Обзор СМИ за 20-26 января 2006 года.

Оценка лондонских переговоров. Перед встречей президентов. Что представляет собой план урегулирования? Кто может быть миротворцем в зоне карабахского конфликта? Степанакерт.

Оценка лондонских переговоров

19 января в Лондоне состоялась встреча глав МИД Армении и Азербайджана, Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова. Как сообщает радио "Свобода", во встрече принимали участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Стивен Манн (США), Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция). Согласно источнику, одной из основных тем переговоров являлось определение сроков встречи президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Других подробностей встречи источник не приводит. "Арминфо" напоминает, что накануне также состоялись отдельные встречи сопредседателей МГ ОБСЕ с главами МИД Армении и Азербайджана.

Лондонская встреча министров иностранных дел была очень сложной. В настоящее время в направлении разрешения нагорно-карабахской проблемы проводится работа над 8-10 деталями, однако соглашения по принципиальным вопросам все еще не достигнуты. Об этом, сообщает Day.Az, в беседе с журналистами сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров. Министр также сказал, что переговоры снова проводятся в рамках "пражского процесса". По его словам, после встречи во Франции переговоры будут продолжены на основе инструкций президентов.

Как сообщает бакинская "525-я газета", после первого дня переговоров министр иностранных дел Азербайджана вкратце охарактеризовал переговоры как "интенсивные и насыщенные". Накануне встречи российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков заявил, что на переговорах могут быть согласованы основные принципы урегулирования конфликта. По словам руководителя управления МИД АР по информационной политике и печати Таира Тагизаде, Баку рассматривает данную встречу как очередной шаг в направлении "пражского процесса", развивающегося в сложном, но позитивном русле. Международные посредники продолжают делать оптимистичные заявления о его перспективах. На днях председатель ОБСЕ Карл де Гухт заявил в Совете Безопасности ООН, что в наступившем году карабахская проблема будет в числе приоритетов руководимой им организации и что для ее урегулирования появятся благоприятные возможности. Министр иностранных дел России Сергей Лавров на проведенной в Москве пресс-конференции также отметил обнадеживающие моменты в процессе урегулирования карабахского конфликта. По его словам, на прошлогодних варшавской и казанской встречах президентов РА и АР при посредничестве сопредседателей МГ были сделаны некоторые шаги к согласованию основных принципов урегулирования конфликта, что открывает возможности для урегулирования. Министр отметил, что позитивную роль в появлении благоприятных условий сыграла активность стран МГ, в первую очередь России, в контактах с руководителями Азербайджана и Армении.

Day.Az сообщает, что 23 января замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов провел пресс-конференцию по итогам встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Лондоне. Азимов выразил свое отношение к заявлениям, отражающим сущность переговоров. Он назвал безосновательным мнение о том, что Нагорный Карабах уже потерян для Азербайджана. "Вопрос проведения референдума (о статусе Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) также из области слухов. Такие нюансы могут стать предметом переговоров после обсуждения вопроса о статусе". Азимов сказал, что в переговорах не существует моментов, которые бы устраивали обе стороны: "Обе стороны понимают, что время для разрешения конфликта уже пришло, однако никаких продвижений не наблюдается. Азербайджанская сторона также не собирается отступать от занимаемой позиции. Во время проведения переговоров предлагается исключить военную агрессию и вернуть местных жителей на свои места. А для этого необходимо обсудить модель этого процесса". Азимов отметил также отсутствие каких-либо движений навстречу в позициях сторон. По его словам, чтобы достичь обратного, необходимо устранить разногласия во мнениях: "В противном случае азербайджанцам будет крайне опасно проживать там (в Нагорном Карабахе - прим. ИА REGNUM)".

По словам Араза Азимова, в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта "не будут предприняты какие-либо шаги, противоречащие Конституции Азербайджана". "Для Баку урегулирование конфликта не ограничивается освобождением оккупированных территорий". "Азербайджан считает важным возвращение беженцев на эти территории, обеспечение безопасности армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха, формирование взаимоотношений между общинами и другие вопросы. Для Баку также является важным восстановление контроля над всеми своими территориями", - заявил замглавы МИД АР. По его словам, на сегодняшний день основные проблемы относятся к вопросам "ликвидации военной ситуации и совместного проживания армянской и азербайджанской общин". "По этим вопросам пока не наблюдается сближения позиций сторон", - заявил Азимов. (PanARMENIAN.Net).

"Начат этап, который действительно сложен, и свидетельством этому стала наша довольно трудная встреча. Несмотря на то, что обстановка была благоприятной, видна уже вся сложность этого этапа". Комментируя такое заявление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, газета "Айкакан жаманак", пишет: "Таким образом, может создаться впечатление, что прежде переговоры по урегулированию карабахского конфликта протекали гладко, плавно и без сложностей, а теперь начала проявляться сложность ситуации. А если проблемы начинают давать о себе знать, значит ситуация будет и дальше усложняться".

