31 января 2006 года Совет Безопасности ООН принял так называемую краткую техническую резолюцию, согласно которой мандат Миссии ООН по наблюдению в зоне грузино-абхазского конфликта был продлен не на полгода, как принято и как рекомендовал Генеральный секретарь ООН, а на два месяца - до 31 марта 2006 г. По сообщению Департамента информации и печати МИД России, "изменения формата этой резолюции СБ ООН и срока продления мандата Миссии ООН явились согласованными решениями членов Совета в связи с предложенными российской стороной поправками к традиционному проекту резолюции. Их главное содержание - снятие ссылок на документ 2001 года об "Основных принципах разграничения полномочий между Тбилиси и Сухуми" (т.н. "документ Д. Бодена"), который за прошедшие годы никак не способствовал продвижению всеобъемлющего политического урегулирования конфликта и даже, наоборот, тормозил предметные переговоры по этой теме".

Обращает на себя внимание, что это решение было принято в период, когда на уровне великих держав, являющихся в своем большинстве постоянными членами Совета Безопасности ООН, идет активное обсуждение не только способов урегулирования грузино-абхазского конфликта, но и окончательного решения по статусу Косово. Следует отметить, что в Контактную группу по разрешению балканской проблемы входят те же страны, что и в Группу друзей Генерального секретаря ООН. Как известно, в подходах к разрешению косовской проблемы выявились серьезные разногласия между США и Россией. Президент В. В. Путин озвучил подход Кремля, который заключается в том, что модель косовского урегулирования должна стать универсальной и послужить основой для разрешения конфликтов на постсоветском пространстве. По-существу, Москва дала понять, что готова согласиться с независимостью Косово в обмен на признание международным сообществом таких же прав за Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем и Нагорным Карабахом. Однако Госдепартамент США в ответ заявил, что статус Косово является индивидуальной моделью, которая не может использоваться в других конфликтных регионах.

Неслучайно, что на этом фоне российские представители попыталась устранить из текста резолюции Совбеза ООН, посвященной грузино-абхазскому конфликту, упоминание "документа Бодена", предполагающего включение Абхазии в состав Грузии на правах автономии, т. е. готовую схему, о неприемлемости которой неоднократно заявляла абхазская сторона.

Принятие резолюции "технического характера", не содержащей политических аспектов, вероятно, связано с продолжающимися попытками разрешить противоречия между Россией и западными государствами по окончательному урегулированию вопроса статуса непризнанных государств.

По всей видимости, в текущем году ситуация вокруг Абхазии будет довольно напряженной, т. к. давление на нее со стороны западных государств будет увеличиваться. Это будет происходить параллельно с осуществлением Грузией курса по выдавливанию российских миротворцев из зоны конфликта, что также является серьезнейшей мерой давления.

Все это будет осуществляться в целях принуждения Абхазии к принятию рекомендаций, выработанных Группой друзей Генерального секретаря ООН. Если подобное давление возымеет действие и абхазская сторона пойдет на уступки, то это даст возможность США и их союзникам принимать решения по Косово без оглядки на позицию и России, и Абхазии, т. е. Абхазия может утратить уникальный шанс получить международное признание на волне международно-правового оформления независимости Косово.

В этом аспекте серьезно возрастает угроза возобновления военных действий, т. к. Грузия может попытаться силовым путем установить контроль, по крайней мере, над Гальским районом Абхазии.

Поэтому, в складывающейся ситуации очень многое будет зависеть от позиции России, выступающей в качестве главного гаранта сохранения мира в регионе, а также от крепости нервов абхазского руководства и готовности Абхазии отразить вероятную военную агрессию.

Астамур Тания - политолог (Сухуми)