"Александр Хлопонин протестует".

("Красноярский рабочий" 01.10.02)

Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Александр Хлопонин, победивший на прошедших 22 сентября выборах губернатора Красноярского края, прокомментировал решение краевой избирательной комиссии о признании результатов выборов недействительными.

По его мнению, краевая избирательная комиссия приняла беспрецедентное решение, признав недействительными результаты губернаторских выборов. Поводом для отмены стали голословные утверждения о нарушениях, которые якобы могли повлиять на общие итоги выборов. При принятии решения были нарушены процедуры, установленные законом. По мнению А.Хлопонина, решение крайизбиркома, не имеющее аналогов в современной политической истории России, может быть объяснено только участием членов комиссии в политических играх. Хлопонин напомнил, что выборы проходили в условиях ожесточенной политической борьбы и сопровождались массовым использованием "грязных технологий".

Он подчеркнул, что противники позитивных изменений в крае пошли на крайние меры для того, чтобы не допустить прихода к власти новой команды, способной вывести регион из тяжелейшего социально-экономического кризиса. В результате действий крайизбиркома жители края, уставшие от многолетней политической борьбы и противостояния ветвей власти, вновь оказались заложниками интриг тех, кто желает удержать власть любой ценой. Фактически крайизбирком использует жителей края как марионеток в политических играх, подчеркнул А. Хлопонин. Особенно цинично это выглядит на фоне невыплаты зарплаты в крае, неутвержденного бюджета на будущий год, незавершенной подготовки к зиме. Оставить край в этих условиях без законной, нормально функционирующей власти - преступление перед жителями края, отметил губернатор Таймыра. Об этом по информационным каналам сообщила пресс-служба администрации Таймырского автономного округа.

* * *

Краевой суд принял к рассмотрению жалобу Александра Хлопонина на решение избирательной комиссии Красноярского края.

Суть жалобы сводится к тому, что решение крайизбиркома не мотивировано. Представитель Хлопонина С.Н.Мальтов сообщил, что избирательной комиссией не была соблюдена процедура подведения итогов. Сергей Николаевич отметил, что в истории России это решение прецедентов не имеет. По его словам, А. Хлопонин не собирается ни с кем ссориться, а намерен решать вопросы по закону. Решение комиссии юридически не выдержано, и краевой суд обязан рассмотреть жалобу Хлопонина в течение двух месяцев. Возможно, в связи с общественным резонансом суд не будет затягивать принятие решения.

* * *

Решение Красноярского крайизбиркома о признании выборов губернатора края несостоявшимися "мягко говоря, сомнительное", заявил председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков, сообщает РИА "Новости".

Выступая перед журналистами, глава ЦИК подчеркнул, что, по утверждениям руководства Красноярского избиркома, сделанным на прошлой неделе, "у них не было никаких оснований для отмены результатов выборов". Александр Вешняков не исключил возможности того, что "это решение было принято под давлением группировок, не удовлетворенных результатами выборов".

* * *

Сергей Глазьев заявил вчера, что в сложившейся ситуации президенту России следовало бы назначить Александра Хлопонина исполняющим обязанности губернатора Красноярского края вплоть до проведения новых выборов либо окончательного утверждения результатов состоявшихся. Это назначение было бы лучшим выходом из ситуации. Хлопонин мог бы выполнить свои обещания и обеспечить подготовку края к зиме, а также на практике продемонстрировать возможности реализации своей программы. В любом случае это гораздо лучше, чем вообще оставлять край без руководства, ввергая его в политический и экономический хаос, считает Глазьев.

"Власть обеспечит стабильность".

("Красноярский рабочий" 01.10.02)

В связи с решением крайизбиркома об отмене выборов губернатора Совет администрации Красноярского края обратился к населению со специальным заявлением.

Решение краевой избирательной комиссии Красноярского края об отмене результатов губернаторских выборов имеет большое влияние на политическую ситуацию в регионе, говорится в этом документе, однако Совет администрации Красноярского края заявляет, что социально-экономическая обстановка в Красноярском крае полностью контролируется действующей исполнительной властью, возглавляемой и. о. губернатора Николаем Ашлаповым. В течение пяти месяцев краевая администрация сумела сохранить социально-экономическую стабильность, и жители края могут быть уверены, что действующая исполнительная власть способна обеспечить экономическую стабильность и социальную безопасность в регионе и впредь, в течение времени, необходимого для урегулирования политической ситуации в Красноярском крае.