О том, что разногласия между сторонами конфликта как были принципиальными, так ими и остались, можно судить по заявлениям чиновников двух стран, пишет бакинская газета "Зеркало". К примеру, отмечает газета, министр обороны АР Сафар Абиев в очередной раз заявил, что "если переговоры не дадут результатов, Азербайджан мобилизует все усилия с тем, чтобы освободить оккупированные Арменией территории. Мы способны на это". Свое мнение высказал и руководитель администрации президента АР Рамиз Мехтиев, по словам которого, "армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт может найти свое разрешение лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана. Никакой другой вариант не обсуждается и не рассматривается. Это - наша принципиальная позиция".

Комментируя ход переговоров с Арменией, заведующий отделом зарубежных связей администрации президента АР Новруз Мамедов отметил, что в случае сближения позиций на встрече глав МИД может быть создана основа для достижения соглашения на встрече президентов двух стран. По его мнению, целью первого этапа переговорного процесса является достижение согласия по принципиальным вопросам урегулирования конфликта. К ним относится признание армянской стороной принципов урегулирования конфликта в соответствии с международно-правовыми нормами в рамках территориальной целостности Азербайджана. Другие вопросы, как, например, размещение миротворцев на линии соприкосновения сил Азербайджана и Армении и в конфликтной зоне, могут обсуждаться на следующих этапах консультаций сторон, пишет газета "Азербайджанские известия".

По словам российского сопредседателя Минской группы (МГ) ОБСЕ Юрия Мерзлякова, сопредседатели МГ ОБСЕ намерены в начале февраля совершить краткосрочный визит в регион нагорно-карабахского конфликта. "Поездка будет очень краткой - только для встречи с президентами", - сказал дипломат и отметил, что целью визита будет подготовка намеченных на февраль очередных консультаций президентов Азербайджана и Армении. Точные сроки визита сопредседателей Мерзляков не назвал, сославшись на то, что пока не получены подтверждения от сторон конфликта по дате. Российский посредник не считает реальным подписание на февральской встрече президентов какого-либо документа: "Я думаю, что преждевременно говорить об этом. Надо сначала достичь договоренности по вопросам, по принципам урегулирования". ("Айоц Ашхар").

Перед встречей президентов

Как сообщает "Ноян Тапан", 25 января в Ереване состоялась совместная пресс-конференция министра иностранных дел Бельгии, действующего председателя ОБСЕ Карела де Гухта и министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна. Основной темой встреч действующего председателя ОБСЕ в Армении, в частности, его встреч с президентом и министром иностранных дел, был вопрос урегулирования карабахского конфликта. По словам Карела де Гухта, главной целью его визита в регион является подготовка предстоящей 10 февраля в окрестностях Парижа встречи между президентами Армении и Азербайджана. Он отметил, что встреча состоится при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Карел де Гухт выразил надежду, что на этапе, предшествующем встрече двух президентов, удастся согласовать ряд вопросов для включения их в повестку переговоров: "Я надеюсь, что президенты обсудят эти задачи". По его словам, после встречи Кочарян-Алиев в Рамбуйе предполагается провести большой объем работы, возможно, будет обсужден вопрос о размещении в зоне карабахского конфликта миротворцев. "Вы должны приобрести международные гарантии для будущего соглашения. ОБСЕ готова содействовать сторонам в решении задач после того, как они согласятся по ряду принципиальных вопросов в Рамбуйе", - заявил Карел де Гухт.

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян желает быть оптимистом в вопросе скорого урегулирования конфликта, однако оснований для этого пока не видит. Об этом, сообщает "АРКА", он заявил журналистам по окончании встречи с действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Бельгии Карелом де Гухтом в представительстве Нагорного Карабаха в Ереване. "Это субъективный комментарий тех фактов, в которых я непосредственно не участвую, и если другие люди являются большими оптимистами, то это нормально. Дай бог, чтобы я ошибся", - сказал Гукасян. "Я хочу быть оптимистом, но когда слышу, что президент Азербайджана дает поручение своим ученым доказать, что карабахцы прибыли на эту территорию из какой-то страны, и армяне никогда не жили в Карабахе, мне непонятно, как это стыкуется в контексте разговоров об урегулировании конфликта". Кроме того, по словам главы НК, постоянные заявления Азербайджана о $600-миллионном военном бюджете и решимости силой "освободить" территории далеки от намерения урегулировать конфликт. Кроме того, считает Гукасян, учитывая то, что все стороны должны быть объективно заинтересованы в урегулировании проблемы, они должны, в первую очередь, контактировать друг с другом. "Когда с нами не хотят говорить, а вопрос должен регулироваться именно с нами, это непонятно", - заявил глава Нагорного Карабаха. Гукасян считает, что если Азербайджан хочет включить в свой состав Карабах, то, по логике, должен каждый день говорить, как хорошо будет армянам в Азербайджане: "Вместо этого они пытаются нас запугать и шантажировать. Возможно, это своеобразная азербайджанская политическая линия".

