завод обойтись не сможет. Что касается новых моделей, то как заявил господин Нагайцев, отвечая на вопрос Репортера: "У АВТОВАЗа есть хорошие собственные наработки, которые не были реализованы. Мы планируем привлечь к этой работе западных автопроизводителей и совместными усилиями создать новый модельный ряд, в котором будут машины разных классов с разными конструкциями кузовов". По словам вице-президента АВТОВАЗа по техническому развитию, в настоящее время на этот счет ведутся переговоры практически со всеми ведущими западными автоконцернами, и в конце марта руководство Волжского автозавода планирует окончательно определиться в этом вопросе и назвать своего партнера (или партнеров)", - пишет "Репортер".

На вопрос "Коммерсанта", сколько будет инвестировано в строительство завода и в разработку новых моделей, замгендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт", председатель совета директоров АВТОВАЗа Владимир Артяков лишь заявил, что "никто не поможет АВТОВАЗу с точки зрения инвестиций так, как государство, и мы совместно с Роспромом уже представили свои предложения на этот счет". "Коммерсантъ" напомнает, что концепция развития АВТОВАЗа и автопрома России в целом подготовлена главой Роспрома Борисом Алешиным и предполагает господдержку отрасли в размере $5 млрд. "Самарское обозрение" (02.02.2006) приводит мнение Бориса Алешина: "Способы поддержки ВАЗа государством могут быть разными. Как вариант это предоставление заводу возможности провести реструктуризацию, связанную с обременениями прошлых лет, помощь в конвертации долгов. Но снятие обременения в размере 2,4 млрд. рублей - это еще не решение проблемы. Есть и другие пути. Есть полигон ВАЗа, есть мощности, которые могут использоваться всей страной. Могут появиться деньги на НИОКР, могут быть прямые инвестиции в обмен на акции компании или ее "дочек". Мы постараемся сделать так, чтобы ВАЗ получил варианты, аналогичные возможностям предоставляемым своим автомобильным заводам правительствами других стран". "По мнению руководства автозавода, существенные средства для реализации программы может дать и оптимизация активов предприятия", - пишет "Репортер". - "Речь, в первую очередь, идет о возможной продаже акций и долей АВТОВАЗа в его дочерних предприятиях (их в настоящее время порядка 200), которые в основном занимаются производством комплектующих. Но не только это может повысить инвестиционный потенциал Волжского автозавода. "Ну, например, на АВТОВАЗе существует производство по производству технологического оборудования, нужно ли оно - вот в чем вопрос", - заметил господин Есиповский. То есть, будучи предприятием полного цикла, а не чисто сборочным производством, АВТОВАЗ в настоящее время вынужден учитывать в себестоимости выпускаемой продукции затраты на содержание производственных подразделений, которые по современным меркам уже не являются профильными и вполне могут быть либо выведены на самостоятельные балансы, либо ликвидированы с последующей распродажей технологического оборудования. Реализация таких активов, вероятнее всего, начнется уже на втором этапе осуществления программы стратегического развития АВТОВАЗа, так как, по крайней мере, в ближайшей перспективе руководство автозавода ставит задачу наращивания выпуска уже существующих моделей машин - "Калина" и Lada Priora, что не позволит уже сейчас кардинально перестроить технологические процессы. Но вот что касается непрофильных активов социальной сферы, то - об этом также заявлялось ранее - руководство завода планирует передать их муниципалитету уже в ближайшее время. При этом, как подчеркнул Борис Алешин, такая передача предусматривает, что под это будут выделяться государственные субсидии, так как в одиночку муниципалитет такую нагрузку не потянет. Такой порядок позволит избежать социальных потрясений, а реализация самой программы стратегического развития автозавода, напротив, улучшит ситуацию в Тольятти, так как организация новых производственных мощностей будет сопровождаться созданием новых рабочих мест".