"Избирательная комиссия Красноярского края. Решение. 29.09.02 г. Красноярск N 570".

("Красноярский рабочий" 01.10.02)

О РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ И ЖАЛОБЫ ЧЛЕНА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ С ПРАВОМ СОВЕЩАТЕЛЬНОГО ГОЛОСА А. Г. ПРОЦЕНТОВОЙ О НАРУШЕНИЯХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

В Избирательную комиссию Красноярского края 24 и 25 сентября 2002 года поступили заявление и жалоба о нарушениях требований Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края" при проведении выборов Губернатора Красноярского края, в том числе повторного голосования, от члена Избирательной комиссии Красноярского края с правом совещательного голоса А.Г. Процентовой с прилагаемыми к ним 14 заявлениями и 15 актами от наблюдателей из г. Норильска, Манского и Шушенского районов, 109 жалобами и заявлениями от избирателей, в том числе одной коллективной жалобой с 34 подписями избирателей из Иланского, Идринского, Емельяновского, Боготольского, Шушенского, Минусинского районов, из городов Красноярск, Боготол, Заозерный и Норильск, которые направили аналогичные жалобы Президенту РФ Путину В. В. и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезневу Г.А.

Рабочая группа, созданная по распоряжению председателя Избирательной комиссии Красноярского края N 75-р от 25 сентября 2002 года, рассмотрела все материалы о фактах нарушений Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края" и установила, что все заявления и жалобы указывают на то, что при проведении выборов Губернатора Красноярского края, в том числе повторного голосования, имелись нарушения, которые, по мнению заявителей, не позволяют Избирательной комиссии края с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Так, избиратель Гришанов В.П., проживающий в городе Иланский, считает, что явка избирателей обеспечивалась одним из зарегистрированных кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, А. Г. Хлопониным, посредством подкупа. Он утверждает, что представители избирательного штаба А. Г. Хлопонина в день голосования 22 сентября 2002 года предлагали избирателям, в том числе и ему, деньги: 250 рублей за голос, отданный за А. Г. Хлопонина, и 500 рублей - за чистый бюллетень для голосования. Кроме того, на его взгляд, на результаты голосования повлияла распространенная в день голосования подложная листовка, в которой подавалась информация от имени Избирательной комиссии Красноярского края о том, что за участие в голосовании каждый избиратель должен будет уплатить в бюджет по 45 рублей 79 копеек.

Аналогичные жалобы поступили от избирателей, проживающих в г. Красноярске, Смирнова В.А., Тушголовец Н.М., Скудновой Т.М., Барабановой Л.Ф., Штукариной В.К., Инюхиной С.В., Артеменко В.А., Славиковского М.Н.; избирателей, проживающих в Иланском районе, Ходоровича И.В., Колыбаева В.И., Капустина В.В., Долгановой М.В., Витковского М.В., Щербининой Г.К., Конопелько В.И., Зекова Г.В., Скипарович Н.Р., Зацепина С.П., избирательницы, проживающей в г. Заозерный, Савельевой А.А., избирателей, проживающих в г. Боготоле, Юриковой Г.Н. и Уфимцева В.А.

Избиратели, проживающие в г. Лесосибирске, Темникова Н.К. и Сосновский И.И. указывают в своих заявлениях на то, что по пути следования от г. Красноярска до г. Туруханска якобы зафрахтованного АГК "Норильский никель" теплохода "Антон Чехов" со стороны зарегистрированного кандидата А. Г. Хлопонина осуществлялся подкуп избирателей - раздавались бесплатные медикаменты и подарки первоклассникам с вложенными в них закладками "Хлопоша хороший".

Следует отметить, что закладки "Хлопоша хороший" изготовлены по заказу зарегистрированного кандидата А.Г. Хлопонина, оплачены из его избирательного фонда и представлены в Избирательную комиссию Красноярского края в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края". Данные закладки являются не чем иным, как визитной карточкой зарегистрированного кандидата А. Г. Хлопонина, свидетельствующей о том, что эти подарки именно от кандидата. Ни медикаменты, ни подарки, по данным Сбербанка, не оплачены из его избирательного фонда.