Бакинская "525-я газета" напоминает, что в январе и марте 2001 года в Париже состоялись переговоры между президентами Армении и Азербайджана, занявшие видное место в истории переговорного процесса по нагорно-карабахскому конфликту и, в некотором смысле, почти приведшие стороны к заключению мира. На встречах при посредничестве президента Франции Жака Ширака были сделаны шаги в направлении согласования рамочного документа по урегулированию конфликта. И несмотря на то, что на последовавшей следом встрече в Ки-Уэсте в апреле того же года стороны не смогли прийти к договоренности, указанные переговоры вошли в историю переговоров по Карабаху под именем "парижских принципов", которые долгое время служили предметом спекуляций в СМИ обеих стран. В июне 2002 года президент Азербайджана Гейдар Алиев на встрече в Баку с сопредседателем Минской группы Угом Перне вынужден был раскрыть содержание "парижских принципов". Выяснилось, пишет газета, что на переговорах в январе-апреле 2001 года стороны рассмотрели пути урегулирования конфликта по варианту "обмена коридорами": азербайджанская сторона открывает для армянской стороны сухопутный коридор через Лачинский район, а армянская - такой же коридор через Мегринский район из Нахчыванской АР в остальную часть Азербайджана. Согласно достигнутой при посредничестве президента Ширака договоренности, оба коридора предполагалось считать имеющей одинаковый статус суверенной территорией противоположной стороны. Что касается переговоров нынешнего "парижского этапа", то, отмечает "525", как показал опыт прежних переговоров, их ход зависит не только от позиций самих сторон, но и от геополитических и региональных интересов крупных держав.

По мнению бакинской газеты "Зеркало", президенты идут на встречу не совсем "подготовленными", так как состоявшиеся 18-19 января в Лондоне переговоры между главами МИД двух стран прошли не столь "гладко", сколь "сверкали оптимизмом" предваряющие заявления посредников. Азербайджанская сторона заявляет о наличии трудностей "по некоторым принципиальным вопросам". По всей видимости, именно для сглаживания углов до встречи президентов зону конфликта намерены посетить сопредседатели Минской группы ОБСЕ, визит которых намечен на начало февраля. Газета отмечает, что оптимизм выражают все, кроме самих сторон конфликта: посредники и представители международных организаций. По словам проектного руководителя Международной кризисной группы (МКГ) Сабины Фрейзер, "несмотря на то, что подписание всестороннего соглашения президентами не кажется возможным, сохраняется оптимизм, что они могут прийти к соглашению по "рамочному документу". Данный короткий, 1-2-страничный документ, мог бы создать основу для будущих переговоров. Это само по себе очень важно", - сказала Фрейзер, заметив, что "это был бы итог двухлетних переговоров в рамках "пражского процесса", продвигаемого при поддержке Минской группы ОБСЕ. Был бы первый своего рода документ, подписанный президентами Азербайджана и Армении". "Я надеюсь, что соглашение будет "общественным документом", которое руководители обоих государств распространят среди общественности с тем, чтобы начать общественные дебаты по принципам потенциального мирного соглашения", - добавила представитель МКГ. "Конечно же, это будут очень сложные дебаты, но в то же время очень важные. Местные органы власти должны всесторонне информировать своих граждан о том, как выглядят мирное соглашение и преимущества мирного урегулирования конфликта", - заключила Фрейзер.

Отмечая, что Конституция Азербайджана позволяет проведение только общегосударственного референдума, газета "Айоц Ашхар" пишет: "Фактически, на данном этапе переговоров Ильхам Алиев стоит перед неразрешимой дилеммой - либо ему придется нарушить Конституцию страны (согласится на проведение в Нагорном Карабахе референдума о статусе НК - прим. ИА REGNUM), либо отказаться принять предложения посредников".

Председатель Союза "Конституционное право" Грант Хачатрян в беседе с газетой "Айоц Ашхар" сказал: "Для того чтобы идти на компромиссы, переговаривающиеся стороны должны иметь вотум доверия хотя бы на 3-4 года, чего у них нет". По его мнению, нынешняя активизация переговорного процесса включает в себя "программы смещения геополитических границ". "В частности, в контексте того, что настало время, чтобы регион, и в том числе Армения, были бы включены в европейскую геополитическую зону влияния".