Отдельно поднимается тема СП GM-АВТОВАЗ. "Руководители АВТОВАЗа дали понять, что сотрудничество с General Motors их не слишком интересует", - пишет "Коммерсант". - "Будущее СП GM-АВТОВАЗ (выпускает модели Chevrolet Niva и Viva) на заседании совета директоров не обсуждалось, но господин Есиповский заявил по его поводу: "Если проект покажется нам эффективным, то будем его дальше развивать, а если не покажется, то будем сворачивать. Окончательно по этому вопросу определимся в феврале". Господин Есиповский отметил, что направил руководству GM-АВТОВАЗ письмо, в котором предложил пересмотреть условия работы АВТОВАЗа в СП: "В частности, нас не устраивает цена отгрузки комплектующих с АВТОВАЗа для сборки Chevrolet Niva. Рентабельность этих поставок - минус 15,9%. Кроме того, на наш взгляд, у GM-АВТОВАЗ есть серьезные проблемы со сбытом продукции, поэтому цены на их автомобили должны снизиться". При таком подходе будущее СП, по мнению газеты, под большим вопросом. Представители General Motors, впрочем, утверждают, что продолжают конструктивный диалог с новым руководством АВТОВАЗа".

Опрошенные "Коммерсантом" представители российских автозаводов и автодилеров отказались официально комментировать новую концепцию развития АВТОВАЗа. Однако продать 1 миллион автомобилей на открытом конкурентном рынке в России, по мнению автодилеров, нереальная задача для АВТОВАЗа. Максимум, который он сможет за собой сохранить, - 600 тыс. автомобилей в год, остальной объем должен экспортироваться. Но для этого нужны колоссальные вложения в развитие экспортной инфраструктуры, кредитование экспорта, высокоэффективный менеджмент. При этом, по мнению экспертов, у АВТОВАЗа, даже с его продекларированным модельным рядом, основанным на использовании трех автомобильных платформ, есть шансы освоить лишь рынки СНГ и третьих стран, где ему придется бороться с недорогой продукцией китайского автопрома. По их мнению, у АВТОВАЗа мало шансов выпустить технологически сложную продукцию с низкой себестоимостью, поэтому надо делать автомобили более простыми, но надежными.

На этой неделе произошло еще одно связанное с ВАЗом событие. 2 февраля арбитражный суд Самарской области снял запрет на проведение торгов и совершение любых сделок, связанных с отчуждением и распоряжением 6% акций уставного капитала ЗАО "ЛогоВАЗ", находящихся в собственности Самарской области, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". Этот запрет был наложен на ценные бумаги 2 апреля прошлого года в качестве обеспечительных мер в рамках претензий прокуратуры к правительству региона и ЗАО "ЛогоВАЗ", оспаривавшей вексельные сделки АвтоВАЗА. По мнению источника "Коммерсанта" в облправительстве, областные власти намерены продать освободившееся от запрета имущества.

ПОЛИТИКА

Депутаты Самарской городской думы разработали по меньшей мере две версии письма президенту РФ Владимиру Путину, - пишет "Самарское обозрение". Апелляция к высшей государственной власти может стать последней попыткой спасти новую редакцию устава Самары, предусматривающую отмену прямых выборов главы города (напомним, регистрация этого устава была отменена Минюстом). Неизвестно будут ли обращения направлены президенту. Вполне возможно, предполагает газета, что для депутатов большинства более важен сам факт обсуждения такого обращения, и они полагают, сто это обсуждение само по себе поможет им в борьбе за регистрацию их версии городского устава.

ТЕННИС

И наконец-то о приятном. 2 февраля в Самару вернулась первая ракетка мира среди юниоров Анастасия Павлюченкова. Напомним, что 14-летняя самарская теннисистка впервые в истории России выиграла турнир Большого шлема Australian Open. Теперь она лидирует в мировом рейтинге по очкам в своем возрасте, - пишет "Комсомольская правда в Самаре" (03.02.2006). "Финальная игра поначалу для Насти складывалась неудачно. Первый сет она проиграла. Села на скамейку, расплакалась", - вспоминает мама спортсменки. Но у Насти бойцовский характер. Она собралась, настроилась и выиграла, ведь действительно была сильнее соперницы. "Я очень устала после первого сета. Буквально валилась с ног. Потом подумала, черт с этим результатом, нужно играть в свою игру, показывать хороший теннис", - рассказывает Настя. Как призналась теннисистка, пять дней она не будет брать ракетку в руки. А потом снова вернется к тренировкам. Впереди у Павлюченковой участие в зимнем Кубке Европы. Потом - турнир Большого шлема во Франции. "Амбиции у меня самые большие. Всех обыгрывать, быть первой", - говорит 14-летняя теннисистка.