Очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию: результаты минимальные. Украина отложила введение нового режима транзита приднестровских грузов через свою границу. Президент Румынии беспокоится о приднестровских "политзаключенных". "Дело Пасата": продолжение следует. Кишинев возобновил переговоры с представителями Молдавской ГРЭС.

Очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию: результаты минимальные

В ходе очередного раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" 26-27 января не была решена ни одна из проблем, вынесенных сторонами на обсуждение. "Мы очень недовольны, что и третий раунд не привел к единому знаменателю в вопросе разрешения приднестровского конфликта", - заявил в ночь с 28 на 29 января после завершения переговоров министр реинтеграции РМ Василий Шова. Как сообщает МОЛДПРЕС, министр отметил, что "эти вопросы остались нерешенными, так как все откладывается под предлогом формирования различных рабочих групп или миссий в приднестровской зоне. Это значит, что сторонам, вовлеченным в переговорный процесс, необходимо найти другие механизмы поиска решений в приднестровском урегулировании".

По его словам, участники переговоров столкнулись с серьезными трудностями при обсуждении всех пунктов, включенных в повестку, а заключительный протокол был подписан с трудом. По настоянию молдавской стороны, в протокол было внесено положение о том, что до 15 февраля с.г. стороны должны создать условия для того, чтобы крестьяне из села Дороцкое могли обрабатывать свои сельхозучастки. Это включает уплату сбора в размере 0,18% от стоимости продукции, перевезенной через григориопольское шоссе, и замену так называемой приднестровской таможни постами полиции и милиции с тем, чтобы впоследствии была возобновлена деятельность Объединенной контрольной комиссии, сказал Василий Шова, пишет МОЛДПРЕС.

Отвечая на вопрос, что предпримет Республика Молдова в ситуации, когда возникают разногласия при экспорте товаров из приднестровского региона только на основании таможенных документов РМ, министр подчеркнул, что положения документа, подписанного 30 декабря 2005 года премьер-министрами Молдавии и Украины, останутся в силе и будут применяться в дальнейшем. По поводу мониторинга военно-промышленного комплекса Василий Шова заявил, что приднестровская сторона и на этот раз не выполнила обязательство представить до 25 января данные о запасах вооружения в регионе, хотя РМ сделала это еще в конце ноября 2005 года. "Поскольку приднестровская сторона объясняет затягивание тем, что не в состоянии сделать такую оценку, мы обратились за помощью к Украине, Российской Федерации и ОБСЕ. Если и на следующем раунде они не будут представлены, мы прибегнем к поддержке ЕС и США", - цитирует МОЛДПРЕС министра реинтеграции.

Посол ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл заявил в свою очередь, что переговоры и на этот раз были "крайне тяжелыми. Очень трудно было достичь консенсуса по важным вопросам, потому что у каждой из сторон противоречивые мнения. Хотя мы много работали над всеми пунктами, включенными в повестку переговоров, признаюсь, мне бы хотелось, чтобы третий раунд принес более ощутимые результаты и сблизил конфликтующие стороны". Хил отметил, что особое внимание было уделено ситуации в Зоне безопасности. "ОБСЕ призвала представителей на переговорах выполнить обязательства, включенные в заключительный протокол, в частности, в отношении крестьян села Дороцкая, но никто не может гарантировать, что они будут соблюдены, это в их власти", - сказал посол. На вопрос, достигли ли участники консенсуса относительно проведения свободных и демократических выборов в приднестровском регионе, Хилл ответил: "Мы очень далеки от организации таких выборов. Если этот вопрос и будет решен, то, по всей видимости, не в скором будущем", информирует МОЛДПРЕС.

По сообщению ИА "Новости-Молдова", Хилл обозначил "основной парадокс процесса приднестровского урегулирования: хотя позиции сторон пока далеки друг от друга, в народе основные условия для решения проблемы созданы, и если политическое руководство проявит волю, урегулирование можно быть достигнуто довольно быстро".

Стороны, посредники и наблюдатели заседали 27 января 13 часов. Довольным к журналистам вышел лишь министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай. Его благодушие объяснялось тем, что, по его словам, удалось достичь договоренности по двум позициям - по режиму пересечения молдавско-украинской границы и по ситуации в Зоне безопасности. "Конечно, хотелось бы видеть больший прогресс, переговоры проходили сложно, но стороны работают", - добавил при этом Хилл, передает "Новости-Молдова".