Избирательница Богатюк Т.М., проживающая в г. Красноярске, считает, что на решение избирателей психологически повлияла листовка, в которой якобы бывший зарегистрированный кандидат С.Ю. Глазьев просил проголосовавших за него в первом туре избирателей отдать свой голос за А.Г. Хлопонина. Аналогичное заявление поступило от избирательницы из г. Боготола Пакниной Н.Д.

Харламович А.О., проживающая в д. Б-Косуль Боготольского района, заявляет, что была свидетелем того, как в день голосования агитаторы зарегистрированного кандидата А.Г. Хлопонина "споили всех жителей деревни, в том числе и ее мать" за то, что они проголосуют за А.Г. Хлопонина. О ситуации в этой деревне также сообщила ее жительница М. Абрамович. О факте массового "спаивания" жителей деревни Берец Боготольского района за голосование за А.Г. Хлопонина указывает в своем заявлении ее жительница Максименко И.В.

Наибольшее количество нарушений зафиксировано наблюдателями в г. Норильске, а именно:

1. Наблюдатель Айвазян Вазген Юрьевич, назначенный зарегистрированным кандидатом Уссом А.В. в участковую избирательную комиссию на избирательном участке N 963, в своем заявлении указывает на то, что им зафиксировано несколько нарушений Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края", а именно: в помещении для голосования отсутствовала увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления, о чем им был составлен акт; конверты с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно, не вскрывались, а опускались в стационарный ящик для голосования в запечатанном виде; избирательная комиссия препятствовала его работе наблюдателя при подсчете голосов, выдавала избирательные бюллетени одним и тем же избирателям дважды, одновременно с подсчетом голосов производила подсчет суммарных данных по списку избирателей, в то же время гасила неиспользованные избирательные бюллетени, не обеспечивала на период подсчета голосов сохранность списка избирателей, исключающую доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов, выдавала избирательные бюллетени для голосования по загранпаспортам и иным документам.

2. Наблюдатель Федоров Максим Николаевич, назначенный зарегистрированным кандидатом Уссом А.В. в участковую избирательную комиссию на избирательном участке N 946, в своем заявлении указывает, что участковая избирательная комиссия препятствовала его работе наблюдателя при подсчете голосов, предоставляла право проголосовать дважды одному и тому же избирателю, отказывала в требовании ознакомиться со списком избирателей на предмет наличия в нем отметки голосования данного избирателя и сверки его документов с данными списка избирателей, пришедших на избирательный участок без документов, направляла в паспортно-визовую службу для получения документов для голосования; подсчет голосов начала по списку избирателей почти за час до окончания времени голосования, подсчет голосов производила при одновременной работе со списком избирателей, список избирателей не сшивала и не подписывала председателем участковой избирательной комиссии вплоть до окончания подсчета голосов, хотя печать на последнем листе списка была уже проставлена; не было обеспечено хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов.

3. Наблюдатель Лунев Дмитрий Владимирович, назначенный зарегистрированным кандидатом Уссом А.В. в участковую избирательную комиссию на избирательном участке N 950, в своем заявлении указывает на то, что, придя в 7 час. 50 мин. на избирательный участок он наблюдал, что стационарные урны уже были опечатаны и не могли быть предъявлены визуально наблюдателям; производился бесплатный подвоз избирателей на такси при предъявлении паспорта; осуществлялось со стороны участковой избирательной комиссии воспрепятствование работе наблюдателя при подсчете голосов, выдавались бюллетени одному и тому же лицу дважды, а при обнаружении лиц, проголосовавших дважды, избирательная комиссия не разрешала наблюдателю сверять данные паспортов этих лиц со списком избирателей.

