Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) представляет собой уникальную международную структуру, позволяющую действовать в общих интересах, не нарушая в то же время интересов друг друга, заявил 31 января в интервью корреспонденту ИА REGNUM директор узбекского Фонда региональной политики Сайфиддин Джураев.

По его словам, современность, с ее объективным ходом развития событий, представляет собой две стороны одной медали. "С одной стороны, происходит изменение мирового политического процесса в целом, а с другой - поиск своего места в международной политической системе новых независимых государств, являющихся суверенными субъектами мировой политики", - отметил он.

По его мнению, для того чтобы занять достойное место в образовывающемся политическом миропорядке, успешно реализовать свои планы в мировом масштабе с учетом собственных национальных интересов, необходимо было придти к некоему политическому консенсусу или к той его форме, когда новые государства могли бы без помех для себя совместными усилиями решать ряд важных стратегических вопросов. Выходом из этой ситуации узбекский политолог считает образование ЕврАзЭС в его нынешнем формате. "Слияние двух международных организаций, ОЦАС (Организация Центральноазиатского сотрудничества - прим. ИА REGNUM) и ЕврАзЭС, стало беспрецедентным явлением в мировой политике. Определяющее значение здесь имеет то, что в единую систему объединились две некогда дублирующие друг друга организации. Иными словами, если раньше странам-участницам ОЦАС и ЕврАзЭС приходилось размежевывать свои усилия в рамках двух международных структур, что не придавало необходимой динамики ни первой, ни второй, то сейчас, после объединения мощного потенциала этих стран для достижения единой цели, интеграционный процесс будет развиваться более поступательно", - отметил политолог

Политолог считает, что в связи с этим наладился не только конструктивный диалог, но и практическое осуществление задуманного, которое раньше останавливалось лишь на этапе обсуждения, "проходившего пусть и на помпезных, но ничего не значащих в действенном плане совещаниях и встречах". "ОЦАС и ЕврАзЭС составляли практически одни и те же государства, поэтому надобность одной из них сама по себе была весьма призрачной. Отныне страны, входившие в две организации, объединились в одну, но более представительную и мощную, и будут действовать в едином порыве и, что особенно важно, в одном направлении", - подчеркнул Джураев. Он также отметил, что в условиях глобализации внешняя политика государств все больше формируется структурой и динамикой глобальной мировой экономики. "Границы между "внутренним" и "интернациональным" в мировой политической системе стираются, и транснациональные потоки идей и ценностей становятся все более мощными. Формируются цели, направления и области деятельности, осуществление которых возможно только при международном сотрудничестве; благополучие и процветание даже экономически лидирующих стран начинает решающим образом зависеть от внешних рынков и связей", - считает политолог.

Он подчеркнул, что международная стабильность возможна лишь как прогнозируемый процесс перемен только для участников этих событий. "Самоисключение из международной жизни и важнейших ее процессов возможно только ценой утраты роли, веса, места страны в мировой экономике, политике и развитии. И где-то этот процесс уже начал давать "ростки"", - сказал Джураев.

Джураев считает ЕврАзЭС наилучшим гарантом развития стран региона. "Достаточно быстрое и безущербное разрешение в рамках этой структуры также найдет большое количество вопросов, связанных с транспортной и водно-энергетической системами, что не может не отразиться на проблеме выхода к европейским рынкам, например, узбекского хлопка и другой продукции". По его словам, в рамках этой структуры можно цивилизованно и взаимовыгодно можно решать и проблему энергоресурсов. "В этой связи такое объединение, как ЕврАзЭС, представляет собой уникальную международную структуру, позволяющую действовать в общих интересах, не нарушая в то же время интересов друг друга. Скорее наоборот, первоначальная цель интеграции - экономическое развитие региона, соответственно, главные многосторонние механизмы сотрудничества - экономические. Движущими силами являются частная инициатива, конкуренция, либерализация торговли. Процесс интеграции должен быть естественным, а экономики интегрирующихся государств находиться на определенном соответствующем уровне развития", - отметил политолог.

Рассуждая о структуре объединения, Джураев сказал, что единый хозяйственный комплекс в ходе интеграции образуется по принципу сходства включаемых в него отдельных субъектов, природных и экономических факторов, наличия общих типичных черт, характеризующих направленность хозяйственного развития стран. "Таким образом, на его формирование влияют как общие тенденции экономического развития региона, так и конкретные факторы, характерные для каждой страны. Например, в регионе Центральной Азии уже сложились некоторые предпосылки для успешной интеграции в рамках того же евразийского континента, в том числе: самообеспеченность региона всеми видами энергетического, минерального и сельскохозяйственного сырья, значительный совокупный экспортный потенциал, совокупный производственный потенциал, позволяющий при соответствующей кооперации и совместных инвестициях в довольно короткое время организовать производство конкурентоспособной продукции высокой степени готовности, трудовые ресурсы, характеризующиеся высоким квалификационным и образовательным уровнем, сравнительно низкая стоимость рабочей силы, высокий научно-технический потенциал, возможность совместного и наиболее рационального использования водных и других природных ресурсов, выгодное геополитическое положение, возможность достижения экологической безопасности", - отметил он.

"Все это диктует то, что процесс региональной интеграции не только не уменьшает, а напротив, требует совместного поиска путей адаптации к мировому хозяйству, более тесного сотрудничества с уже сложившимися в мировом пространстве экономическими союзами и сообществами. В свою очередь, дальнейшее интегрирование в мировой хозяйство в немалой степени будет зависеть от характера и содержания проводимых экономических реформ внутри самих республик, степени готовности к ним и уровня регионального сотрудничества", - подчеркнул Джураев.

В век глобализации политолог считает очевидным, что ни одна страны не может существовать в отрыве от других. "Сегодня даже крупнейшие страны мира видят перспективу в сотрудничестве с другими странами планеты, без которого немыслим прогресс. И это является основной задачей процесса интеграции", - сказал он. Рассуждая о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС, директор фонда сказал, что это дает республике возможность выхода на рынки и потенциал, которым обладают, прежде всего, Россия, Белоруссия и другие страны. "Союзнические отношения между Россией и Узбекистаном теперь будут еще более дополнены в рамках сотрудничества в ЕврАзЭС, приоритет будет отдан экономической сфере, от которой в конечном итоге зависит не только развитие республики в целом, но и рост благосостояния каждого гражданина Узбекистан", - сказал он. По его мнению, по такой же схеме будут строиться отношения и с государствами Центральной Азии. "Историческая общность, общие цели, природные ресурсы, транспортные, коммуникационные системы, религия, менталитет нашего населения позволят консолидировать все усилия и создать здесь в регионе территорию общего экономического пространства", - считает Джураев.

"Только так сегодня, думается, можно добиться сохранения мира, стабильности и спокойствия в регионе, а соответственно, и в каждой отдельно взятой республике, в том числе Узбекистане", - подчеркнул Джураев. Ссылаясь на свои прогнозы, он отметил, что, учитывая весь накопившийся потенциал, "можно смело говорить о претворении в жизнь самых масштабных проектов, которые затрагивают интересы всех стран-участниц ЕврАзЭС, в том числе транспортные, гуманитарные и энергетические". "По последнему аспекту уже предпринят ряд конкретных мер, к которым можно отнести подписание между правительством Узбекистана и российским ОАО "Газпром" соглашения "Об основных принципах и положениях соглашения о разделе продукции разработки месторождений Урга, Куаныш и Акчалакской группы Устюртского региона Республики Узбекистан", а также соглашение, подписанное между Национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз" и ОАО "Газпром", "Об основных принципах проведения геологического изучения недр инвестиционных блоков Устюртского региона Республики Узбекистан"", - подчеркнул глава фонда. Он отметил, ставя в пример этот узбекско-российский проект стоимостью в $1,5 миллиардов, доверие, основанное на взаимопонимании и соблюдении общих интересов. "Уверен, что столь же явными уже в скором времени станут успехи в двусторонних и многосторонних отношениях между другими странами-членами ЕврАзЭС. Ведь в конечном итоге в проигрыше не останется никто, а позитивные изменения ждут всех", - подчеркнул он.