Повестка переговоров включала в себя 5 пунктов: сотрудничество между Кишиневом и Тирасполем в рамках договоренностей по новому режиму прохождения приднестровских товаров через молдавско-украинскую границу; статус международной миссии под мандатом ОБСЕ по подготовке к демократическим выборам в приднестровский Верховный Совет; обмен информацией о военных потенциалах двух берегов; определение условий международного мониторинга ВПК Приднестровья и ситуация в Зоне безопасности.

Как сообщил посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин по окончании первого дня переговоров, посредники "выслушали озабоченность и обеспокоенность приднестровской стороны последствиями в связи с возможным введением новых правил оформления провоза приднестровских товаров через границу Украины". По словам посла, свое мнение представила и украинская сторона, молдавская сторона заявила, что выскажется по этой проблеме в пятницу, 28 января. "Мы пытались пройти по другим пунктам повестки дня. Идет сложная дискуссия. Каких-то прорывных моментов нет, - сказал Нестерушкин. - Хотя всегда есть попытки эмоционально воспринять и отреагировать. Слишком много взаимной воспаленнности", сообщает ИА "Новости-Молдова".

28 января МОЛДПРЕС распространил Протокол заседания "Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию":

"1. Участники встречи заслушали информацию представителей Украины и приднестровской стороны и обсудили вопросы, касающиеся реализации Совместного заявления премьер-министров Украины и Республики Молдова от 30 декабря 2005 года относительно унификации таможенных процедур на украинско-молдавской государственной границе. Принята также к сведению инициатива Украины об организации начиная с 31 января 2006 года в городе Одессе экспертных украинско-молдавских консультаций с участием экспертов, экономических агентов Приднестровья для обсуждения вопросов, связанных с имплементацией данного заявления.

2. Участники встречи приветствуют работу Миссии ОБСЕ в Молдове и принимают к рассмотрению проект мандата международной оценочной миссии ОБСЕ в Приднестровье для анализа ситуации и выработки рекомендаций по проведению свободных и демократических выборов в Верховный совет Приднестровья в контексте инициатив президента Украины В. Ющенко.

3. Участники встречи приветствуют готовность приднестровской стороны провести консультации с участием экспертов от Украины, Российской Федерации и ОБСЕ по вопросам обмена данными между Республикой Молдова и Приднестровьем о воинских частях и вооружениях, как предусмотрено в Протоколе "А-1" пакета проектов документов "Контроль над вооружением - Меры укрепления доверия и безопасности в Молдове".

4. Участники встречи отметили, что во исполнение протокола от 16 декабря 2005 года Миссией ОБСЕ в Молдове 20 января с.г. был передан проект протокола по мониторингу объектов военно-промышленного комплекса Приднестровья, и выразили готовность продолжить экспертную работу по представленному проекту и в целом по данному вопросу.

5. Участники встречи выразили признательность Миссии ОБСЕ в Молдове за разработку предложений "Совместная рабочая группа: состав и предназначение", представленных на рассмотрение сторон 24 января 2006 года. Посредники и наблюдатели призывают стороны реализовать пункт 2 "Временные меры" данного проекта документа до 15 февраля 2006 года как важного элемента возобновления плановой работы ОКК и заявляют о своем максимальном содействии в этом. Участники встречи полагают, что решение ряда проблем может быть найдено в рамках работы экспертных групп сторон, и предлагают сторонам рассмотреть вопрос о формировании таких групп.

6. Стороны и посредники условились провести следующее заседание "Постоянного совещания" с участием представителей ЕС и США в качестве наблюдателей 27-28 февраля 2006 года в Тирасполе и Кишиневе".

Украина отложила введение нового режима транзита приднестровских грузов через свою границу

Очередной "рубежной" датой возвращения приднестровских предприятий в лоно молдавского правового поля должно было стать 25 января, пишет "Экономическое обозрение". Начиная с этого дня транзит товаров из непризнанной республики через молдавско-украинскую границу возможен только при наличии официального таможенного оформления соответствующих структур Молдавии. Договоренность об этом была достигнута 30 декабря 2005 года в Киеве во время встречи премьер-министров Молдавии и Украины Василия Тарлева и Юрия Еханурова. Чтобы объяснить хозяйствующим субъектам Приднестровья новый порядок прохождения товаров через молдавско-украинскую границу и убедить их в том, что действия Кишинева не направлены на блокирование их внешнеэкономической деятельности, 23 января в Кишиневе был проведен специальный круглый стол, пишет молдавское издание. Для участия в нем прибыли министр экономики и торговли Валерий Лазэр, советник президента РМ по экономическим вопросам Олег Рейдман, руководители Торгово-промышленной палаты (ТТП) РМ и ряда государственных структур Молдавии, непосредственно связанных с регулированием внешнеторговой деятельности предприятий. Добрались до столицы Молдавии и свыше 30 руководителей приднестровских предприятий, но не самых крупных. "Акулы" бизнеса непризнанной республики вместе с представителями местной администрации примерно в это же время проводили в Тирасполе свой круглый стол на эту же тему. На этих мероприятиях звучали диаметрально противоположные оценки нововведения и его возможных последствий.

Министр экономики и торговли Валерий Лазэр в своем выступлении в Кишиневе подчеркнул, что Молдавия несет ответственность перед своими внешнеторговыми партнерами за соблюдение двусторонних договоренностей и многосторонних правил торговли. Поэтому все хозяйствующие субъекты, как с правого, так и с левого берегов Днестра, при осуществлении экспортно-импортных операций должны работать в едином правовом поле. При этом он особо отметил, что речь не идет о стремлении кишиневского руководства собрать как можно больше налогов за счет приднестровских предприятий. Напротив, все их отчисления затем будут возвращаться в Приднестровье через местные органы власти. Исключение составит только плата за таможенное оформление товаров, которая не столь велика, пишет "Экономическое обозрение".

Механизм, который должен был вступить в действие с 25 января, предусматривает две возможности работы на внешних рынках предприятий Приднестровья. Первая подразумевает их регистрацию в Молдавии на постоянной основе. В таком случае они работают наравне с молдавскими предприятиями и пользуются абсолютно одинаковыми с ними правами, в том числе и на получение лицензий и сертификатов для экспорта товаров в льготном режиме. Второй путь - временная регистрация в Молдавии, которая позволяет получать все необходимые документы для таможенного оформления грузов на молдавской таможне. Но в этом случае экспортеры не могут воспользоваться льготами. Поэтому поставки не только в страны Евросоюза, но и СНГ будут облагаться импортными пошлинами в полном объеме, так как соглашения о свободной торговле тоже относятся к льготному режиму, поясняет "Экономическое обозрение". В основе нового порядка осуществления внешнеэкономической деятельности приднестровских предприятий в правовом поле Молдавии лежит упрощенный порядок их регистрации. При этом они получают единый идентификационный код, заносятся в государственный регистр предприятий и организаций, данные о них поступают в налоговую инспекцию, органы статистики и социального страхования и т.д. Уже на этой стадии легализации деятельности приднестровских предприятий в Молдавии возникает множество вопросов и нестыковок. Упрощенная процедура регистрации предусмотрена постановлением Правительства РМ № 815 от 2 августа 2005 года. Но в то же время общие правила установлены Законом "О государственной регистрации предприятий и организаций" от 5 октября 2000 года. Получается, что постановление Правительства позволяет не в полной мере выполнять Закон, принятый Парламентом.

Кроме того, если предприятие из Приднестровья зарегистрируется в Молдавии, оно должно платить здесь все налоги, включая социальные. Это подтвердил 23 января на круглом столе и начальник Государственной налоговой инспекции Серджиу Пушкуца. "У нас для всех действует единый Налоговый кодекс, и все зарегистрированные на территории республики предприятия и организации обязаны в полной мере соблюдать налоговое законодательство Молдовы", - подчеркнул он. В то же время Пушкуца сообщил, что правительством принято специальное постановление № 1330, согласно которому все налоги и платежи, уплачиваемые предприятиями Приднестровья, впоследствии будут перечисляться на счета местных органов власти в казначействе Молдавии. А там уже на месте предприятия должны разбираться: если по сравнению с действующими в Приднестровье порядками они переплатили, то местные органы должны им вернуть разницу. Если недоплатили, то, соответственно, должны будут раскошелиться еще, пишет "Экономическое обозрение".

Представители Приднестровья, приехавшие в Кишинев, с недоумением восприняли предлагаемый им вариант легализации своей деятельности в Молдавии. "Как мы можем получить уплаченные здесь налоги и таможенные платежи через местные органы власти, если те не имеют собственных счетов в казначействе Молдовы", - спросил один из выступавших. Советник президента РМ по экономическим вопросам Олег Рейдман невозмутимо отреагировал: "Сегодняшняя ситуация создавалась обеими сторонами, поэтому и действия должны быть взаимными. Мы делаем шаги навстречу и ожидаем ответных шагов". Но предпринимателей с левого берега этот ответ не удовлетворил: "Вы хотите, чтобы мы надавили на местные власти Приднестровья, и они зарегистрировались в казначействе Молдовы. Но почему вы сами сначала не договоритесь на политическом уровне между собой, а ставите нас перед фактом?", пишет "Экономическое обозрение".

Еще более жесткие оценки звучали на следующий день в Одессе на совещании по проблемам приграничного сотрудничества, в котором наряду с делегациями Молдавии и Украины участвовали также представители приднестровского региона. В распространенном в Одессе заявлении ТПП и Союза промышленников и предпринимателей Приднестровья отмечается, что новый порядок перемещения товаров через молдавско-украинскую границу "приведет к многократному усилению финансовой нагрузки на приднестровские предприятия в связи с необходимостью дополнительной уплаты сборов и налогов в бюджет Молдовы на сумму не менее $150 млн.". Это означает, что власти региона и представители бизнеса даже не рассматривают возможность возврата платежей и сборов, уплаченных в Молдавии, а исходят из того, что им придется платить все налоги дважды. Авторы заявления считают, что такие потери приведут к снижению уровня экономической активности в Приднестровье и конкурентоспособности продукции региона, что повлечет за собой потерю рынков сбыта и "социально-экономический коллапс", сообщает еженедельник.

Между тем 25 января Украина не стала применять новых правил. О том, что Украина приняла решение не вводить с 25 января 2006 года новый режим осуществления внешнеторговых операций на приднестровском участке молдавско-украинской границы, сообщил президент ПМР Игорь Смирнов после встречи со спецпредставителем Украины Дмитрием Ткачом. По его словам, официальный Киев сохраняет прежний порядок транзита приднестровских грузов через границу Украины - без необходимости таможенного оформления Молдавии, сообщило ИА "Новости-Молдова". Глава приднестровской администрации заявил, что молдавские власти пытались использовать соответствующее соглашение с Украиной для того, чтобы подчинить приднестровскую экономику и спровоцировать социальный взрыв в Приднестровье. "Такие меры неприемлемы, и я благодарен президенту Украины Виктору Ющенко за то, что он не позволяет допускать ущемления прав жителей Приднестровья в угоду политическим целям", - заявил он.

Украинские СМИ также сообщили, что "по неподтвержденной информации в день введения нового регламента правительство Украины проинформировало Кишинев о целесообразности введения его отсрочки". Российская газета "Коммерсантъ" написала, что ее корреспондент связался с министром иностранных дел ПМР Валерием Лицкаем, и тот сообщил, что ему удалось договориться с секретарем украинского Совбеза Анатолием Кинахом об отсрочке введения новых правил транзита приднестровских товаров. Однако в пресс-службе Кинаха тому же "Коммерсанту" заявили, что секретарь Совбеза ни с кем из Приднестровья не встречался.

Заместитель генерального директора Таможенной службы РМ Виталий Слипенький подтвердил ИА "Новости-Молдова", что Киев не делал никаких заявлений об отказе от введения режима. "Кроме того, - сказал Слипенький, - есть такой крупнейший в регионе экономический агент, как Рыбницкий цементный завод, который ещё вчера зарегистрировался по новым правилам и теперь официально работает". "Процесс регистрации идет и приобретает динамику", - добавил Слипенький.

26 января механизм действия нового режима транзита товаров стал одним из вопросов встречи посредников в приднестровском урегулировании, а президент ТПП Молдавии Георгий Куку и вице-министр экономики и торговли Игорь Додон собрали пресс-конференцию, чтобы опровергнуть аргументы тираспольской стороны.

"Мы считаем, что этот документ направлен на провоцирование украинской стороны с целью заставить ее отказаться от действий, предусмотренных совместной декларацией премьер-министров Молдовы и Украины от 30 декабря 2005 года, - отметил Георгий Куку. - Предложенная Молдовой схема таможенного оформления приднестровских товаров и их транзита через молдавско-украинскую границу не содержит ничего принципиально нового и не направлена на привлечение в бюджет страны дополнительных средств за счет Приднестровья. И тем более она не ставит перед собой цель каким-то образом препятствовать внешнеэкономической деятельности предприятий региона или контролировать этот процесс. В Молдове обеспечена полная свобода внешнеторговой деятельности: контракты на экспорт не подлежат регистрации, поставщикам не ограничивается право выбора торгового партнера и страны, как и не диктуются условия контрактов. Наоборот, мы постарались предусмотреть все для обеспечения бесперебойной и эффективной работы предприятий Приднестровья на внешних рынках", пишет "Экономическое обозрение".

