Сегодня в Глазове прошла презентация первого трактора, выпущенного в Удмуртии - на заводе Химмаш. Глазовский завод стал третьим предприятием в России, который будет выпускать трактора. На заводе уверены: желающих купить их продукцию будет достаточно. Рабочее название первого удмуртского трактора - "Глазов". Но имя может измениться. Как говорят представители руководства завода, они рассмотрят любые предложенные варианты.

Трактор глазовского завода Химмаш надежный, как танк, - говорят его разработчики. Создатели машины отказались от традиционно-тракторной комплектации и позаимствовали идеи у военных. Сергей Кравченко, директор ГУП по управлению активами медицинского центра Управления по делам Президента РФ: "Мы пошли по принципу создания узлов и агрегатов, которые отработаны на схемах военной техники, имеют опыт боевого применения, разработанные для того, чтобы пушку весом в 20 тонн со скоростью 80 км в час по бездорожью выволочь на гору и ее там развернуть".

Идея делать свой современный базовый удмуртский трактор появилась 3 года назад. С 1972 года на Химмаше собирали трубоукладчики на базе челябинских тракторов. Однако техника соседей, по словам специалистов, давно устарела. Челябинские трактора не устраивали Химмаш ни ценой, ни качеством. Сергей Кравченко: "Иногда трактор можно запустить, а иногда нельзя, потому что пуск его таким образом: сначала запускается бензиновый двигатель-пускач, если вдруг он разовьет нужную мощность и нужные обороты, то, может быть, запустится дизель".

Новое чудо техники запускается одним нажатием кнопки. При этом его разработчик Сергей Кравченко гарантирует: удмуртская машина не только лучше челябинской, но и способна найти рынок сбыта за рубежом. Николай Хохлов, заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики: "Я должен сказать, что он работник завода имени Кирова, работал заместителем генерального директора и про трактора знает лучше, чем про женщин".

Однако неоспоримое преимущество нашей машины - цена. Стоимость челябинского трактора - полтора миллиона рублей, наш за счет современных технологий - на 600 тысяч дешевле. Уже есть покупатели на первые 20 тракторов - Башнефть и Московское магистральное управление нефтепроводов. В следующем году в правительстве рассчитывают на выпуск минимум тысячи тракторов. Такими темпами, - уверен зампред Правительства, к 2004 году завод станет миллиардером.