"Инфляцию давят - бюджет трещит".

("Красноярский рабочий", 25.01.06, Эрих Пырх)

Едва оправившись от новогодних каникул, чиновники краевой администрации в поте лица принялись за решение непростой проблемы, нежданно-негаданно возникшей по мановению руки столичных законодателей. В самом конце прошлого года Федеральная служба по тарифам преподнесла россиянам сюрприз, издав нашумевший приказ. Напомним, что для нашего края установлена предельная 20-процентная планка, через которую не должен "перепрыгивать" рост оплаты населением жилья и коммунальных услуг. Так что новые цифры, утверждённые в декабре и увязанные с бюджетами, во многих территориях и в крае в целом объявлены "вне закона".

Александр ХЛОПОНИН, губернатор края: "В реформе ЖКХ главным ядром является уход от перекрёстного субсидирования и формирование такой системы, при которой финансирование отрасли осуществляют те, кто получает жилищные услуги, иначе вся эта деятельность становится бессмысленной. В соответствии с экономическими законами деньги производителю услуг должны поступать от потребителя этих услуг... Сфера ЖКХ должна стать отраслью экономики и развиваться по экономическим законам, а не в соответствии с приказами чиновников".

Александр УСС, председатель Законодательного Собрания края: "Стопроцентный уровень оплаты услуг ЖКХ склонен считать благом. В том смысле, что теперь можно, как говорится, по полной программе спросить с поставщика услуг. Куда идут деньги от оплаты повышенных тарифов? Если на ремонт подъездов и обустройство придомовых территорий - это одно дело. А если на евроотделку кабинетов "коммунальных боссов" и покупку им представительских авто - тогда совсем другое. Кстати, мне непонятно, кому и на каких условиях реально сдан в аренду красноярский жилкоммунхоз, почему не проводился конкурс. И что это за богатые люди - соучредители нового частного предприятия? Очень сомневаюсь, что они будут вкладывать свои кровные в ремонт теплотрасс. Проще собирать дивиденды от поднятых тарифов и возвращать их часть в виде инвестиций".

Анатолий МАТЮШЕНКО, председатель совета директоров управляющей компании ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс": "Французская модель, которую избрала для себя Россия, заключается в передаче коммунальных систем в концессию (долгосрочную аренду). Причём арендатор должен гарантировать улучшение работы этой системы, что подразумевает сокращение затрат, повышение качества услуг, а также снижение тарифов. По этой модели и была создана управляющая компания ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс". 74 процента долей "Краскома" принадлежит инвесторам. Это ООО "Красжилкоминвест", которое объединяет группу людей, имеющих большие финансовые накопления и готовых вкладывать их в развитие ЖКХ.

Ни у кого не вызывает сомнений, что краевой и местные бюджеты, принятые в середине декабря, в части ЖКХ абсолютно законны. И никто бы не покушался на легитимность бюджетных параметров, если бы не злополучный приказ ФСТ, появившийся, как чёртик из табакерки.

- Я считаю, это чисто политическое решение, - убеждён депутат Законодательного Собрания края Юрий Абакумов. - Принято оно с одной целью - "задавить" инфляцию. Когда одному из министров задали вопрос, почему в России столь высока инфляция, он ответил, что её источником является именно жилкоммунхоз, требующий всё большей платы за свои услуги. Краевые власти были не в состоянии предвидеть такое развитие событий. Депутаты ЗС знали, что федеральный закон будет изменён, но никому и в страшном сне не могло пригрезиться, что он появится после утверждения бюджетов да ещё и будет иметь обратную силу.

А события развивались так. 26 декабря 2005 года Москва вносит существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", принятый в декабре 2004-го. 29 декабря - невиданная оперативность! - ФСТ издаёт приказ, где устанавливает индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги, а также максимальную величину роста тарифов на тепловую энергию. В тот же день, 29 декабря, все эти индексы регистрируются в Минюсте, что придаёт судьбоносному приказу силу закона. И, наконец, 12 января выходит разъяснение к нему в виде информационного письма, где ФСТ что-то поясняет, а что-то ещё больше запутывает.