Что представляет собой план урегулирования?

"Новый план урегулирования нагорно-карабахского конфликта уже утратил конфиденциальность. На обсуждениях с участием азербайджанских и армянских экспертов об этом сделаны заявления", - сказал азербайджанский конфликтолог Ариф Юнус. По его словам, хотя эксперты взяли обязательство хранить предоставленные им сведения в тайне, он решил сделать заявление. Согласно новому мирному плану, Армения на первом этапе освободит Физулинский, Агдамский и Джабраилский районы Азербайджана, в ответ Азербайджан откроет коммуникации с Арменией, будет обеспечено участие последней в региональных проектах. Так, открытие железнодорожного сообщения между двумя странами приведет к участию Армении в программе ТРАСЕКА. На втором этапе Армения освободит Губадлинский и Зангиланский районы, после чего будет открыта железная дорога из Азербайджана через Мегри в Нахчыванскую Автономную Республику. Затем в освобожденные районы будут введены международные миротворческие силы. После этого начнется возвращение в указанные районы беженцев. Параллельно с целью восстановления инфраструктуры этих территорий Азербайджану и Армении будет оказана помощь на сумму порядка 5 млрд. долларов. На следующем этапе предусматривается определение статуса Нагорного Карабаха; по словам Юнуса, решение данного вопроса путем референдума также согласовано, остается только установить время и форму проведения референдума. Азербайджанская сторона предлагает, чтобы этот вопрос был внесен в повестку дня через 15-20 лет, Армения же настаивает на проведении референдума уже через 5 лет. Кроме того, Азербайджан заинтересован в участии в референдуме и азербайджанского населения региона. Как считает конфликтолог, Баку рассчитывает, что через 10-15 лет Азербайджан в экономическом плане будет значительно превосходить Армению, что и скажется на результатах референдума. По словам Юнуса, на переговорах обсуждается предоставление Нагорному Карабаху автономии даже более широкой, чем у Нахчыванской АР. Эта республика будет иметь свой парламент и герб, свои представительства в странах, где живут армяне, подобно тому, как это обстоит у Татарстана. Вооруженные формирования, именуемые ныне "армией Карабаха", получат статус президентской гвардии. После согласования статуса НК будет освобожден также Кяльбаджарский район. В документах в качестве территории Азербайджана будет указываться и Лачинский район, который тем не менее некоторое время будет оставаться под контролем Армении. Руководитель азербайджанского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу считает, что вопрос определения статуса путем референдума таит в себе широкие возможности для маневра со стороны Азербайджана, поскольку нынешняя Конституция АР не допускает проведения референдума в части территории страны. Так, правительство может согласиться на определение статуса Карабаха путем референдума, а затем с целью внесения в Конституцию нужного для этого изменения провести референдум. В случае отрицательного исхода установление статуса таким путем может оказаться под вопросом. Депутат парламента АР Фазиль Газанфароглу раскритиковал тех, кто выступает против нового мирного плана, заявив, что азербайджанское общество, отвергая каждый представляемый мирный план, ничего не выигрывает: "Мы должны понять, что нагорно-карабахский конфликт - не только между Азербайджаном и Арменией. Сейчас просто возникли хорошие условия для урегулирования конфликта. Завершаются региональные энергетические проекты, имеющие для региона большое значение и обеспечивающие интересы ведущих держав мира. Теперь началась работа над обеспечением безопасности этих проектов. Мы должны понять, что являемся не субъектом, а объектом в этих процессах, и подходить к происходящему реалистично. Если мы начнем войну, то нам будет противостоять не Армения, а Россия". (525-я газета)

На вопросы газеты "Азг" ответил армянский политолог, вице-президента фонда "Согласие" Андраник Мигранян.

"Жак Ширак предложил провести встречу президентов Армении и Азербайджана во Франции. Во-первых, почему Москва не выступает с подобными предложениями? И второе: насколько реальна эта встреча?

Ну, во-первых, сейчас уже прошла встреча министров иностранных дел в Лондоне. Опять же, не в Москве, а в Лондоне. Сопредседатели Минской группы, а среди них и Россия, предложили определенную схему решения нагорно-карабахской проблемы на взаимоприемлемой компромиссной основе, и министры иностранных дел должны подготовить встречу президентов. Еще шесть лет назад предполагалось, что американский президент должен стать триумфатором, организовавшим эдакий "мини-Кемп-Дэвид", некие мирные договоренности Армении с Азербайджаном, но подписание соглашения сорвалось. Хотя сейчас есть определенный оптимизм и у сопредседателей, и в официальных кругах Армении и Азербайджана. Предполагается, что в этом году должны быть подписаны какие-то соглашения, согласованные и компромиссные. И хотя я лично испытываю определенный скептицизм, но если будут подписаны, то это будет определенным прорывом.

