ЭКОНОМИКА

"Самарское обозрение" (30.01.2006) на первой полосе сделало громкое заявление о том, что экономика Самарской области перешла от роста к падению: "2005 год стал для Самарской области в социально-экономическом плане одним из самых неудачных за последнее десятилетие. Согласно предварительным данным, размещенным на сайте www.interfax.ru, в прошедшем году объем промышленного производства губернии снизился на 3,5%. В денежном выражении эта сумма может достигнуть 364,4 млрд рублей против 377,6 млрд рублей в 2004 году. Эти данные сильно расходятся с выкладками среднесрочного прогноза министерства экономического развития, инвестиций и торговли области, согласно которому в прошлом году регион должен был, напротив, увеличить промпроизводство на 5%, до 420,7 млрд рублей. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, газ) в регионе за отчетный период снизилась на 19,6%, производство, передача и распределение электроэнергии сократилось на 1,8%. Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов осталось на уровне 2004 года, что также можно расценивать как ухудшение показателей в связи с тем, что именно эта отрасль даже в самые тяжелые времена для Самарской области показывала положительную динамику". По мнению источников "Самарского обозрения", основное влияние на изменение физического объема производства оказывает автомобилестроение, занимающее в общем объеме промышленного производства области 42,3%. Главными причинами, по которым произошло снижение основных показателей в прошлом году, эксперты называют сложную политическую и экономическую ситуацию как в России, так и в Самарской области. "Самаранефтегаз" снизил объемы добычи нефти из-за проблем с лицензионными соглашениями. Свою лепту внесли и налоговые проверки, и претензии к ряду крупных промышленных компаний, а также уголовные преследования топ-менеджеров "Самаранефтегаза" и "Волготанкера". Не самым удачным год был и для "АВТОВАЗа", который пережил смену собственников и топ-менеджмента. "Это скорее макроэкономическая проблема. Во многом она связана с действиями ряда структур, в частности, силовых и налоговых. Также не совсем понятна логика и последовательность действий государства в регулировании экономических процессов. Можно лишь предположить, что в 2006 году все эти проблемы могут еще больше обостриться", - сообщил "Самарскому обозрению" источник в областном правительстве. Впрочем, сами участники рынка не склонны драматизировать ситуацию. Схожей позиции придерживаются и в министерстве экономического развития области. Но в любом случае, по мнению газеты, уже в самое ближайшее время министерству экономического развития, инвестиций и торговли области предстоит существенно пересмотреть прогноз социально-экономического развития. И пересмотреть его в довольно пессимистическом ключе.

"Подконтрольное семье генерального директора ОАО "Самаранефтегаз" Павла Анисимова ОАО "Самараинвестнефть" (СИН) сменило собственника. Владельцем нефтедобывающей компании стал глава холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска", - пишет газета "Время" (30.01.2006). Сделка оценивается в $4 млн. Приобретение "Самараинвестнефти" прошло в рамках объявленного "БазЭлом" в 2004 году проекта создания вертикально интегрированной нефтяной компании. Сделка между владельцами "Самараинвестнефти" и холдингом "БазЭл" вызвала оживленный интерес у представителей политической и бизнес-элиты губернии. По словам источника "Времени" в правительстве Самарской области, возможно, что "представители крупного бизнеса попытаются привлечь Олега Дерипаску к участию в политических проектах. Глава холдинга "Базовый элемент" интересен им прежде всего своими лоббистскими возможностями и практически неограниченными финансовыми ресурсами". "В нынешней ситуации, когда губернские ФПГ ведут жесткую борьбу в политической сфере, поддержка со стороны Олега Дерипаски может оказаться весьма действенной и своевременной, - отмечает газета. - Правда, если господин Дерипаска решит, что ему интересно кому-то помогать. В руководстве холдинга уверяют, что не будут принимать участия в политических процессах, идущих в губернии. По словам одного из топ-менеджеров "Базового элемента", некоторые самарские ФПГ уже зондировали почву на предмет помощи в деле лоббирования тех или иных политических тем в столице. Однако все они получили отказ. Олега Дерипаску связывают давние дружеские отношения с губернатором Константином Титовым. "Он не пойдет против Титова и скорее всего дистанцируется от участия в политических проектах, - говорит топ-менеджер "БазЭла". - Самарская область нам интересна исключительно в целях развития собственного бизнеса. Он может остаться над схваткой, тем более что принадлежащий холдингу бизнес в минимальной степени зависит от власти".

