"Конкуренция вокруг молочного бидона".

(Красноярский рабочий. 24.01.06. Владимир Несяев)

В последние годы аграрный юг Красноярского края превращается в сырьевую базу для пищевой промышленности соседней Хакасии. О так называемом "большом молоке", которым издавна славились сельхозпредприятия минусинской группы районов, здесь уже не мечтают. Нет его. На каждой территории теплится в среднем два-три, ну максимум четыре хозяйства, где на фермах сохранились сотенные коровьи поголовья со значительными валовыми надоями. Но их белая продукция, за редким исключением, течёт в соседний регион, в город металлургов Саяногорск, на перерабатывающий гигант ЗАО "Агросибком".

От собственного глубокого молочного передела на краевом юге остались рожки да ножки в виде заводов в Минусинске и Шушенском. Впрочем, стоп! На Шушенском МКК в последнее время началось массовое сокращение персонала, а потеря даже сотни рабочих мест для посёлка, где возможности трудоустроиться, кроме бюджетной сферы и торговли, практически нет, это тяжёлый социальный удар. Менеджерам "Агросибкома" следует сделать вполне заслуженный комплимент - сырьевой рынок южного Красноярья они осваивали со знанием дела. Скупали активы подконтрольных теперь гиганту сельхозпроизводителей (по разным данным, их не меньше десятка), умело подбирали ключики и к рядовым владельцам акций с паями, и к их начальникам - директорам. Но главное - к местным властям. Не будем углубляться, как это происходит у нас в России, вполне возможно, что главы муниципалитетов искренне хотели, как лучше. Но в любом случае глупо было рассчитывать, к примеру, на то, что маслосырзавод в Краснотуранске стал бы процветать под покровительством "Агросибкома", где производят изделия аналогичной номенклатуры. Это ж рынок, это ж конкуренция! Со своей рубашкой, которая всегда ближе к родному, а не чужому телу.

Завода ныне не существует, и какими бы экономическими выкладками в данной связи ни оперировали, а только масло с маркой "Краснотуранское" по сию пору продаётся в магазинах Ермаковского. Своими глазами недавно видел. Продукт, понятно, совсем иной выделки, но что значит бренд высокого качества и потребительского спроса.

О скандальной истории со сменой собственника на краснотуранском заводе "Красноярский рабочий" писал не раз. Прогнозировал, предупреждал. О резком, в связи с возможным закрытием предприятия, снижении в районе налогооблагаемой базы, росте числа безработных. Материалы наверняка читали клерки аграрного блока краевой администрации. Но, как они обычно отговариваются в подобных случаях, в дела частного бизнеса они не вмешиваются.

Так он, извините, в нашем государстве всюду частный. А в Хакасии почему-то ещё как вмешиваются, если видят, что это в интересах региона. Одно время пара бывших республиканских колхозов решила возить своё молоко на минусинский завод. В министерстве сельского хозяйства Хакасии тут же пригрозили: станете подпитывать чужого переработчика - на госдотации не рассчитывайте. У нас же наоборот - вези хоть в Иркутск, хоть в Кемерово, получишь за всё, лишь бы произвёл и отчитался. Не удивительно, что аграрный сектор краевого подбрюшья постепенно превратился в огромную дойку нашего южного соседа. Мы ему сырьё, он нам готовую цельномолочную продукцию, масло, сыры. Кто в конечном итоге кого инвестирует и на чью экономику пашет, понятно без дальнейших объяснений.

Совсем не исключено, что спустя какое-то время завод в Минусинске может оказаться единственным из оставшихся со времён бывшего СССР глубоких переработчиков молока на краевом юге с широким ассортиментом продукции. Так сказать, последним из могикан. Поскольку и финансовую, и любую другую политику "предпоследнего", Шушенского МКК, тоже определяет "Агросибком". Саяногорцы, дело прошлое, и минусинцев пытались накрыть своей могучей дланью, однако те устояли. Но в Шушенском прежние районные власти, "заразившись", видимо, от краснотуранских коллег, оказались куда как лояльны - не только не препятствовали, но и способствовали, как утверждают, смене владельца.

Официальная версия сокращения штатов на МКК, могущего переработать в сутки до 300 тонн молока, - острая нехватка сырья. По этой причине, между прочим, не загружен и минусинский завод, хотя живёт, работает и персонала не сокращает. Разумеется, те 20-25 тонн, которые ежедневно привозят в Шушенское, это смех сквозь слёзы. Причём слёз гораздо больше, ведь с начала нового года здесь не выпустили ни килограмма собственного сыра.

Зато производят так называемую сухую сыворотку (прошу не путать с известным шушенским сухим молоком), получаемую из жидких отходов сыроварения. Тоже, говорят, выгодная штука. Тем паче для такого производства не надобно батальона специалистов, как в былые времена. Вполне достаточно сотни, может, немногим больше. Но коли нет сыра, откуда в таком случае сыворотка? Да из Саяногорска. Туда молоко, оттуда технологический отход.

Руководство "Агросибкома" убеждает обеспокоенный развитием ситуации на МКК муниципалитет Шушенского района, что такая схема позволит сохранить предприятие. Но это ещё вопрос, так как самому хакасскому комбинату вряд ли достаёт молока для полной загрузки своих расширяющихся мощностей.

С прошлогодней уборочной на юге опять не подфартило, с кормами, естественно, тоже, отсюда и массовое снижение дойного поголовья. Местами коровок вообще пускали под нож целыми стадами. А тут ещё известную активность проявляют на юге наши земляки, "Арта" с "Милко". При таком раскладе естественно будет сперва обеспечить исходным материалом головное предприятие - ради него, собственно, и затевался весь этот молочный бизнес. Ну а удачно прикупленной "дочке" - что останется плюс вторичное сырьё. Ужмутся, снизят издержки, сократятся - может, и выживут. Нет - значит не судьба. Точнее, незавидная судьба Краснотуранского маслосырзавода.

"В Овсянку за эксклюзивом".

("Красноярский рабочий", 24.01.06. С.Ратников)

На днях Овсянку, родину Виктора Петровича Астафьева, посетили столичные журналисты, представлявшие телеканал "Культура". Объектами съёмок стали библиотека и дом-музей писателя, храм Святителя Иннокентия Иркутского и, конечно, Енисей с раскинувшимися на левом его берегу Дивными горами. Правда, столичные гости не смогли точно сказать, когда именно частица снятых кадров выйдет в эфир. Однако, по словам журналиста Анны Немировской, такой чарующей красоты, которую в совокупности образуют горы, тайга, Енисей и умиротворённый деревенский уклад жизни, она с коллегами ещё никогда в своей жизни не видела. Поэтому и кадры, снятые в дивногорском посёлке, станут для телезрителей настоящим эксклюзивом.