Но не несет ли подписание таких соглашений угрозу для политического будущего Роберта Кочаряна?

Все будет зависеть от содержания подписанных соглашений. Если содержание подписанных соглашений не будет противоречить интересам Армении, то, естественно, это будет триумфом, а не провалом.

В таком случае, для того чтобы оно не противоречило интересам Армении, на уступки должен пойти Азербайджан?

Тут речь не идет о минимальных уступках, речь идет о том, и это с армянской стороны всегда однозначно заявлялось, что Карабах не может ни при каких условиях быть частью Азербайджана. Вот, собственно говоря, о чем идет речь. А как это будет оформлено? Ну, предполагается оформление через референдум. Единственно возможный вариант - это подписание соглашения о проведении референдума через какое-то время с обязательным признанием всеми сторонами и международной общественностью его итогов. Вот это единственно возможный компромисс". ("Азг").

На вопросы азербайджанского еженедельника "Обозреватель" ответила президент Института национальных и международных исследований АР Лейла Алиева (интервью приводится с сокращениями).

"У меня нет точной информации относительно того, на что конкретно согласны наши власти. И я не думаю, что они уже согласились на проведение референдума. Дело в том, что речь идет о референдуме в Карабахе - на конкретной азербайджанской территории, что не соответствует Конституции Азербайджанской Республики. Но поскольку на этом настаивает и армянская сторона, и международные посредники, то Азербайджану предлагается два варианта: внести соответствующие изменения в собственную Конституцию, позволяющие проводить референдумы в отдельно взятой автономии. Или перевести проведение референдума под эгиду международной организации. Принятие такой поправки в Конституцию АР может способствовать развитию центробежных сил в нашей стране и приведет к превращению Азербайджана в федеративное государство. То есть здесь скрыта мина большой разрушительной силы. Другой аспект этой проблемы заключается в определении того, кто будет участвовать в этом референдуме. Понятно, что наших беженцев будет всего от 25 до 40%. То есть армяне все равно будут иметь преимущество, и ясно, к чему это приведет по итогам референдума. Но если азербайджанская сторона сейчас реально соглашается на референдум, то, по-видимому, надеется что-то выбить у армян.... Вообще, говоря о перспективах переговорного процесса, необходимо отметить, что Азербайджан изначально находился в худшей ситуации. Исходя из международного опыта разрешения подобных конфликтов: та сторона, которая на переговорах меньше имеет, та меньше и получает.

Наряду со слухом о том, что наши власти уже согласились на проведение в Карабахе референдума, в обществе упорно циркулирует слух о том, что армяне согласились на поэтапный план урегулирования конфликта. Насколько этот слух соответствует действительности?

Уступка со стороны армян заключается в том, что они отказываются от пакетного плана урегулирования конфликта и соглашаются на наш план поэтапного урегулирования. Возвращают нам оккупированные территории, возвращают туда наших беженцев и вводят миротворческие войска. Уступка с нашей стороны - согласие на референдум в Карабахе. Здесь опять-таки зарыта мина. Она заключается в том, что с вводом в зону конфликта миротворческих войск Азербайджан навсегда лишается возможности войной решить конфликт.

В феврале ожидается встреча двух президентов - Армении и Азербайджана. Общественность обеих стран многого ждет от этой встречи в плане решения карабахского конфликта. Что реально?

Судя по той информации, которая просачивается посредством СМИ и различных слухов, какие-то подвижки в вопросе урегулирования конфликта имеют место быть. То, что Армения согласилась на поэтапный план, Азербайджан - на референдум, а обе страны на ведение миротворцев - это большие достижения всех тех многочисленных встреч президентов и министров иностранных дел. Сейчас, скорее всего, идут переговоры о том, кто будет представлять этих миротворцев. И, судя по просочившейся в СМИ информации, это будут чисто европейские войска. Ни турецких, ни российских сил не будет. А также обсуждаются детали референдума: вопросы референдума, его участники и вопросы того, сколько районов необходимо вернуть. Дело в том, что азербайджанская сторона настаивает на освобождении всех 7 оккупированных районов. Но армяне готовы вернуть только 5, за исключением Кельбаджарского и Лачинского. Эти районы армяне боятся освобождать, беспокоясь о собственной безопасности, так как именно через эти районы осуществляется связь Карабаха с Арменией. Но не думаю, что в этом году мирное соглашение по Карабаху будет подписано. Оба президента тянут время, так как любое подписание связано с рисками для собственной власти. С другой стороны, парламентские выборы у нашего президента и референдум по изменению Конституции в Армении прошли не совсем гладко. Эта несовершенность выборов и референдума используется посредниками в качестве средства давления на обоих президентов. С другой стороны, оба президента пользуются в мире известностью в том, что могут контролировать свои общества, что они доказали в ходе выборов и референдума. Этим президенты Армении и Азербайджана доказали мировому сообществу, что им можно доверять любое решение конфликта и они смогут его претворить в жизнь". ("Обозреватель").