4. Осипова Лариса Евгеньевна, назначенная наблюдателем зарегистрированным кандидатом Уссом А.В. в участковую избирательную комиссию на избирательном участке N 964, заявляет о том, что участковая избирательная комиссия бездействовала при осуществлении агитационной деятельности пришедших голосовать граждан, препятствовала работе наблюдателя при подсчете голосов, не проставляла печати на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, число которых составляет более одного процента, предоставляла право голосования избирателям, предоставлявшим загранпаспорта, и лицам, не имеющим норильской регистрации, выдавала бюллетени дважды одним и тем же лицам, при подсчете голосов не пересчитывала погашенные бюллетени; по окончании голосования списки избирателей не опечатала и не убрала, а после подсчета голосов вносила в них изменения и исправления в данных об избирателях.

5. Сироткин Александр Сергеевич, назначенный наблюдателем от зарегистрированного кандидата А. В. Усса в участковую избирательную комиссию N 952, указывает на то, что подсчет и вскрытие конвертов с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно, осуществлялся одновременно с выдачей избирателям избирательных бюллетеней для голосования на избирательном участке, о чем был составлен акт; в список избирателей был внесен избиратель, постоянно проживающий в г. Санкт-Петербурге, в результате чего ему был выдан избирательный бюллетень, по которому он проголосовал, о чем составлен акт; избиратель заполнил два бюллетеня - за себя и за другого избирателя и оба опустил в ящик, о чем составлен акт; прием заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования принимались участковой избирательной комиссией после 18 часов, о чем составлен акт; подсчет суммарных данных списка избирателей производился до окончания времени голосования, т.е. уже в 21 ч.30 мин. и проходил одновременно с подсчетом голосов. При этом подсчет голосов закончился ранее, чем работа со списком избирателей, что противоречит пп. 6-10 ст.50 Закона края; при подсчете голосов данные об отметке в избирательном бюллетене при сортировке не оглашались и не предъявлялись для визуального ознакомления.

6. Пантелеев Денис Александрович, назначенный наблюдателем от зарегистрированного кандидата А. В. Усса в участковую избирательную комиссию N 960, указывает на то, что в 10 часов списки избирателей были вынесены в отдельную комнату на 15 минут, о чем составлен акт; имело место голосование избирателей на участке более одного раза, о чем составлен акт.

7. Карманова Анастасия Сергеевна, назначенная наблюдателем от зарегистрированного кандидата А. В. Усса в участковую избирательную комиссию N 959, зафиксировала следующие нарушения: избирательной комиссией не пресекалось ведение предвыборной агитации, побуждающей принять участие в голосовании за кандидата А.Г. Хлопонина отдельными избирателями прямо на избирательном участке; при погашении неиспользованных избирательных бюллетеней количество погашенных бюллетеней членами комиссии не оглашалось; при подсчете голосов на избирательном участке члены избирательной комиссии в разных местах помещения для голосования проводили одновременно погашение неиспользованных избирательных бюллетеней, вели работу со списком избирателей и проводили подсчет избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

8. Шумеев Александр Николаевич, назначенный наблюдателем от зарегистрированного кандидата А. В. Усса в участковую избирательную комиссию N 936, заявляет, что председателем участковой избирательной комиссии при проведении процедуры извлечения избирательных бюллетеней из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, превысивших один процент, не были выполнены требования п. 5 ст. 47 Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края", а именно не проставлялась с оборотной стороны избирательного бюллетеня печать участковой избирательной комиссии, а бюллетени сразу опускались в стационарный ящик; до окончания времени голосования члены избирательной комиссии начали проводить процедуру, предусмотренную п. 6 ст. 50 Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края", тем самым нарушили норму избирательного законодательства, предусматривающего порядок подсчета голосов на избирательном участке; при проведении непосредственного подсчета избирательных бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования, не оглашались данные, содержащиеся в них бюллетени не представлялись всем присутствующим на избирательном участке для визуального контроля, строки 1, 9 и 10 протокола об итогах голосования были заполнены только после заполнения всех строк протокола, что также является нарушением п. 8 ст. 50 Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края".

9. Холтобин Михаил Викторович, назначенный наблюдателем от зарегистрированного кандидата А. В. Усса в участковую избирательную комиссию N 935, зафиксировал следующие нарушения: заполнение избирательных бюллетеней в специальной кабине для голосования производилось одновременно двумя и более избирателями, что не пресекалось участковой избирательной комиссией; одновременно с подсчетом бюллетеней из избирательных ящиков производился подсчет суммарных данных по списку избирателей, в то же время гасились неиспользованные избирательные бюллетени; не была обеспечена на период подсчета голосов сохранность списка избирателей, исключающая доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов, а при подсчете голосов с ним постоянно велась работа.

