На Ставрополье "буксуют" новые принципы управления многоквартирными домами

Ставрополь, 24 января 2006, 18:09 — REGNUM  В семи районах и шести городах Ставропольского края создано только 381 товарищество собственников жилья. Эта цифра была озвучена 24 января в Государственной Думе края на заседании "круглого стола": "О ходе исполнения положений Жилищного кодекса Российской Федерации по управлению многоквартирными домами в Ставропольском крае: состояние, перспективы". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Госдумы края, в работе "круглого стола" приняли участие представители краевого правительства, руководители местного самоуправления, организаций сферы ЖКХ.

Проведение "круглого стола" связано с принципиальными изменениями, которые произошли в законодательстве об управлении многоквартирными домами со вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

Принятие этого документа закрепило процессы, начавшиеся в ходе реформирования ЖКХ. Теперь законодательство создает благоприятные условия для демонополизации жилищно-коммунальной сферы, развития в ней конкуренции и привлечения частного капитала, повышения инициативы и сознательности населения, укрепления ответственности людей за сохранность не только своего помещения, но и мест общего пользования, общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории.

Переход к новому порядку управления многоквартирными домами должен был осуществиться 1 марта 2006 года. Несмотря на то, что его сроки были перенесены на 1 января 2007 года, большинство жителей Ставрополья, по идее, уже должны были сделать выбор, кому управлять их домами: управляющая компания, товарищество собственников жилья или самоуправление. Однако, до настоящего времени не сформированы в полном объёме механизмы реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, сдерживающими факторами являются: отсутствие правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядка проведения конкурсов по отбору управляющих организаций, критериев отбора и оценки их деятельности.

На рынке управления жильем невысок уровень предложений со стороны управляющих организаций, которые обладают необходимыми профессиональными знаниями и опытом в области управления жильем.

Ситуация не изменится, пока не будет разработан внятный механизм установления стоимости услуг по управлению жильем. В настоящее время его отсутствие увеличивает риск для деятельности управляющей компании. В сложившихся условиях институт управляющих может себя дискредитировать, так и не начав работать.

Не решен также и вопрос подготовки профессиональных управляющих многоквартирными домами. Не осуществляется в должном масштабе информационно-разъяснительная работа среди собственников жилья.

Конечно, в жилищно-коммунальной отрасли Ставропольского края происходят некоторые структурные преобразования, но эти процессы идут пока вяло и неэффективно. Задача демонополизации и построения рыночного механизма в сфере ЖКХ не выполнена. В отрасли лишь наметился постепенный переход на конкурсное обслуживание жилищного фонда, но все-таки большая часть организаций - МУПов и ГУПов (ЖЭКов, ЖЭУ, ЖРЭПов) - сохранили свои монопольные позиции на рынке жилищных и коммунальных услуг.

Непростая ситуация сложилась вокруг отношений, связанных с ответственностью за обслуживание и ремонт зданий.

В Ставропольском крае насчитывается почти миллион квартир. На его территории расположено около 527 тысяч жилых строений, из которых 343 тысячи находятся в сельской местности. 38 тысяч (7 %) жилых зданий возведены до 1920 года. В довоенные годы их построено 54,7 тысяч (10,3 %). Значительная часть населения края проживает в домах, сооружённых в 1946 - 1995 годах (таких построек насчитывается 358 тыс. или 68%). Лишь 75,3 тыс. (24, 5%) жилых строений сооружены после 1995 года.

Понятно, что более новые дома нуждаются в ремонте меньше, чем старые. Однако таких - всего лишь четверть от краевого фонда многоквартирного жилья. Да и потом в старых, а следовательно изрядно изношенных зданиях, жильцов, как правило, немного. А суммы на приведение таких построек в нормальное техническое состояние нужны значительные.

Если учесть, что в настоящее время все расходы по проведению ремонта жилых помещений в полном объеме возложены на их владельцев, можно понять людей, которые выражают свое нежелание нести бремя управления домом с высокой степенью износа. При таких обстоятельствах нельзя ожидать активности со стороны собственников в решении вопросов, связанных с управлением многоквартирными домами.

Итогом заседания стало принятие пакета рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления Ставрополья.

Правительству Ставропольского края предложено разработать систему оценки и стимулирования деятельности муниципальных образований, ориентируя их на решение ключевых проблем жилищного хозяйства как важнейшей составляющей общественных услуг.

Органам исполнительной власти предлагается до выбора собственниками помещений способа управления домом создать механизм оказания финансовой помощи муниципалитетам для осуществления капитального ремонта многоквартирных домов с высокой степенью износа. Депутаты также предложили правительству рассмотреть вопрос о возможности создания краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований, чтобы обеспечить необходимые условия для реализации гражданами их права на жилье.

Парламентарии считают, что органам исполнительной власти края необходимо оказывать помощь муниципальным образованиям в повышении уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами и в подготовке кадров, для осуществления такой деятельности.

Органам местного самоуправления рекомендовано считать первоочередной задачей их работы введение в действие финансовых и консультационных механизмов для обеспечения реализации требований Жилищного Кодекса РФ по управлению многоквартирными домами, широко развернуть предоставление доступных и эффективных консультационных услуг.

Муниципалитетам предложено: утвердить и довести до сведения граждан графики собраний жильцов по выбору способов управления их многоквартирными домами; ускорить работу по инвентаризации прав государственных и муниципальных органов на пространства общего пользования (встроенные и пристроенные нежилые помещения, подвалы, чердаки и т.д.); рассмотреть вопрос о проведении капитального ремонта зданий за счет средств бюджета муниципального образования, пока собственниками жилья не будет выбрано решение о способе управления домом.

Муниципалам также предлагается значительно повысить объем и качество подготовки специалистов в сфере жилищного обслуживания, уделив особое внимание организации подготовки кадров по управлению многоквартирными домами.

Информация правительства Ставропольского края о реализации необходимых мер по переходу к новым принципам управления многоквартирными домами будет заслушана на заседании Государственной Думы Ставропольского края в июне 2006 года.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.