На вопросы газеты "Голос Армении" ответил министр обороны и секретарь Совбеза РА Серж Саркисян (интервью приводится с сокращениями).

"Как вы оцениваете достоверность прогнозов относительно того, что в 2006 году будет найдено решение карабахской проблемы?

Трудно дать однозначную оценку достоверности этих прогнозов. Одно могу сказать: я надеюсь, что в переговорном процессе наметятся определенные подвижки, надеюсь и на то, что и в 2006 г. не возобновятся военные действия. Дать более четкий ответ на вопрос можно будет после встречи президента Армении Роберта Кочаряна с президентом Азербайджана.

В какой мере, на ваш взгляд, нефтедоллары определяют боеспособность азербайджанской армии и как в этом Армения и Нагорный Карабах могут серьезно относиться к переговорному процессу?

Мы действительно заинтересованы в мирном разрешении проблемы. Это отнюдь не означает, что все надежды мы возлагаем только на мирное урегулирование и не заняты возведением надежных заслонов на пути азербайджанской военной машины. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день Азербайджан имеет гораздо больше финансовых возможностей и эти возможности будут использованы, если не для возобновления военных действий, то с целью оказания давления на переговорный процесс или устрашения армянской стороны. Я неоднократно заявлял в этой связи, что даже если Азербайджан увеличит еще в пять раз свой военный бюджет, то это не может стать средством давления и вынудить нас принять по Карабаху решение, противоречащее интересам нашего народа. Хочу добавить к сказанному, что в 2005 году нам удалось произвести большое пополнение наших вооружений, в частности, по линии запаса боеприпасов. В данном случае, конечно же, неуместно говорить цифрами, а потому скажу лишь, что в 2005 году мы приобрели почти столько боеприпасов, что их численность можно сравнить с тем количеством, которое мы приобрели за последние 10 лет. А что до бахвальства азербайджанских деятелей на предмет сопоставимости их военного бюджета и госбюджета Армении, то я не вижу оснований предполагать, что когда-либо их военный бюджет будет сопоставим с общим бюджетом Армении. Более того, наличие денег еще нигде и никогда не служило гарантией ни более эффективного их использования, ни тем более гарантией боеспособности армии. В противном случае именно страны с большим бюджетом имели бы самые боеспособные армии, а это далеко не всегда так. Да, наш военный бюджет пока не дает нам возможности полностью удовлетворить все наши потребности, но его вполне хватает на то, чтобы при разумном и экономном расходовании сохранить боеспособность армии и, если понадобится, доказать на поле боя, что механическое увеличение военного бюджета само по себе ничего не решает.

На фоне агрессивно-милитаристской политики Азербайджана постоянные заверения армянской стороны о готовности к компромиссам породили в ваш адрес упреки, дескать, готовность к компромиссу - есть демонстрация слабости. Как вы реагируете на подобные упреки и где предел компромисса по-армянски?

Начну с того, что слабый никогда не станет говорить о компромиссе - слабый будет говорить о том, как вернуть утраченное. А к упрекам подобного рода я отношусь спокойно и расцениваю их как чьи-то шалости. Те, в чьих устах сегодня звучат эти упреки, имели массу поводов, дабы убедиться в том, что я никогда не предпринимал шагов, идущих вразрез с интересами Армении и Нагорно-Карабахской Республики. И я убежден, что большинство народа знает, что идея сдачи земли не близка мне, однако люди должны понять, что мир дорогого стоит, а война не может служить фактором позитивного развития. Стало быть, необходимо идти на переговоры... А компромисс по-армянски кончается там, где вступает в силу аксиома, что Нагорный Карабах не может находиться под юрисдикцией Азербайджана. Дальше этого компромисса быть не может, а посему я бы посоветовал кое-кому не торопиться с упреками по поводу нашей готовности к компромиссам..." ("Голос Армении").

Кто может быть миротворцем в зоне карабахского конфликта?

