Член Совета Русских общин Эстонии, представитель Русского института Эстонии, политолог Михаил Петров ответил сегодня, 2 февраля, на вопросы ИА REGNUM в связи с 86-й годовщиной подписания делегациями Эстонской буржуазной республики и Советской России в Тарту мирного договора, который стал первым международным документом, признающим существование Эстонии как независимого государства.

ИА REGNUM: Каковы основные исторические уроки Тартуского мирного договора?

Известно, что главный урок истории в том, что она никого и ничему не учит. Но все же урок есть, и заключается он в том, что правовой нигилизм - это палка о двух концах. В течение ХХ века Россия трижды признавала независимость Эстонии. Первый раз она признала независимость Эстонии в лице Эстляндской Советской Республики 7 декабря 1918 года. Второй раз независимость Эстонии была признана 2 февраля 1920 года в Тарту. В третий раз независимость Эстонии была признана в 1990 году. Это своеобразный рекорд даже для книги Гиннеса! Заключая мирный договор в Тарту, Советская Россия не разорвала своих отношений с Эстляндской Советской Республикой. Этот юридический кунштюк позволил в 1940 году политическое переустройство Эстонской Республики назвать "восстановлением советской власти" и, по сути, предать забвению Тартуский мирный договор. Пятьдесят лет спустя правовой нигилизм большевиков обернулся отрицанием легитимности Эстонской ССР.

ИА REGNUM: При заключении договора кто выиграл, кто проиграл?

Не берусь судить однозначно, но то, что эстонская сторона сознавала свой исторический шанс, это точно. Сошлюсь на слова Яна Поска, подписавшего Тартуский мирный договор: "Нам всем очень хорошо известно, что в России нет ни одной партии, кроме большевиков, которая признавала бы право малых народов на самоопределение. Это означает, что если одна из этих партий получила бы в России власть в свои руки, то, само собой, они сделали бы все, чтобы уничтожить нашу независимость". Поэтому требование эстонских политиков осудить коммунистический режим в СССР и переложить ответственность за него на Россию выглядит фарисейством. Сказано же, что в 1920 году независимость можно было получить только от партии большевиков.

ИА REGNUM: Нет ли в событиях 1991 года параллелей с Тартуским мирным договором?

В политике следует избегать сомнительных исторических параллелей.

ИА REGNUM: В чем юридическое или иное противоречие Тартуского мирного договора?

В самом договоре нет явных противоречий. Стороны договорились как в отношении паушалирования - объединения финансовых требований Эстонии в общую сумму - в размере 15 миллионов рублей золотом (первоначальное требование Эстонии было - 88 миллионов и участие в золотом запасе империи), так и в отношении "агрессивной границы" в пользу Эстонии. Противоречие заключено в сегодняшнем отношении к договору. Если российская сторона признает историческое значение договора, но считает его исчерпавшим себя и утратившим юридическую силу в 1940 году, то эстонская сторона полагает его действующим, и даже внесла в Конституцию ссылку на Тартуский мирный договор как на документ, определяющий границы современного государства. Правовой нигилизм российских большевиков оборачивается правовым нигилизмом нынешних эстонских законодателей.

ИА REGNUM: Каков нынешний статус договора?

Крайне сомнительно, чтобы Европейский союз в своих отношениях с Российской Федерацией опирался теперь на Тартуский мирный договор. В подтверждение я сошлюсь на пункт первый Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом: "В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами". Это ясный и понятный текст, свидетельствующий о том, что стороны договорились только о разграничении интересов. Примите во внимание, что протокол "секретный", т. е. не предназначенный для оглашения. В "секретном" протоколе можно было откровенно назвать цели договаривающихся сторон в отношении Прибалтийских государств - оккупация, инкорпорация, аннексия. Территориально-политическое переустройство Эстонии произошло в 1940 году и вновь в 1991 году. Так что нынешний статус договора - можно определить как статус важного исторического документа.