Американская компания Aerojet вышла с предложением к ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" о покупке лицензии на двигатели НК-33, - пишет "Самарское обозрение". Жидкостный ракетный двигатель НК-33 был создан еще в начале 1970-х годов для советской лунной программы. В начале 1990-х годов им заинтересовалась американская компания Aerojet. НК-33 был объвлен резервным двигателем для американской ракеты-носителя Atlas. После этого Aerojet решился на долгосрочное сотрудничество с СНТК. Вскоре на самарском предприятии была запущена программа модернизации двигателей. В результате на свет появился ЖРД НК-33-1, модификация НК-33. СНТК рассматривал вариант организации серийного производства новых двигателей НК-33-1 в количестве 5-7 штук в год. Однако американская компания вышла со встречным предложением. Aerojet готова купить у СНТК лицензию на двигатель $7 млн. По словам генерального директора СНТК Сергея Тресвятского, сейчас вопрос об этом предложении СНТК прорабатывает с государственными органами. При это Тресвятский отметил, что в любой ситуации интеллектуальная собственность на НК-33 останется за СНТК. По мнению газеты, не исключено, что лицензия американской стороне понадобилась для участи я в программе по созданию многоразовой транспортной космической системы нового поколения (проекты Х-33, Х-34, К-1, модернизация ракетно-космического комплекса Space Shuttle за счет замены твердотопливных ускорителей на ракетные блоки, использующие эффективные жидкостные ракетные двигатели).

Самарская городская администрация приватизировала МП "Спецавтохозяйство", преобразовав его в ОАО "СпецАвтоТранс", - пишет "Самарское обозрение". Уже в декабре 2005 года было опубликована информация об изменении тарифа на вывоз твердых бытовых отходов, кроме того, все желающим заключить договор по вывозу твердых бытовых отходов на 2006 год предлагалось сделать это. Примечательно, что в бюджете, принятом депутатами на этот год, финансирование муниципального предприятия, которого теперь уже нет, предусмотрено. По словам депутата Самарской думы Сергея Арсентьева, при формировании бюджета на 2006 год депутаты гордумы предусмотрели 6 млн. рублей на приобретение спецтехники для МП "Спецавтохозяйство". "В замечаниях городской администрации к принятому депутатами бюджету, поступивших в думу на днях, было требование заменить данную строку на финансирование для ОАО "СпецАвтоТранс". При этом до принятия бюджета никто не поставил нас в известность, что муниципальное предприятие было приватизировано. Однако несколько дней назад депутаты об этом узнали. И в настоящее время перед депутатами стоит вопрос о том, чтобы вообще исключить финансирование данного предприятия из бюджета города", - заявил Сергей Арсентьев.

ПРОИСШЕСТВИЯ

29 января на ОАО "Новокуйбышевский НПЗ" (ННПЗ) произошел пожар, в котором пострадало семь человек. Как следует из официального сообщения, распространенного ННПЗ, установка первичной переработки нефти загорелась ранним утром. Первое подразделение пожарной охраны прибыло на место происшествия в 3 часа 49 мин., площадь пожара составила 300 кв. м. В тушении возгорания участвовали силы и средства 2-го отряда ГПС и регионального Центра пожарной безопасности НК "ЮКОС". Пожар был локализован в 7 утра, а полностью его потушить удалось через два часа, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (31.01.2006). Как сообщил "Коммерсанту" заместитель начальника отдела пропаганды и связей с общественностью главного управления МЧС РФ по Самарской области подполковник внутренней службы Михаил Метелкин, в результате загорания установки семь человек получили термические ожоги первой и второй степени и были госпитализированы в центральную городскую больницу. "Сейчас их состояние оценивается как удовлетворительное, угрозы для жизни нет",- подчеркнул господин Метелкин. По его словам, сразу после происшествия на заводе была сформирована комиссия для расследования причин аварии, в которую вошли инженерно-технические работники предприятия, представители МЧС, прокуратуры, самарского Госгортехнадзора. Как рассказал "Коммерсанту" прокурор Новокуйбышевска Евгений Кудрявов, сейчас прокуратура проводит расследование и по его результатам будет принято решение о возбуждении уголовного дела. По словам господина Кудрявова, вероятно, что проверка займет довольно много времени- "там только на установке горела площадь в 300 кв.м." Евгений Кудрявов отметил, что следствие уже рассматривает несколько версий случившегося. "Здесь может быть масса причин. Может, из-за морозов была выдавлена какая-то прокладка и произошла утечка горючих паров - фракций нефти, которые по какой-то причине воспламенились",- рассказал он. По словам помощника гендиректора ОАО "Новокуйбышевский НПЗ" Вячеслава Славкина, сейчас "установка исключена из технологического процесса завода, на ней начаты ремонтно-восстановительные работы, задействованы резервные мощности, и переработка нефти идет в плановом режиме".