Россия готова поставлять вооружение и военную технику и в Армению, и в Азербайджан. Об этом, сообщает PanARMENIAN, заявил министр обороны РФ Сергей Иванов в ходе своего визита в Баку. Вооружая обе страны, Россия будет учитывать не только баланс сил в регионе, но также интересы собственной национальной безопасности и коммерческую выгоду. Иванов также заявил о возможности участия российских миротворцев в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. "В первую очередь, необходимо заняться политико-дипломатическим урегулированием конфликта, после чего можно говорить о миротворческой операции, в том числе с возможным участием Вооруженных сил России, но первое - это необходимо урегулировать конфликт", - подчеркнул он. Министр обороны РФ также сказал, что обвинять Россию в вооружении Армении на основании того, что она переводит технику из Грузии на российские базы в этой стране, некорректно. "Вооружение и боеприпасы с одной военной базы поступают на другую российскую военную базу, они как были, так и остаются у России", - сказал Иванов.

Для Армении будет неприемлемым участие Турции в миротворческой миссии в Нагорном Карабахе, заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. В то же время он подчеркнул, что говорить о размещении миротворцев рано, хотя некоторые страны уже заявили о своей готовности участвовать в миссии. "В конце концов, этот вопрос должна будет решать ОБСЕ или тот орган, который возьмет на себя задачи по миротворческой миссии, конечно, при согласии сторон. Однако однозначно могу сказать, что Армения будет против участия Турции", - заявил Осканян. ("Арминфо").

Вопрос размещения миротворческих сил в зоне карабахского конфликта сегодня не актуален. Об этом, сообщает "АРКА", заявил журналистам президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян по окончании встречи с действующим председателем ОБСЕ Карелом де Гухтом. "Я знаю, что этот вопрос достаточно активно обсуждается, однако в первую очередь должен сказать, что такого вопроса в сегодняшней повестке нет", - сказал Гукасян. По его словам, всего лишь предполагается, что если стороны придут к согласию, то не исключается, что поднимут этот вопрос. "Я не думаю, что та или иная страна или международная организация может заставить нас принять те или иные миротворческие силы", - полагает глава Нагорного Карабаха. Что же касается деятельности в Карабахе различных технических миссий, в частности, Группы высокого планирования ОБСЕ, то они, по словам президента, проводят соответствующие исследования, так как в том случае, если стороны конфликта договорятся о размещении миротворческих сил, "они должны быть готовы дать нам ответ". При этом, по словам Гукасяна, вопрос размещения миротворческих сил не должен решаться в секретных условиях: "Если мы обсуждаем ряд вопросов, связанных с карабахским урегулированием, то вопрос размещения миротворцев является последним в этом ряду".

Свое категорическое несогласие с предложением о вводе миротворцев высказали представленные в карабахском парламенте партии. Как отметил в интервью Арцахскому (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) общественному телевидению лидер фракции правящей Демократической партии Ваграм Атанесян, лучшей гарантией безопасности народа и территориальной целостности Карабаха является его армия. По его словам, присутствие иностранных миротворцев может спровоцировать одну из сторон на нежелательные действия. Более того, считает Атанесян, ввод миротворцев не может иметь позитивного воздействия по причине активизировавшегося международного интереса к соседнему с Карабахом Ирану. Нарушение баланса сил, по мнению парламентария, может привести к непредсказуемым последствиям. С его мнением согласен представитель оппозиционного блока "АРФ "Дашнакцутюн"-Движение 88" Армен Саркисян. Как подчеркнул депутат, ввод миротворцев может быть обусловлен двумя факторами: либо в регионе продолжаются боевые действия, которые надо приостановить, либо заключено какое-либо соглашение, и войска необходимы для обеспечения выполнения соглашения. В данном случае оба этих фактора отсутствуют. Кроме того, по словам представителя Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД), Карабах уже видел миротворцев. Именно с их помощью была осуществлена операция "Кольцо" (совместная операция ОМОН Азербайджанской ССР и МВД СССР весной 1991, в результате которой депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел - прим. ИА REGNUM): именно миротворцы, которые поддерживали порядок в единственном в Карабахе аэропорту, сдали его потом азербайджанскому ОМОНу, сказал он. Саркисян подчеркнул важность того, где будут размещены войска - на нынешней линии соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон или где-то в другом месте. По мнению лидера второй по численности фракции в парламенте Артура Товмасяна, ввод миротворцев обусловлен нефтяным фактором. Мировым державам необходимо обеспечить бесперебойную работу нефтепроводов, и для этого им необходима стабильность в регионе. Однако Карабах не должен допустить, чтобы это происходило за счет его насущных интересов, сказал Товмасян. В число насущных интересов, по мнению всех трех фракций, входит также сохранение в составе НК Низинного Арцаха. Как отметил Армен Саркисян, возвращение этих земель может означать войну: "Только их сохранение и фиксирование в Конституции может сохранить мир", - сообщает Karabakh-online.com.

