Аргам Аранян: Попытка кипризации карабахского вопроса: Европа пытается обыграть США и Россию

Баку, 26 января 2006, 11:11 — REGNUM  

Материал подготовил Аргам Аранян - эксперт в области международных отношений (Армянский Центр Гражданских Инициатив)

19-го января Общественное радио Армении передало очередное интервью некой Сабины Фрейзер - представителя Международной Кризисной Группы (МКГ) по Южному Кавказу. В ходе интервью Фрейзер высказалась за необходимость вовлечения карабахских армян и карабахских азербайджанцев в переговорный процесс. В течение короткого (в три вопроса) интервью Фрейзер трижды подчеркнула наличие в Карабахе двух общин - армянской и азербайджанской. Сабина Фрейзер и ранее делала совершенно неприемлемые для сторон арцахского (карабахского - ИА REGNUM) конфликта заявления, суть которых становится ясной, только если попытаться проанализировать глубинные цели этих заявлений.

Начнем с того, что тональность заявлений Фрейзер и ранее была неприемлемой. В предыдущих выступлениях она в директивной форме указывала сторонам, на какие именно уступки должна идти каждая из них, грубо нарушая нормы политической этики. Тон Фрейзер, в духе указаний от Политбюро ЦК КПСС, объясняется тем, что она вещает не столько от своего имени, а как бы неформально, от имени Брюсселя. Дело в том, что т. н. Международная Кризисная Группа, в которой работает Фрейзер, является структурой, контролируемой Европейским Союзом. Чувствуя, что лед в арцахском (карбахском - ИА REGNUM) урегулировании тронулся, Европа решила не упускать свой шанс вмешательства в дела кавказских государств и руками МКГ добыть для себя роль в этом процессе, в расчете на будущие дивиденды. Если раньше над вопросом, в основном, работали США и Россия, при, в основном, формальном участии европейских представителей в числе сопредседателей МГ ОБСЕ, то сегодня Европа пытается даже перехватить инициативу, хотя делает это довольно неловко и неуклюже. Та же Сабина Фрейзер в одном из предыдущих интервью высказала такую точку зрения, что страны-посредники и члены МГ ОБСЕ должны быть исключены из будущей миротворческой операции в Арцахе (Карабахе - ИА REGNUM). Это, в первую очередь, означает исключение США и России. Взамен, МКГ, надо полагать, видит в роли миротворцев европейские страны.

Однако, опыт прошлого прямо указывает, что Европа не проходит квалификацию на роль миротворца на Кавказе. Во-первых, несмотря на географическую близость, Европа имеет куда меньшее представление о Кавказе и его реалиях, чем Россия или даже США. Обсуждения арцахской тематики в рамках сугубо европейских структур (ЕС, Совет Европы, ПАСЕ) выявили невероятные искажения и даже ограниченность в представлениях европейских бюрократов о сути арцахского конфликта и о возможных механизмах ее разрешения. Один доклад Аткинсона, написанный под диктовку Анкары, чего стоит! Во-вторых, насколько правильно считать Европу нейтральной стороной? Лидирующие страны ЕС, такие как Германия или Англия, принимали самое непосредственное участие либо в Геноциде армян в Турции, либо в легитимизации его результатов. Эти же страны традиционно являются союзницами Турции и сегодня активно лоббируют ее интересы в Европе. Некоторые современные европейские структуры (например, ПАСЕ) просто отданы под площадки для турецкого (а потому и азербайджанского) лобби, что, разумеется, отражается в принятых ими документах, страдающих проазербайджанским креном. Кстати, среди постоянных спонсоров той же Международной Кризисной Группы - Турция, а среди ее сотрудников или попечителей - лица с явной протурецкой ориентацией: факты, говорящие сами за себя о мнимом "нейтралитете" и истинных целях МКГ. В-третьих, до настоящего времени Европа оказалась совершенно неготовой и неспособной справиться со своими конфликтами. А ведь эти конфликты не такие острые и сложные, как карабахский, и, казалось бы, должны быть более понятны европейским чиновникам. Европа оказалась неспособной остановить этнические чистки в Краине, совершенно "опростоволосилась" в Боснии, показала свое полнейшее бессилие в Косово, и ни на йоту не продвинулась вперед в вопросе разрешения кипрской проблемы. Только в случае вмешательства США (в рамках НАТО) либо ООН удавалось находить какие-то решения, как, скажем, в случае с Боснией или Косово. Но сама Европа продемонстрировала себя как беспринципная, необъективная и неспособная на эффективное разрешение конфликтов сторона. И с этим, весьма сомнительным, багажом нынче Европейский Союз пытается, руками подконтрольной ей МКГ, отодвинуть на второй план основных посредников в арцахском урегулировании (США и Россию) и самому занять роль лидера-миротворца, роль, которую Европа, несомненно, провалит, как и ранее в других случаях.