Об этом чуть позже, а пока - о самой "весёлой" статье обновлённого федерального закона. Регионы обязали в месячный срок привести в соответствие с индексами утверждённые ранее тарифы на товары и услуги организаций отрасли и размер платы граждан за жильё и коммунальные блага. Кто же должен в спешном порядке "перетряхивать" цифирь и втискивать её в прокрустово ложе свалившихся на голову показателей? Ответ на сей вопрос дан однозначный: всем этим следует заниматься исполнительной власти - в нашем случае краевой администрации. Именно ей нужно определить орган, подобный ФСТ, который впредь будет устанавливать для муниципальных образований края аналогичные предельные индексы. Для этого вовсе не обязательно изобретать велосипед, то бишь создавать новую чиновничью структуру - достаточно наделить соответствующими полномочиями, скажем, департамент строительства и жилищно-коммунальной политики.

Очевидно, что процесс формирования "низовых" тарифов видоизменяется. Прежде депутаты на местах не были стеснены никакими рамками и могли утверждать новые цифры как бог на душу положит (разумеется, с учётом пожеланий коммунальников и бюджетных возможностей). Теперь же, устанавливая тарифы, они будут "стреножены" спущенными краем предельными нормативами. А вообще с полномочиями региональной власти и органов МСУ много неясного - такие уж в Москве невнятные законы придумывают. Например, исполнительной власти субъектов РФ вменено определять метод регулирования тарифов, устанавливать систему критериев доступности для потребителей товаров и услуг, согласовывать производственные программы организаций коммунального комплекса. И что удивительно, точно такие же полномочия прописаны для представительных органов местного самоуправления. Вот ещё один ребус: краевая администрация должна "устанавливать тарифы на товары и услуги в соответствии с предельным индексом", а местные депутаты должны "осуществлять расчёт тарифов для потребления". Поди разберись, в чём тут разница.

В пришедших из столицы документах хватает и разночтений. В разъяснении к приказу есть одна очень важная оговорка. Там, где речь идёт о предельных размерах платы за услуги ЖКХ, написано: "в среднем по субъекту Российской Федерации". Между тем в самом приказе такого уточнения применительно к плате за услуги нет! Это принципиальный момент. Исходя из информационного письма ФСТ (к слову, с точки зрения закона ничего не стоящего), краевая администрация может, допустим, оставить в Красноярске 51-процентный рост оплаты, а где-нибудь в Козульке снизить этот показатель и в итоге получить известную всем среднюю температуру по больнице. Спору нет, исполнительной власти удобней и выгодней считать именно так. Но Юрий Абакумов полагает, что эта трактовка недопустима - коль в приказе нет упомянутой оговорки, значит, ВО ВСЕХ территориях края плата за жильё и коммунальные услуги не должна превышать 20 процентов. Вместе с тем согласно тому же приказу оплата гражданами отдельных видов услуг в разных муниципальных образованиях может быть больше или меньше утверждённых предельных индексов.

- Прямой возможности воздействовать на краевую администрацию у нас нет, - отмечает Абакумов. - Федеральный закон не дал в этой сфере никаких полномочий представительным органам власти субъектов РФ. Но есть же и политические методы убеждения. Думаю, ситуацию с тарифами рассмотрит депутатская фракция "Единая Россия".

Что ж, вероятно, представители правящей партии, кучно сидящие на обеих ветвях краевой власти, найдут здесь общий язык. Но много ли будет толку от такого единения, если хлопонинская команда не сможет снискать благоволения Федерации? Пока это сделать не удаётся, несмотря на все старания чиновников. Губернатор на днях признал, что его переговоры в Москве ни к чему конкретному не привели. А за что, собственно, бьётся краевая администрация? Да за то, чтобы центр пересмотрел значения предельных индексов для края. То есть за то, чтобы у нас можно было законно повысить плату за услуги ЖКХ не на 20 процентов, а хотя бы на 36, как это произошло "само собой" до появления приказа ФСТ.