Газета "Иравунк" со ссылкой на источники в Иране сообщает, что в Тегеране всерьез обеспокоены тем, что официальный Ереван готов согласиться на размещение международных, а по существу натовских миротворческих сил на подконтрольных НК территориях. Источники газеты утверждают, что Иран готов не только на применение дипломатических мер - в случае необходимости иранские вооруженные силы могут пересечь реку Аракс и осуществить конкретные меры по предотвращению размещения миротворцев.

Степанакерт

22 января заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян принял возглавляемую руководителем Группы планирования высокого уровня ОБСЕ (ГПВУ ОБСЕ) полковником Томашем Стргаром делегацию ОБСЕ, прибывшую в НК для проведения рекогносцировки. В ходе беседы стороны детально обсудили и скорректировали программу пребывания миссии ОБСЕ в Нагорном Карабахе, включая график и маршруты поездок по территории НК и прилегающих районов, входящих в пояс безопасности республики. В заключение встречи Маилян подтвердил готовность карабахской стороны оказать необходимое содействие ГПВУ ОБСЕ в осуществлении данной миссии. В свою очередь Томаш Стргар выразил благодарность властям Нагорного Карабаха за предоставленную возможность и организационную поддержку в проведении рекогносцировки. (ИА REGNUM).

25 января в постоянном представительстве НК в Армении министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян принял представителей средств массовой информации Бельгии. Представив официальную позицию НК относительно дальнейшего статуса страны, Петросян подчеркнул, что народ Нагорного Карабаха посредством референдума избрал путь независимости. "Какой-либо статус ниже независимости неприемлем для Нагорного Карабаха", - отметил он. Отвечая на вопросы журналистов, министр сказал, что участие карабахской стороны в переговорах по проблеме карабахского урегулирования важно и необходимо, так как существует ряд вопросов, решение которых невозможно без участия Нагорного Карабаха. (Информационный портал МИД НК).

"Приятно оказаться в этом героическом городе - Степанакерте, выдержавшем, может быть, самую страшную атаку прошлого века. Мы, ветераны Карабахского движения, тоже называем себя карабахцами и горды тем, что заслуживаем какое-то минимальное право присоединиться к вашим героическим летам". Об этом, сообщает "Арминфо", заявил в ходе встречи с преподавателями и студентами Арцахского государственного университета (АрГУ) писатель и общественный деятель из России Андрей Нуйкин, находящийся в столице Нагорного Карабаха - Степанакерте - вместе с председателем сообщества "Российско-армянской дружбы и сотрудничества" Виктором Кривопусковым и Галиной Нуйкиной. "Мне бы хотелось также обратить внимание присутствующей здесь молодежи на то, что расслабляться нам с вами рано. Нужно быть подготовленным прежде всего в психологическом и интеллектуальном планах, потому что мы знаем, что народы терпят поражение не потому, что у них мало солдат, а потому, что солдат у них слаб духом", - сказал Нуйкин.

Карабахская неправительственная организация "Центр гражданских инициатив" (ЦГИ) провела первый в наступившем году мониторинг пенитенциарных учреждений Нагорного Карабаха, посетив следственный изолятор (СИЗО), находящийся в Степанакерте, пишет степанакертская газета "Азат Арцах". По словам директора ЦГИ Альберта Восканяна, прежде всего ЦГИ интересовали условия содержания несовершеннолетних. Но в ходе мониторинга члены организации убедились, что условия их содержания соответствуют необходимым требованиям. На данный момент в СИЗО трое несовершеннолетних, находящихся под предварительным арестом за различные преступления. На днях содержавшаяся здесь единственная женщина была помилована президентом республики. В феврале дирекция ЦГИ намерена прочесть для персонала СИЗО лекцию на тему минимальных европейских стандартов обращения с содержащимися под стражей лицами. Аналогичный семинар был проведен в конце 2005 года в ОИУН (бывшей Шушинской тюрьме). Как сообщает газета, на основе анализа наблюдений и полученной в ходе мониторинга информации, ЦГИ представляет отчеты соответствующим структурам НК и заинтересованным международным организациям - Совету Европы, ООН, ОБСЕ, Международному Комитету Красного Креста и др.

По словам заведующей степанакертского ЗАГСа Рузанны Даниелян, в 2005 году в столице зарегистрировано рождение 754 детей, 320 браков, 85 разводов и 407 смертей. Газета "Азат Арцах" приводит также аналогичные данные за 2004 год - 782 новорожденных, 322 брака, 87 разводов и 433 смерти. Как видно из цифр, в прошлом году число родившихся детей уменьшилось на 28, разводов - на 2. Количество браков увеличилось на 2. Смертность уменьшилась. Согласно полученным из республиканского роддома данным, 1-13 января 2006 г. родились 24 малыша: 12 мальчиков и 12 девочек. Причем в первую ночь нового года родились 2 девочки.