Игорь Додон к этому добавил, что правительство Молдавии в своем желании создать наиболее приемлемые условия для безболезненного внедрения механизма транзита товаров пошло даже на определенные уступки приднестровской стороне. Это проявляется и в упрощенной процедуре регистрации предприятий региона. "Мы осознанно пошли на этот шаг, так как не все хозяйствующие субъекты Приднестровья сегодня имеют право зарегистрироваться в Молдове на постоянной основе, и их внешнеторговая деятельность была бы заблокирована, - отметил вице-министр. - А мы хотим дать возможность все предприятиям работать, даже если они временно не смогут воспользоваться преференциями". В частности, Игорь Додон уточнил, что пока не могут воспользоваться правом на постоянную регистрацию некоторые предприятия, приватизированные иностранными инвесторами. "Мы работаем и в этом направлении с тем, чтобы облегчить процедуру регистрации таких предприятий, но на это нужно определенное время", - цитирует Додона "Экономическое обозрение".

Позиция приднестровских властей однозначно свидетельствует, что они вовсе не намерены предпринимать "шаги навстречу", как на это надеялось руководство Молдавии, пишет молдавское издание. Вместо этого они предприняли шаги в традиционном направлении - стали искать поддержку в Москве и Киеве. Российская ТПП тут же отреагировала заявлением о готовности "протянуть руку помощи и не оставить народ Приднестровья в беде", но конкретно повлиять на ситуацию Россия вряд ли в состоянии. Поэтому Тирасполь главную ставку сделал на предстоящие на Украине парламентские выборы, утверждает "Экономическое обозрение". "Украинско-молдавские мероприятия станут ударом для всего народа Приднестровья, включая 300-тысячную украинскую диаспору, забота о которой является одним из приоритетов политики президента Украины Виктора Ющенко", - говорится в одесском заявлении. "Экономическое обозрение" также напомнило, что Приднестровье устами президента республики Игоря Смирнова и спикера парламента Евгения Шевчука пригрозило выйти из переговорного процесса с Молдавией. Украине, как инициатору плана урегулирования и одному из главных его "двигателей", срыв переговорного процесса именно сейчас был бы очень некстати. Приднестровские лидеры это прекрасно понимают, поэтому и "давят" на больное место, продолжает издание. Кроме того, если приднестровские предприятия не захотят работать в правовом поле Молдавии (или им не позволят, что не столь уж важно), то новый порядок транзита товаров через молдавско-украинскую границу на самом деле превращается в блокаду их внешнеэкономической деятельности. А это, кроме всего прочего, означает и серьезные финансовые потери для самой Украины, что тоже ей совершенно ни к чему. Именно эти аспекты не позволяли реализовать многочисленные предыдущие попытки синхронными усилиями Кишинева и Киева вернуть приднестровские предприятия в правовое поле Молдавии, считает "Экономическое обозрение".

По сведениям "Экономического обозрения", все последние дни перед вступлением в силу нового порядка транзита грузов тираспольские эмиссары активно доказывали в украинской столице нежизнеспособность механизма, предложенного Молдавией, и его губительный характер для предприятий региона. И добились согласия Киева на перенос сроков вступления в силу договоренностей премьер-министров двух стран.

На встрече посредников и наблюдателей в приднестровском урегулировании 26-27 января посол по особым поручениям Украины Дмитрий Ткач отказался обнародовать мотивы, по которым его страна отложила введение в действие достигнутых ранее договоренностей, в том числе декларации двух премьер-министров от 30 декабря 2005 года об экспортной процедуре в отношении приднестровской продукции в соответствии с законодательством Республики Молдова. Министр реинтеграции РМ Василий Шова заявил, что решение Украины не должно трактоваться как жест игнорирования. "Речь идет об определенных технических проблемах при внедрении экспортно-импортной процедуры на основании молдавских таможенных процедур. Эти проблемы будут обсуждаться экспертами 31 января", передает БАСА-пресс.

По словам Василия Шовы, украинская сторона заявила, что желает согласовать все технические вопросы в максимально сжатые сроки. Как подчеркнул министр, украинская сторона подтверждает, что договоренности остаются в силе и нужен лишь небольшой период времени для технических доработок и прояснений, передает InfoMarket. По словам Василия Шовы, возможно, компетентным органам Молдавии необходимо будет дать более детальные ответы на некоторые вопросы, требующие уточнения, проговорить некоторые вопросы с украинскими коллегами и экономическими агентами Приднестровья. "Украина нацелена на согласование в максимально сжатые сроки технических подробностей и введение нового режима пропуска товаров через молдавско-украинскую границу, - цитируют Шову "Новости-Молдова". - Но украинская сторона подтверждает, что договоренности остаются в силе, нужен лишь небольшой период времени для технических доработок и прояснений. Никто ни от чего не отказывался. Механизм уже разработан. Есть дискуссии о том, что, возможно, необходимы более детальные ответы на некоторые вопросы, требующие уточнения. О разработке же нового механизма речи не идет". По словам Шовы, "есть некоторые вопросы, которые нужно проговорить с украинскими коллегами, есть вопросы и у экономических агентов Приднестровья. Мы их можем прояснить со стороны соответствующих структур Молдовы". "Со стороны Украины мы не видим намерений отказаться от достигнутых договоренностей", - подчеркнул Шова. И пояснил: "Речь, например, идет о том, что экономические агенты Приднестровья сетуют на недостаточность времени, отведенного для регистрации. Необходимо также более подробно прояснить тот факт, что по данному механизму не предполагается никаких взиманий в бюджет Республики Молдова". "Есть ведь четко обозначенное решение правительства РМ, - сказал Шова - о том, что никаких взиманий в бюджет Молдовы с левобережных экономических агентов не предусмотрено, за исключением оплаты таможенных процедур", передает ИА "Новости-Молдова".