10. Кривчик Илья Валерьевич, назначенный наблюдателем от зарегистрированного кандидата А. В. Усса в участковую избирательную комиссию N 961, утверждает в своем заявлении, что до открытия избирательного участка, в 7 ч. 40 мин. утра 22 сентября 2002 года ящики для голосования были опечатаны, бюллетени досрочно проголосовавших избирателей помещены в ящик для голосования; количество избирателей, внесенных дополнительно в список избирателей, в несколько раз превысило количество избирателей, включенных дополнительно в список избирателей во время проведения первого тура голосования; наблюдателю было отказано в возможности визуально ознакомиться со списком избирателей и паспортными данными избирателей, в том числе включенными в список дополнительно; выдача избирательных бюллетеней осуществлялась по удостоверениям сотрудников МВД; не пресекалась агитационная деятельность с распространением печатных агитационных материалов в пользу кандидата Хлопонина отдельных избирателей в помещении избирательного участка; после обнаружения в стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней с печатью избирательного участка N960, который был организован в том же помещении, отдали эти бюллетени на избирательный участок N 960, взамен получив избирательные бюллетени с избирательного участка N 961. Свидетелем данного нарушения является наблюдатель, назначенный кандидатом А.В. Уссом, Д. Пантелеев; при подсчете голосов на избирательном участке члены избирательной комиссии в разных местах для голосования проводили одновременно погашение неиспользованных избирательных бюллетеней, вели работу со списком избирателей и проводили подсчет избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования, суммарные данные протокола об итогах голосования приводили в соответствие с количеством бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

Учитывая, что вышеизложенные нарушения избирательного законодательства при проведении выборов Губернатора Красноярского края, в том числе при повторном голосовании, являются существенными, руководствуясь статьей 14 и пунктом 4 статьи 11 Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края", Избирательная комиссия Красноярского края РЕШИЛА:

1. Направить материалы о нарушениях требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края" при проведении выборов Губернатора Красноярского, в том числе при повторном голосовании, Генеральному Прокурору Российской Федерации В.В. Устинову для назначения проверки по установлению виновных лиц и привлечения их к ответственности.

2. Просить Генерального Прокурора Российской Федерации В.В. Устинова поручить данную проверку прокуратуре любого другого субъекта Российской Федерации.

3. При определении результатов повторного голосования принять к сведению информацию избирателей и наблюдателей о нарушениях требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Красноярского края "О выборах Губернатора Красноярского края" при проведении выборов Губернатора Красноярского края.

4. Содержание настоящего решения в изложении опубликовать в газете "Красноярский рабочий".

Председатель Избирательной комиссии Красноярского края Г. М. КОСТРЫКИН. Секретарь Избирательной комиссии Красноярского края Л. В. НАРТОВИЧ.

"Победителей судят".

(Алексей Тарасов "Городские новости" 01.10.02)

Беспрецедентное решение крайизбиркома: Красноярский край заболевает "приморским синдромом"

В Красноярском крае, уже пять месяцев живущем без губернатора разразился новый политический кризис. Беспрецедентное решение крайизбиркома, отменившего результаты выборов главы региона, грозит краю очередными социально-экономическими потрясениями и безвластием еще на полгода - повторные выборы назначены на 2 марта.

Это не только политический кризис в крае. Это кризис всей выборной системы России, механизма народного волеизъявления. Принятое красноярским крайизбиркомом решение - уникальное для демократического периода в истории нашей страны - представляет собой, по сути, расписку в том, что практика выборов в России полностью дискредитирована. Исходя из мотивации действий крайизбиркома, в России можно признать недействительными результаты всех выборов последнего десятилетия. И всех предстоящих.

Таежный тупик

Итак, после триумфальной для Александра Хлопонина ночи подсчета голосов наступило похмелье. Но почему-то не у победителя, а у крайизбиркома, и уж очень как-то запоздало, через неделю: 10 из 14 членов комиссии, том числе ее глава Георгий Кострыкин, проголосовали за признание недействительными итогов выборов. Трое против, один воздержался. Основание: многочисленные серьезные нарушения закона (использование административного ресурса, финансирование в обход избирательного фонда, давление, подкуп и обман избирателей) в ходе кампании и в день голосования, не позволившие выявить истинное волеизъявление народа.

Замечу, что за несколько дней до этого, подытоживая ход красноярских выборов, глава ЦИК Александр Вешняков подчеркнул, что у него нет сомнений в достоверности результатов голосования, работу крайизбиркома он оценил как четкую и оперативную, а народный контроль назвал эффективным. Члены ЦИК, находившиеся в Красноярске, также были вполне удовлетворены организацией выборов и подведением их итогов. Сейчас же Вешняков, напротив, намекает на непрофессионализм работников красноярской комиссии. Нынешнее решение Вешняков назвал "мягко говоря, сомнительным". Удивительный плюрализм мнений в одной голове.

Глава ЦИК не исключил, что решение могло быть принято под давлением проигравших финпромгрупп. Об этом же заявили многие российские политики. Борис Немцов даже говорил о том, что "практически уверен" в корыстности крайизбиркома. Члены ЦИК вылетели в Красноярск, дабы на месте выяснить правовые основы отмены результатов выборов.

Сам Хлопонин не собирается наблюдать, как у него отнимают победу. Заявив о политическом заказе, который он усматривает в действиях крайизбиркома, таймырский губернатор направил жалобы в ЦИК и краевой суд. Именно эти инстанции вправе отменить решение крайизбиркома (что, скорее всего, и будет сделано). Однако несовершенство выборного законодательства может привести к тупику: если суд признает незаконным решение крайизбиркома, он в таком случае должен собраться вновь для принятия другого-законного - решения. Но что может заставить десятерых уважаемых сограждан изменить свою точку зрения? ЦИК же не вправе пересматривать итоги краевых выборов.

Александр Хлопонин, комментируя действия крайизбиркома, назвал утверждения о нарушениях закона голословными. "Решение крайизбиркома может быть объяснено только участием членов комиссии в политических играх". По сообщению пресс-службы губернатора Таймыра, он полагает, что противники позитивных изменений в крае пошли на крайние меры для того, чтобы не допустить прихода к власти новой команды. "В результате действий крайизбиркома жители края, уставшие от многолетней политической борьбы и противостояния ветвей власти, вновь оказались заложниками интриг тех, кто желает удержать власть любой ценой. Фактически крайизбирком использует жителей края как марионеток в политических играх. Особенно цинично это выглядит на фоне невыплат зарплат в крае, неутвержденного бюджета на будущий год, незавершенной подготовки к зиме. Оставить край в этих условиях без законной, нормально функционирующей власти - преступление перед жителями края".

А вот экс-кандидат в губернаторы края, депутат Госдумы от фракции КПРФ Сергей Глазьев назвал решение краевой избирательной комиссии логичным. "Избирательная кампания в Красноярском крае с самого начала велась без всяких правил", отметил он. При этом Глазьев подчеркнул, что "главную ответственность за срыв выборов в крае несет крайизбирком, который до настоящего момента закрывал глаза на те вопиющие нарушения законодательства, которые были очевидны до любого непредвзятого наблюдателя".

Всего в ходе избирательной гонки поступило 700 жалоб на нарушение закона. Мотивация решения крайизбиркома уместилась на 4 листах. По коллективному мнению этого органа, существенно повлияло на свободу волеизъявления распространение в день голосования фальшивых листовок, направленных на снижение явки. Первая, от имени ГУВД края, призывала не брать с собой на избирательные участки детей - якобы возможны взрывы, химические и бактериологические атаки и т. п. Вторая, от имени крайизбиркома, сообщала о том, что всем, кто хочет проголосовать, придется заплатить за это удовольствие 45 руб. 79 коп., тем самым возместив казне часть расходов на праздник демократии. Эта сумма будет включена в счета за коммунальные услуги. Как посчитали в комиссии, истинное волеизъявление тех избирателей (более 200 тысяч), кто ознакомился с данными подметными листовками, достоверно установить невозможно.

Кроме того, за несколько дней до голосования огромным тиражом была распространена листовка "Глазьев за Хлопонина", согласия на выпуск которой кандидат от КПРФ не давал. Многочисленные нарушения зафиксировали наблюдатели от штаба проигравшего кандидата - спикера Александра Усса, прилетевшие из Ростова-на-Дону контролировать ход голосования в Норильске - хлопонинской вотчине, где во втором туре была отмечена небывало высокая явка.

Но все эти жалобы требуют дополнительной проверки. Нарушений со стороны и того, и другого кандидатов было предостаточно. Документы направлены крайизбиркомом в Ген-прокуратуру. Ранее письма Владимиру Устинову и президенту, выразив сомнения в результатах выборов, отправили депутаты Госдумы и Заксобрания края.

...Вообще-то, в подобных ситуациях принято ответственным лицам подавать в отставку. Уходить следует главе крайизбиркома Георгию Кострыкину. Не из-за того, о чем говорят сегодня сторонники Хлопонина, а потому, что Кострыкин расписался в бессилии - почему на нарушения закона он не реагировал в ходе кампании, почему снятым с гонки оказался лишь иланский пенсионер Виктор Макаров, а те, благодаря кому выборы превратились в мерзко пахнущее "продувание мозгов", успешно дошли до финиша? Уходить надо и председателю Центризбиркома Александру Вешнякову.

Думаю, не дождемся. Обойдется "малой кровью". Спишут на то, что на крайизбирком было оказано мощное давление. Кем? Понятно: ельцинской "семьей", главой "РусАла" Олегом Дерипаской, женатым на Полине Юмашевой - дочери бывшего главы президентской администрации Валентина Юмашева, который в свою очередь женат на Татьяне Дьяченко, дочери Ельцина. Да еще, несомненно, увидят в неожиданном решении крайизбиркома руку Анатолия Быкова. Об этом уже рассуждают московские политики, не на шутку встревожившиеся (скоро выборы в Госдуму!) тем обстоятельством, что в принятые правила игры вмешали силы, от которых никто не ожидал таких подвигов. Громкое всероссийское эхо красноярского решения заставило политиков говорить о попрании им фундаментальных конституционных гарантий граждан - выбирать свою власть. Нет, все-таки победителей у нас судить не принято.

Орлы летают по пятницам

По данным крайизбиркома на 19 сентября, Хлопонин потратил на свою кампанию около 20 млн руб. Усс, кстати, столько же. Реальные траты с этими данными, конечно, не имеют ничего общего. Бюджет хлопонинской кампании разными экспертами оценивается в 25-30 млн долл.

Очевидно, что основное финансирование выборных кампаний всех реальных кандидатов и на этих выборах, и на предыдущих осуществлялось в обход избирательных фондов. Ясно и другое: демократия, которая не в состоянии проверить соответствие реальности заявленных кандидатами предвыборных бюджетов, демократия, которая не может ничего противопоставить потокам "серого нала", текущим в предвыборные кампании претендентов, обречена. Демократия должна уметь препятствовать обману.

Но закономерен вопрос: почему крайизбирком именно сейчас проявил невиданную принципиальность и отвагу? Почему, например, не после первого тура - ведь наиболее вопиющие нарушения закона к тому времени уже состоялись? Или не на прошлых губернаторских выборах, когда победил генерал Лебедь, публично заявлявший, что пользуется "серыми" деньгами? Почему крайизбирком тогда не заинтересовала арифметика предвыборной дружбы Лебедя с Анатолием Быковым? Почему крайизбирком не реагировал на жалобы в ходе этой кампании? Почему у нас орлы летают только по пятницам?

Избирательность в следовании букве закона очевидна. Самостоятельность крайизбиркома в принятии столь значимого решения вызывает сомнения.

Многоборье по-красноярски продолжается. И вечный бой, покой нам только снится... На "новые выборы придется потратить не менее 120 млн рублей. Красноярский край заболевает приморским синдромом и становится всеобщим посмешищем. Помните череду бесконечных выборов в Приморье? Там, вроде, утихло. "Выскочило" на енисейских берегах.