Между прочим, и без всякого приказа вышло так, что в крае рост энерготарифов не зашкалил за 20-процентную отметку. Проблемы создают города и районы, взвинтившие коммунальные тарифы и нормативы потребления. В итоге в целом по оплате населением жилищно-коммунальных услуг край превысил установленную планку почти вдвое, что наглядно показывает приведённая таблица. - Анализировать местные тарифы нужно в разрезе тех территорий, где находятся энергоисточники, - советует Юрий Абакумов. - То есть при пересмотре тарифов на теплоэнергию обязательно нужно иметь в виду котельную, которая числится за посёлком и при этом формирует ценовую политику всего района.

К чему такие сложности! Разумеется, проще не пересматривать тарифы, а попытаться повысить планку. Если этот номер всё же не пройдёт, краевой администрации придётся срезать уровень оплаты до 20 процентов, но тогда нужно будет где-то найти около 2,7 миллиарда рублей. По прикидкам Абакумова, процентов 40 этой суммы можно наскрести за счёт соответствующего уменьшения бюджетных ассигнований на коммунальные субсидии. А вот остальные деньги, примерно 1,5-1,7 миллиарда рублей, взять неоткуда. Даст ли их Федерация, устроившая весь этот сыр-бор, ещё не факт. Как бы не довелось краю самому "изыскивать" требуемую сумму, обкорнав расходы и без того дефицитного бюджета, который в этом году вряд ли побалует нас сверхплановыми доходами. Недаром Александр Хлопонин заговорил о возможном урезании социальных программ, а его первый зам Лев Кузнецов прямо сказал: "Если нам не удастся убедить федеральный центр, то придётся обратиться к такому непопулярному решению, как корректировка бюджета". Вот тогда и для депутатов найдётся работа - бюджет-то им корректировать. Пока же депутаты приняли к сведению информацию Льва Кузнецова о намеченных мерах по нормализации ситуации с тарифами на коммунальные услуги и обратили внимание на то, что эта работа должна быть завершена до середины февраля.

"Льготы - хорошо, а олени лучше".

("Красноярский рабочий", 25.01.06)

О планах работы депутатских комиссий Законодательного Собрания края на 2006 год Светлана АНДРОНОВА, председатель постоянной комиссии по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодёжи: - Как это обычно бывает, на очередной год мы ставим для себя задачи-минимум и задачи-максимум. К последним можно отнести разработку и принятие краевого закона о государственной поддержке семей, имеющих детей. Этот документ будет регламентировать выплату разовых пособий при рождении ребёнка. Пока не определено, будет ли это касаться первенцев или вторых, третьих по счёту детей и так далее, все ли семьи, проживающие в крае, станут получать такое пособие или же только те, чьи доходы ниже прожиточного уровня. Я, например, считаю, что на господдержку должны рассчитывать все семьи, у которых появился первый ребёнок. Безусловно, на этапе разработки законопроекта будет учитываться мнение исполнительной власти и общественности.

Задачи-минимум - это прежде всего контроль над исполнением резолюций публичных слушаний о профилактике наркомании и алкоголизма и о развитии социального партнёрства. В частности, планируем содействовать развитию системы дополнительного школьного образования, профилактической работе с "трудными" семьями; способствовать заключению двух- и трёхсторонних соглашений, коллективных договоров, провести смотр-конкурс по развитию социального партнёрства. Валерий УСАКОВ, председатель постоянной комиссии по науке и образованию:

- В этом году наша комиссия планирует представить на сессии в виде готовых документов два законопроекта. Первый из них посвящён инновационной деятельности. Сегодня наука и образование являются главным стимулом развития таких территорий, как Красноярский край. Но мы также понимаем, что именно власть должна создать благоприятные условия для того, чтобы инновации давали серьёзный экономический эффект. А для этого необходимо провести законотворческую работу.

Ещё один закон, который мы готовим, регламентирует экспериментальную деятельность в общем образовании. В принципе, он тоже связан с инновациями, которые в этой сфере должны быть продуманными и эффективными. Такого рода законопроект краевая администрация представляла в прошлом году, но она же сняла его с рассмотрения, поскольку, на наш взгляд, он был выстроен концептуально неправильно. Сегодня в общем образовании много новаторских идей, методик, технологий и программ. Но оно не должно становиться одной большой экспериментальной площадкой, иначе наши дети превратятся в "подопытных кроликов". Инновационный процесс здесь обязательно нужно отрегулировать.

Кроме того, краю очень нужен закон о дополнительном образовании. Над ним наша комиссия тоже намерена работать в этом году.

Юрий АБАКУМОВ, председатель постоянной комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике:

- У нашей комиссии всеобъемлющее название, так что работы всегда хоть отбавляй. Под защиту прав граждан можно "подвести" что угодно, и я как председатель комиссии уже и не спрашиваю у людей: "Почему вы обратились именно к нам?" Раз обратились, значит, надо попытаться решить проблему, хотя она зачастую не укладывается в рамки нашей тематики. Новых законов пока не готовим - надо сначала проследить, чтобы нормально работали ранее принятые. Вот сейчас готовимся к заседанию секции координационного совета краевой ассоциации по взаимодействию органов госвласти и МСУ. Будем обсуждать непростую реализацию краевого закона об административных правонарушениях, в котором появилось немало новшеств.

Леонид ФЕДОТЕНКО, председатель постоянной комиссии по культуре, спорту и туризму:

- На мой взгляд, самый важный вопрос, который касается не только нашей комиссии,- это повышение заработной платы бюджетников. Напомню, что, когда обсуждался краевой бюджет на 2006 год, члены нашей комиссии вышли с законодательной инициативой вернуть работникам образования, культуры и спорта выплаты за выслугу лет (так называемые стажевые). К сожалению, тогда депутаты от "Единой России" нас не поддержали, хотя при желании, думаю, можно было бы найти в бюджете сумму, необходимую для выплат стажевых. Краевая администрация пообещала представить в марте новый законопроект, касающийся зарплаты бюджетников. Посмотрим, что это будет за документ, выработаем свои предложения. Полагаю также, что в нынешнем году нужно разобраться со сложившимися в крае имущественными отношениями, от которых зависит судьба спортсооружений и зданий, где располагаются учреждения культуры.

Виктор ЗУБАРЕВ, председатель постоянной комиссии по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу:

- Конец 2005 года и начало 2006-го ознаменованы очень важной задачей - началом реального реформирования жилищно-коммунального хозяйства края. Я считаю, что до конца работы Законодательного Собрания третьего созыва мы должны переломить ход преобразований в отрасли, направив их в сторону населения. Надо не на словах, а на деле улучшить качество услуг, создать здоровую конкуренцию в этой сфере. Не надо забывать, что ситуация кардинально изменилась: теперь мы оплачиваем услуги ЖКХ на все сто процентов, поэтому имеем полное право требовать, чтобы их количество и качество соответствовало нашим затратам.

Пётр МИКОВ, председатель постоянной комиссии по аграрной политике, продовольствию и землепользованию:

- К сожалению, в последнее время жизнь на селе ухудшается - скудны доходы хозяйств, низка зарплата крестьян, а цены на всё и вся растут. Поэтому наша задача на этот год - постараться сделать так, чтобы негативные процессы, затрагивающие отрасль, как можно меньше сказывались на селянах. Нужно добиться того, чтобы был принят краевой закон о государственной поддержке АПК, надо стребовать с краевой администрации программу развития личных подсобных хозяйств. И в любом случае краю не обойтись без большой долгосрочной программы по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса. Пора начинать над ней работу.

Василий НЕЧАЕВ, председатель постоянной комиссии по делам Севера и коренных малочисленных народов:

- Работу в нынешнем году планируем выстраивать по трём основным направлениям - это контроль над исполнением краевой программы "Народы Севера" на 2006 год, северный завоз и реализация программы по переселению "Север - Юг". Кроме того, наша комиссия наметила на этот год принятие двух законов. К одному из них - об оленеводстве - мы уже приступили вместе с коллегами с Таймыра и из Эвенкии, создали рабочую группу. Это очень важный вопрос для коренных малочисленных народов Севера. Второй закон касается передачи полномочий органам местного самоуправления по реализации программы "Народы Севера". Мы думаем, пора отходить от распределительной системы через край и стремиться к индивидуальной поддержке каждого представителя коренного населения.

Ещё одна важная проблема, которой наша комиссия занимается второй год, - это развитие малой авиации. Нужно как можно скорее принимать соответствующую программу, над которой сейчас работает краевая администрация.

Александр ЧЕБОТАРЁВ, председатель постоянной комиссии по социальной защите, делам ветеранов и инвалидов:

- В первую очередь мы будем рассматривать вопрос о создании и квотировании рабочих мест для инвалидов. В этом году особое внимание нам нужно уделить решению проблем, связанных с льготным проездом. Это обусловлено тем, что в прошлом году была проведена частичная монетизация льгот региональных категорий. К сожалению, принятые Госдумой законы, прежде всего 122-й (о монетизации) и 131-й (об общих принципах организации МСУ), не позволяют оказывать господдержку льготникам и из федерального, и из краевого бюджетов. Нам нужно работать на тем, чтобы обеспечить им максимальную социальную защиту.

"Преждевременные слухи".

("Конкурент", 25.01.06, Михаил Васильев)

Михаил ВАСИЛЬЕВ, исполнительный директор СППКК, депутат горсовета

Последние месяцы периодически в СМИ появляются комментарии устойчивого слуха о возможном слиянии двух крупнейших российских компаний: АК "АЛРОСА" (ЗАО) и ОАО "ГМК "Норильский никель". Запустили этот слух иностранные газетчики, утверждающие, что у российского государства есть устойчивое стремление вернуть под государственный контроль наиболее доходные промышленные активы. Нам трудно оценить истинные намерения государства, но мы можем с формальной стороны попытаться понять - насколько может быть реалистичен этот слух. Для начала стоит отметить тот факт, что процессы укрупнения компаний - это тенденция современной мировой экономики. Процессы слияния и поглощения корпораций со стоимостью активов в десятки миллиардов долларов, еще 7-10 лет назад казавшиеся чистой фантастикой, стали если и не ежемесячными, то довольно регулярными событиями последних лет. Несмотря на попытки антимонопольщиков всего мира тормозить эти события - глобализация на марше. Россия в силу вовлеченности в эту гонку не может оставаться в стороне. Мало того, что это льстит амбициозному самолюбию власти - "наши компании если и не самые большие (пока!), то уже в первой сотне (двадцатке, десятке и т.д.)", - бороться с конкурентами на мировых рынках действительно эффективнее большим и очень большим компаниям. Да и если справедлива пословица: "Деньги к деньгам", то уж поверьте - еще более справедливо утверждение: "Большие деньги к большим деньгам".

"Норильский никель", хорошо известный красноярцам, является крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, а также крупным производителем платины, меди и золота (золотые активы выделены в отдельный бизнес). "АЛРОСА" занимает около 23% мирового рынка алмазов. По сути, обе компании (на первом технологическом переделе) являются горнодобывающими. С точки зрения формирования капитала обе компании являются акционерными. Только "АЛРОСА" - закрытое акционерное общество, а это значит, что "алмазные" акции не обращаются свободно на рынке. 77% капитала находится в руках властей: от федеральных до районных. 23% - в частном (негосударственном) владении. Выручка компании в 2004 году - более 64 млрд. рублей (примерно 2,2 млрд. долларов). "Норникель" - открытое акционерное общество. Его акции свободно котируются и доступны для любого инвестора, причем как на российских биржах, так и на западных (в виде АДР). По имеющейся информации, государству не принадлежит ни прямо, ни косвенно сколько-нибудь значимое количество "никелевых" акций.

Выручка компании в 2004 году - более 7 млрд. долларов. Капитализация превышает 16 млрд. долларов. "Норникель" первым из частных компаний получил инвестиционный рейтинг, причем более высокий, чем "Газпром" и "Роснефть". Из этого следует, что весовые категории у компаний различны. Возникает финансовый вопрос: как сможет "АЛРОСА" купить "Норникель", будучи меньше его и располагая в три раза меньшими доходами? (А именно о таком виде слияния (покупке) писали газетчики.) Только в одном случае. Если за сделкой будет стоять государство. Тогда возможно привлечение достаточных средств, в виде кредитов для её проведения. Подобные случаи из новейшей российской истории уже известны.

Вернемся к собственно слуху. Реакция чиновников была недоуменно отрицающей. Ни о каких переговорах на эту тему в министерствах не знают. Отрекся и министр финансов Кудрин, кстати возглавляющий от имени государства наблюдательный совет "АЛРОСЫ". Но не только государство может быть заинтересовано в подобном слиянии. Свой интерес могут сформулировать и частные акционеры этих компаний. Ведь известно - то, что нельзя купить за деньги, всегда можно купить (продать) за очень большие деньги. Была бы предложена хорошая цена.

В отличие от федеральных чиновников губернатор Хлопонин, безусловно, имеющий доступ к инсайдерской информации, на днях подтвердил факт ведения переговоров о возможных подходах к слиянию двух компаний. Из того, что сообщил губернатор, следует, что обсуждается вариант, при котором 25% акций этой объединенной компании должно сохраниться у государства, а акционеры компаний (видимо, частные) будут владеть остальным пакетом - 75%. Так или иначе, но до конкретных решений еще очень и очень далеко. Отсутствие же внятных комментариев и таинственный покров над происходящим абсолютно объяснимы: деньги любят тишину. Как можно ко всему этому относиться? Жизнь не стоит на месте. Сам по себе процесс укрупнения российских компаний, с учетом сказанного, - на наш взгляд, явление положительное. Каких-либо прямых негативных последствий для экономики региона ждать не следует, поскольку "физически" производство останется на своем месте, а по вопросам "центров прибыли" и места уплаты налогов уже сложилась определенная практика конструктивных отношений между региональными властями и руководством компаний. Появление же крупной и, будем надеяться, публичной компании в обозримом будущем укрепит российский фондовый рынок, что само по себе полезно.

"Спортивная мозаика".

("Красноярский рабочий", 25.01.06)

Три медали, и все разного достоинства, завоевали на прошедшем в Краснодаре чемпионате России по греко-римской борьбе красноярские спортсмены. Чемпионом страны стал Назир Манкиев, серебряную награду получил Дмитрий Оралов, а бронзовым призёром соревнований стал Асланбек Хуштов.

Заметно поправили своё турнирное положение после минувшего тура чемпионата страны игроки мини-футбольного клуба "Норильский никель". В Югорске северяне смогли взять сразу четыре очка: в первой игре они победили местную ТТГ-ЯВУ со счётом 5:3 (отличились Афранио - три, Ивано, Маноэл), а затем сыграли с ней вничью - 1:1 (Кузнецов). Теперь отставание норильчан от делящих второе-третье места щёлковских спартаковцев и екатеринбургского "ВИЗ-Синары" сократилось до семи очков. Учитывая, что турнир едва перевалил экватор, этот разрыв вполне ликвидируемый.

В Швейцарии прошёл один из последних перед Олимпиадой этапов Кубка мира по сноуборду. Красноярцы внимательно следят за выступлениями женской сборной страны, честь которой защищает наша землячка Светлана Болдыкова. Накануне главного старта сезона российские сноубордистки не блещут. Светлана, хоть и была лучшей среди россиянок, финишировала в параллельном слаломе лишь на 28-м месте.

По-братски поступили со своим очередным соперником чемпионата страны высшей лиги "А" волейболисты красноярского "Дорожника". Принимая на своей площадке красногорский "Зоркий", сибиряки сначала уступили - 1:3, а затем взяли реванш - 3:0. Среди красноярских болельщиков на первой встрече был и глава Красноярска Пётр Пимашков. Очередные поединки чемпионата страны по хоккею с шайбой среди женских команд провёл красноярский "Локомотив". В гости к нашим девушкам приезжал челябинский "Факел". Красноярки, доигрывающие, скорее всего, свой последний сезон в национальном чемпионате, дважды победили - 5:1, 2:0 - и один раз уступили в овертайме - 3:4.

Десять игр сыграно в открытом первенстве края по хоккею с шайбой. Пока на первом месте с шестью набранными очками идёт ранее не выступавшая в данном турнире команда из Абакана. На счету хакасских хоккеистов победы над клубами Железногорска (10:3), Ачинска (2:0) и ещё одна техническая победа за неявку красноярского "Сокола" на матч. На втором месте пока идёт красноярская "Энергия", имеющая в активе 5 очков. По 4 очка набрали команды Железногорска и Ачинска.