Как информирует БАСА-пресс, представители Республики Молдова, Украины и Приднестровья соберутся для обсуждения технической части экспортных процедур в отношении приднестровских товаров на основании молдавских таможенных документов в конце января.

Президент Румынии беспокоится о приднестровских "политзаключенных"

Выступая в ПАСЕ, президент Румынии Траян Бэсеску высказался за соблюдение решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и освобождение последних "политических заключенных" в Европе - Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попа (они были арестованы во время вооруженного конфликта в Приднестровье и приговорены приднестровским судом к лишению свободы за совершение терактов - прим. ИА REGNUM), которые содержатся в тираспольской тюрьме. "Республика Молдова сталкивается с прямой угрозой в адрес своей территориальной целостности - приднестровским конфликтом, который препятствует естественному развитию РМ. Кроме политического и экономического давления, оказываемого в регионе, Приднестровье является анклавом, в котором закон диктуют криминальные круги и капризы олигархии", - отметил Бэсеску, передает Reporter.md. На пресс-конференции после заседания ПАСЕ Бэсеску заявил, что Румыния хочет, чтобы было соблюдено решение ЕСПЧ в деле Иванцока. "В этом деле есть только одно решение - освобождение и возвращение домой румынских граждан Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попа", - заявил президент Румынии.

Траян Бэсеску поблагодарил Совет Европы за поддержку, оказанную в вопросе школ с обучением на румынском языке из приднестровского региона, но обратил внимание на то, что эта проблема еще не решена окончательно. "Мы считаем, что вопросы соблюдения основных прав и свобод человека в этом сепаратистском регионе нуждаются в повышенном внимании со стороны всех соответствующих международных структур, особенно со стороны Совета Европы", - отметил президент Румынии, передает Reporter.md.

"Время" отмечает, что румынский президент уделил в своем выступлении особое внимание Молдавии, в частности проблеме сепаратизма и европейским устремлениям РМ. Вскользь рассказал и о внутрирумынских переживаниях по поводу отношений с братским народом. Как известно, Румыния готовится представить собственный план приднестровского урегулирования. Любитель сохранять интригу, Бэсеску сути документа не раскрыл, пишет газета. Единственное, на что пролил свет, - план дорабатывается и скоро будет представлен на суд общественности. Правда, уже сейчас эксперты подозревают, что ничего хорошего румыны Молдавии предложить не смогут. Вопрос целостности и суверенитета Республики Молдова - это в первую очередь серьезный внутриполитический фактор для Румынии. Не зря базовый договор между двумя странами не подписан, а румынским дипломатам не всегда удается скрыть культурно-психологические установки. С одной стороны, они понимают, что насильно мил не будешь и что приходится играть по международным правилам, а с другой - никак не могут избавиться от комплекса государственной неполноценности, пишет газета. Неполноценности без Республики Молдова в румынских границах. Поэтому, вероятнее всего, румынский план будет иметь определенную степень сходства с косовским сценарием. По крайней мере, в необходимости перепоручить разрешение конфликта структурам ООН, полагает "Время".

За последние годы Молдавии удалось потом и кровью значительно продвинуться в укреплении своей государственности, пишет "Время". Прежде всего на международных аренах. Национальные интересы Республики Молдова стали аксиомой, от которой отталкиваются европейские политики. Поэтому если в Бухаресте еще можно зарабатывать политические очки, спекулируя на молдавской теме, то делать это в Совете Европы - означает представляться не вполне вменяемым дипломатом. Общим будущим у Траяна Бэсеску поинтересовался молдавский депутат Влад Кубряков. "Речь может идти только о встрече в рамках объединенной Европы, - ответил президент. - Румыния не может оставить маленькую Молдову в одиночестве, зажатой между громадным Евросоюзом и большой Украиной". И тут Бэсеску понесло: "Не мы подписывали план Молотова-Риббентропа... Румынская нация должна воссоединиться в Евросоюзе". Естественно, российской делегации оставалось только потирать руки от удовольствия, пишет газета. Теперь у Приднестровье будет еще один повод говорить о "ползучем румынизме" и призывать на помощь братский российский народ, чтобы не оказаться в Великой Румынии, заключает "Время".

"Дело Пасата": продолжение следует

Бывший представитель Пентагона считает процесс по делу Валерия Пасата "скандальным", а газета "Флукс" утверждает, что Генеральная прокуратура РМ может обвинить Пасата в измене Родине.

Бывший представитель Пентагона Уэйн Мерри, который вел переговоры от имени правительства США по приобретению у Молдавии самолетов "МиГ-29", считает процесс против бывшего министра обороны Валерия Пасата "постыдным", а приговор - "скандальным". Об этом он заявил в открытом письме, направленном в адрес газеты "Вашингтон пост". Письмо было опубликовано 25 января в газете "Молдавские ведомости".

Уэйн Мерри, который в настоящее время является старшим партнером Американского совета по международной политике, напоминает, что 17 января Валерий Пасат был осужден на 10 лет за нанесение ущерба бюджету РМ в размере $53 млн. при продаже в США в 1997 г. 21 самолета "МиГ-29". "Судебный процесс над Пасатом дает понять, что в ходе этой сделки США обманули Молдавию - эти обвинения не соответствуют действительности", - утверждает бывший представитель Пентагона. По его собственному признанию, он входил в число сотрудников штаб-квартиры Министерства обороны США, наиболее "плотно" занимавшихся приобретением "МиГов", и несколько раз непосредственно вел переговоры с Пасатом в Кишиневе.

"Пасат был упорным и сложным переговорщиком, готовым торговаться месяцами для получения от этой сделки большего дохода для своей страны. В данном случае сделка была полностью справедливой для обеих сторон", - пишет Мерри. Он напоминает, что детали сделки были представлены молдавскому суду в форме юридически заверенных письменных показаний по стороны Госдепартамента США и Пентагона. "Тем не менее, тайный суд Молдовы, занимавшийся этим делом, отказался приобщить показания или вообще любые благоприятные для обвиняемого свидетельства. Все судебные заседания проводились дистанционно, с предоставлением минимальных юридических услуг для Пасата. В этих условиях вердикт и приговор выглядят скандально", - считает бывший высокопоставленный сотрудник Минобороны США.

Он считает, что "Пасат стал политическим заложником в энергетическом споре между Кишиневом и Москвой". "Во время ареста Пасат находился на службе российской компании РАО "ЕЭС России", и действующее коммунистическое правительство рассматривало его как часть оппозиции", - отметил Мерри. Он считает, что осужденный может найти справедливость в Европейском суде по правам человека, но "к тому времени и без того слабому здоровью Пасата может быть нанесен непоправимый ущерб из-за строгого режима содержания под стражей".

Бывший сотрудник Пентагона недоумевает в связи с позицией США, которые "до сих пор фактически игнорировали этот постыдный процесс" и "не выступили на стороне Пасата, некогда почетного гостя министра обороны США Коэна". Мерри считает это молчание ошибкой по трем причинам. "Во-первых, оно подрывает заявленную Вашингтоном поддержку принципа господства права в бывших советских республиках. Во-вторых, это аргумент в пользу тех, кто считает, что мы обманули бедную республику при заключении оружейной сделки. В-третьих, оно дает понять аналогичным официальным лицам в других странах, что если они будут вести дела с США, как это делал Пасат, то при изменении местного политического климата Вашингтон умоет руки в отношении своих бывших партнеров", - заявил Мерри.

Молдавская газета "Флукс" утверждает, что Генеральная прокуратура Молдавии может обвинить бывшего министра обороны Валерия Пасата в измене Родине. 25 января газета, единоличным владельцем которой является лидер Христианско-демократической партии, вице-спикер молдавского парламента Юрий Рошка, сообщила, что "Генеральная прокуратура РМ возбудила уголовное дело против Валерия Пасата за раскрытие некоторых агентов Службы информации и безопасности (СИБ) и незаконную выдачу России ряда секретных документов". Со ссылкой на конфиденциальные источники в Генпрокуратуре издание пишет, что, злоупотребляя должностью директора СИБа, "Пасат делал ксерокопии секретных документов, в том числе личных дел агентов СИБа". "Особый интерес Пасат проявлял к делам агентов, имеющих особые поручения в непризнанной приднестровской республике. Следствие установило, что Пасат встречался с так называемым министром безопасности Приднестровья Вадимом Антюфеевым, которому передал материалы на молдавских агентов. Впоследствии эти агенты были раскрыты - один убит приднестровскими киллерами, другой пропал без вести", - утверждает газета. В статье также отмечается, что ряд агентов СИБа, которые находились на территории России, "были преданы Пасатом и высланы из страны".

Неназванные источники в Генпрокуратуре утверждают, что новое дело против Пасата является строго секретным и следствие по нему продолжается. "Многие обстоятельства пока не выяснены. Пасат сумел собрать секретную информацию, воспользовавшись своей должностью. Встречи, в рамках которых он раскрывал государственные секреты, Пасат проводил как во время пребывания в должности, так и после этого", - утверждает собеседник издания.

Известный тираспольский эксперт, директор приднестровского филиала Совета национальной стратегии России Дмитрий Соин заявил журналистам в Приднестровье, что Пасата посадили в том числе и за то, что он, "вопреки воле Воронина (президент Молдавии - прим. ИА REGNUM), отказывался проводить мероприятия подрывного и диверсионного характера против Приднестровья и против России". Соин является штатным сотрудником Министерства национальной безопасности Приднестровья и объявлен в розыск молдавскими правоохранительными органами по обвинению в совершении преднамеренного убийства, передает "ИНФОТАГ".

Кишинев возобновил переговоры с представителями Молдавской ГРЭС

Переговоры с Молдавской ГРЭС (МГРЭС) и ее владельцем РАО "ЕЭС России" должны быть продолжены с целью стабильного обеспечения Молдавии электроэнергией. Об этом говорилось 26 января на совещании в администрации президента РМ по проблемам сотрудничества с российским собственником станции. Как сообщила "ИНФОТАГ" пресс-служба президента, участники заседания обсудили схему взаимодействия с российским партнером для производства и реализации электроэнергии Молдавской ГРЭС. Президент Владимир Воронин поручил министру промышленности и инфраструктуры Владимиру Антосию активизировать переговоры с новым владельцем станции для скорейшего разрешения ситуации с поставками электроэнергии.

МГРЭС обеспечивает больше половины потребностей Молдавии в электроэнергии. В 2005 г. хозяином станции стала компания "Интер РАО ЕЭС", 60% акций которой принадлежит РАО "ЕЭС России". Она предложила Молдавии с 1 ноября покупать электроэнергию по 4,08 цента за 1 кВт/час, а не по 3,05. Молдавия отказалась, и поставки энергии были прекращены. С тех пор Молдавия брала недостающую энергию у Украины. МГРЭС из-за невозможности продавать энергию оставила работать лишь один из 12 блоков, что грозит безопасности энергосистемы Молдавии, сообщает "ИНФОТАГ".

О том, что Министерство промышленности и инфраструктуры РМ продолжает переговоры с руководством Молдавской ГРЭС о сотрудничестве в области поставок и транзита электроэнергии, сообщил 23 января журналистам министр промышленности и инфраструктуры Владимир Антосий. Он отметил, что в результате встреч экспертов найдено компромиссное решение по транзиту и экспорту в Румынию электроэнергии Молдавской ГРЭС. Стороны договорились, что электростанция будет получать природный газ от российско-молдавского АО "Молдова-газ" по тарифу $110 за тысячу кубометров газа. "Пока стороны не сошлись в отпускной цене на электроэнергию для Молдовы. Руководство Молдавской ГРЭС настаивает на цене в 4,08 цента за 1 кВт/час, мы же считаем, что она должна быть ниже", - сказал министр. Он напомнил, что после прекращения поставок энергии со станции в ноябре 2005 г. республика приобретает ее у Украины почти в два раза дешевле (2,5 цента), поэтому не видит смысла переплачивать МГРЭС. По словам Антосия, "Молдова за счет местного производства электроэнергии и импорта украинской полностью обеспечивает свои потребности, а МГРЭС, вынужденная из-за отсутствия возможностей ее сбыта работать одним блоком из 12, постоянно рискует не выполнить обязательства перед потребителями". Министр сообщил, что "станция нередко берет недостающий объем из молдавской энергосистемы, а возвращает не всегда вовремя". "Если МГРЭС не согласится на переговорах с компромиссной ценой для внутреннего рынка Молдовы и не запустит второй блок станции, то министерство займет более жесткую позицию в вопросе энергетического сотрудничества с ней", - цитирует Антосия "ИНФОТАГ".