С начала 2006 года российским муниципалитетам возвращено право осуществлять собственные программы социальной поддержки инвалидов, многодетных семей, детей, ветеранов и других нуждающихся в этом категорий населения. Напомним, что согласно Ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Однако в результате нового разграничения полномочий между уровнями власти в ходе муниципальной реформы функция оказания социальная поддержки была передана на региональный уровень. Ситуация была исправлена после того, как 23 декабря 2005 г. Государственной Думой был принят и 31 декабря подписан президентом Российской Федерации Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (№199-ФЗ), которым, в частности, вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ст. 10 этого Закона дополнена частью 5 следующего содержания: "Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

По просьбе ИА REGNUM данные изменения в законодательстве прокомментировала руководитель проекта в рамках направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" Людмила Рагозина.

Новое разграничение полномочий в социальной сфере, установившееся с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" (от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ) и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (№131-ФЗ) привело к разрушению существовавшей ранее системы социальной поддержки населения на уровне городов и муниципальных районов вследствие того, что данные полномочия стали государственными и перешли в юрисдикцию субъектов Российской Федерации.

Ряд субъектов РФ решили, что они лучше, чем органы местного самоуправления справятся с социальной защитой и поддержкой населения, и оставили эти полномочия у себя (Башкирия, Татарстан, Краснодарский край, Нижегородская, Иркутская, Тульская, Московская, Томская, Самарская, Свердловская, Новосибирская, Архангельская, Курганская, Саратовская и др. области). Другие посчитали, что ломать сложившуюся систему не следует, а надо просто правильно организовать управление и дать местным органам власти деньги на исполнение государственных полномочий (Красноярский, Приморский и Ставропольский край, Владимирская, Ульяновская, Вологодская, Мурманская, Ленинградская, Ивановская, Кировская, Орловская, Челябинская и др. области).

Но даже эта "мягкая" модель разграничения полномочий ущемляла население, т.к. города и районы в новых правовых условиях не могли реализовать собственные программы социальной поддержки, которые раньше осуществлялись за счет местных бюджетов. По этому поводу было много разговоров в экспертной среде и в ассоциациях муниципальных образований. Обращения с просьбой вернуть органам местного самоуправления возможность осуществления социальной поддержки малоимущего населения регулярно поступали в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления от экспертов и глав городов. Фонд "Институт экономики города" тоже направлял в Комитет свою аналитическую записку.

Отрадно, что голос экспертов и руководителей муниципальных образований был услышан. Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", органы местного самоуправления, имеющие достаточные собственные доходы, смогут оперативно оказывать помощь своим нуждающимся гражданам, ни у кого не спрашивая на то разрешения. В конечном счете, от этой оперативности решения социальных вопросов население только выиграет. Поэтому мы считаем эту поправку в закон о местном самоуправлении своевременной и правильной.