Директор по международным связям фонда "Европейские ценности", политолог Роман Коноплев в беседе с корреспондентом ИА REGNUM прокомментировал недавние заявления заместителя госсекретаря США по европейским делам Розмари ди Карло и специального спецпредставителя Европейского Союза по Молдавии Андриана Якобовиц де Сегеда о том, что нет ни каких параллелей между двумя переговорными процессами по судьбе Косово и Приднестровья.

"Господам спецпредставителям Розмари ди Карло и Андриану Якобовиц де Сегеду следует знать, что Владимир Путин по данному высказыванию отметил, что "некоторые наши партнеры пытались записать в документ тезис о том, что Косово - это уникальный случай и не создает прецедентов... к чему ведет эта уникальность, мы все хорошо понимаем". Также им стоит лучше ознакомиться с историей молдово-приднестровского конфликта. Фашистская идеология подавления, физического уничтожения нацменьшинств, которую политики Молдавии мягко охарактеризовали "ростом румынского национального самосознания" принесла свои плоды. Приднестровский народ избрал более демократический путь развития, отказавшись от коммунистических и национал-фашистских догм, восторжествовавших по другую сторону Днестра. В данном конфликте достаточно весомой составляющей являлся этнический аспект, поскольку абсолютное большинство жителей Бессарабии и ведущие политические элиты Кишинева в ситуации начала девяностых полностью идентифицировали себя с Румынией и румынами.

По сути, на самом высоком государственном уровне руководителями Молдавии была провозглашена языковая и этническая унификация "румынского" и "молдавского" как языков, так и собственной нации, которая, начиная с середины восьмидесятых, решила, что она - "румынская". Приднестровский народ, включая приднестровцев молдавского происхождения, не желал ни именоваться "румынами", ни считать "румынским" свой язык (основанный на кириллическом алфавите). Противоположная сторона упорно продолжала считать себя румынами, и объявив приднестровцам войну, вооружила своих солдат румынским оружием, обмундированием с румынскими нашивками, признав в качестве собственной государственной символики румынский флаг и гимн "Пробуждайся, румын". Таким образом, как и в годы второй мировой войны, приднестровцы сражались с румынами. Насильственный распад Молдавии произошел как следствие появления нового румынского государства - Республики Молдова, провозгласившего курс на объединение с "матерью-родиной" Румынией, посчитав, что Приднестровье - это такая же "румынская" земля, как и Бессарабия. В ответ на адекватные меры самозащиты со стороны приднестровцев, Молдавия развязала военную кампанию, и попыталась оккупировать Приднестровье. На протяжении последних 15 лет Молдавия и Приднестровье развиваются как два самостоятельных и абсолютно непохожих друг на друга государства. Приднестровский народ является современной, и уже сложившейся общностью, отдельной от Республики Молдова. Приднестровский народ тяготеет к своим историческим узам братства с соседними славянскими народами - украинцами и россиянами. Однако, отнюдь не ставит основной своей целью воссоединение с соседними государствами, неоднократно в ходе референдумов подтвердив стремление к независимости и подлинному суверенитету.

Молдавия, наоборот, на самом высоком уровне, провозгласила стратегической целью вхождение в состав Румынии. Напомню, что румыны из Молдавии, устраивавшие этнические чистки на территории Приднестровья, особо жестоко пытали приднестровских молдаван, считая их "предателями румынского народа". Эксперт, не наблюдающий этническую составляющую в данном конфликте, либо некомпетентен, либо действует в интересах лишь одной из сторон. Данная позиция американских и европейских дипломатов ни коим образом не способствует урегулированию конфликта, и полноценному диалогу равных сторон, которыми в переговорном процессе во всех основных документах обозначены Молдавия и Приднестровье".