Вернемся к идее "двухобщинности", высказанной Фрейзер. Идея существования в Арцахе двух, якобы равнозначных, общин - армянской и азербайджанской - уже давно муссируется со стороны Баку. Все годы карабахского противостояния Баку пытался затушевать суть конфликта, т.е. борьбу арцахского народа за самоопределение, и заменить ее надуманными вопросами. Именно в этом контексте, в ответ на решение Будапештского Саммита СБСЕ 1994 года о трех сторонах конфликта (Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах), Баку надумал тезис об "азербайджанской общине Нагорного Карабаха", как будто мнение последней хоть как-то может отличаться от мнения самого Баку. Ведь автономия Нагорного Карабаха в рамках Азербайджанской ССР была предоставлена именно потому, что большинство населения там составляют армяне, которые и являлись государствообразующим этносом НКАО. И сейчас, пока идут переговоры о принципах разрешения конфликта, со стороны некоторых сил делаются попытки исказить действительность в Нагорном Карабахе и заранее навязать двусмысленные идеи относительно будущего статуса Арцаха. Именно в этом контексте следует воспринимать ссылки Фрейзер на "двухобщинность" Арцаха. Под этой сомнительной идеей кроется хорошо просчитанная попытка кипризации Арцаха - разделения Арцаха по общинному принципу и создания своего рода кавказского Кипра, со всеми вытекающими последствиями, т.е. перманентным противостоянием двух общин и конфликта, который то будет проходить в латентной форме, то будет снова принимать форму открытых столкновений. Иначе говоря, Европа играет в свою любимую игру, уходящую корнями в ее античный период: divide et impera, "разделяй и властвуй". А учитывая степень вовлечения Турции и протурецкого лобби в саму МКГ, можно смело предположить, что фрейзеровской идеей "двухобщинности Арцаха" Турция готовит для своего собрата Азербайджана условия, аналогичные тем, которые позволили ей самой оккупировать северный Кипр и которые в будущем позволят Азербайджану повторить то же самое против Нагорного Карабаха.

Ложность концепции "двухобщинности" Арцаха очевидна. Во-первых, в Арцахе не две этнические общины, а множество подобных общин: армянская, азербайджанская, русская, греческая, еврейская, езидская, белорусская и т.д.. Если следовать сомнительной логике МКГ, посредники обязаны вести переговоры с каждой из них. То есть делается попытка еще больше запутать конфликт. Во-вторых, кто сказал, что общество делится именно на этнические общины, а не, скажем, на конфессиональные? В этом смысле, если следовать наветам Фрейзер, следует вести переговоры и с религиозными общинами Арцаха. Все это не более чем нонсенс в лучших традициях европейского "миротворчества". В Арцахе живет один единый арцахский народ, и все жители Арцаха являются равноправными гражданами НКР, независимо от этнических, религиозных, политических, социальных и других различий. В этом смысле, существовал один единственный законный способ решить вопрос политического статуса Арцаха - референдум, в котором могут принять участие все граждане НКР. И такой референдум состоялся в 1991 году, причем право участия в нем гарантировалось и азербайджанцам. Итоги референдума всем известны, и не Европе с ее псевдодемократической риторикой ставить под сомнение результаты действительно демократического свободного голосованя. Ни ЕС, ни МКГ, никто не уполномочивал вмешиваться в сложный и непонятный для европейских обывателей арцахский вопрос. И потому сотрудникам МКГ и другим официальным и неофициальным европейским эмиссарам не стоит путаться под ногами посредников и вредить мирному процессу, в котором Европа не способна сыграть сколь-нибудь положительную роль.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
Разоблачая CNN: американский журналист обвинил телеканал в искажении фактов
NB!
24.02.17
В Твери горит детская клиническая больница
NB!
24.02.17
Помощник Манафорта: Ради мира на Украине Янукович должен возглавить Донбасс
NB!
24.02.17
Белый дом: США не позволят никому перехватить первенство в ядерной сфере
NB!
24.02.17
Трамп: Россия размещает крылатые ракеты в нарушение договора 1987 года
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
23.02.17
«Возможен ли в Сирии «русский мир»?»
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
Как Голливуд равнялся на советскую космическую оперу
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Пётр Кончаловский
NB!
23.02.17
Франция: семьянин пойдёт до конца
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Вещание российского телеканала о рыбалке запретили на Украине
NB!
23.02.17
Путин заявил об огромном боевом потенциале ВС России
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Севастополь празднует третью годовщину Русской весны
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку