Единственный в Читинской области региональный авиаперевозчик ОАО "Авиакомпания "Даурия", несмотря на миллионные дотации из регионального бюджета, находится на грани банкротства, а как следствие, под угрозой находится единственный авиационный рейс областного значения - Чита - Старая Чара, который связывает областной центр с самым северным - Каларским районом. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM 23 января в пресс-службе областного Комитета транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, речь о финансовом положении "Даурии" шла 20 января на совещании, посвященном итогам работы авиационной отрасли в 2005 году.

В 2005 году у "Даурии" произошло снижение всех количественных показателей, прежде всего, уменьшилось количество перевезенных пассажиров: сказалось снижение частоты рейсов на Старую Чару и отмена рейса на Краснокаменск. Сохранению северных пассажирских и грузовых авиаперевозок способствует оказание государственной поддержки из средств областного бюджета. В 2005 году "Даурии" перечислено 8 094 000 руб., то есть 100% от предусмотренной в бюджете суммы. Парк воздушных судов авиакомпании устарел, не найдены пути обновления воздушных судов через лизинг, требуется проведение ремонтов, продление летной годности.

В апреле 2006 года подлежит списанию самолет Ан-24, в ноябре 2007 году - второй Ан-24. В соответствии с требованиями Минтранса России все воздушные суда гражданской авиации, осуществляющие полеты в РФ, до 1 января 2006 года должны быть оснащены аварийными радиомаяками. Для решения данного вопроса выделены денежные средства с целью оснащения аварийными радиомаяками двух самолетов Ан-24, однако эксплуатация 2 вертолетов Ми-8 приостановлена из-за отсутствия этого оборудования. Для решения этого вопроса необходимы средства в объеме 590 тыс. рублей, но денег этих нет и не предвидится. Только долги по заработной плате у предприятия составляют порядка 535 тысяч рублей. Особых выходов из сложившейся ситуации собравшиеся на совещании не предложили, а первый заместитель председателя областного Комитета экономики Владимир Дарижапов заметил, что положение с авиакомпанией "Даурия", одним из собственников которой является администрация Читинской области, является причиной системного кризиса, наметившегося во всей региональной авиации России.

Авиационное сообщение с другими регионами России, со странами ближнего Зарубежья и отчасти с Китаем складывается не столь мрачно, как в случае с "Даурией". В 2005 году услугами авиационного транспорта в регионе воспользовались 58 400 человек, что превысило уровень прошлого года на 12,3%. Отправки груза и почты составили 347 тонн, что превысило уровень отправок 2004 года в 2,6 раза. Перевозкой пассажиров и грузов в Читинской области занимаются 6 авиакомпаний - ВИМ Авиа, Красноярские и Уральские авиалинии, Сибирь, Дальавиа и Ангара. Улететь из Читы можно в 16 городов России, а также в Баку, Ереван и Худжант. Во второй половине 2005 года китайская авиакомпания "Air China" выполнила 16 полетов по маршруту Чита-Хайлар-Пекин. В конце года маршрут отменен по причине малой наполняемости самолетов. Возобновление полетов планируется с 1 апреля 2006 года. При этом цена на Боинг до Хайлара составляла сумму в пределах 3 тыс. рублей, что дешевле, чем полет до Старой Чары на Ан-24 - 3,5 тыс. рублей.

Вообще же, ситуация с ценами на билеты в Чите у многих вызывает удивление. Долететь до Москвы эконом-классом стоит больше 10 тыс. рублей, в то время как в столице Республики Бурятия Улан-Удэ, который западнее Читы всего на 600 км, билеты стоят едва ли не в 2 раза дешевле. Разница в ценах является причиной того, что многие читинцы предпочитают улетать в столицу из соседнего города, добираясь до него на скоростном ежедневном электропоезде "Чита - Улан-Удэ".