Молдавия временно решила газовую проблему: Молдавия за неделю

Кишинёв, 23 января 2006, 12:15 — REGNUM  

Молдавия и "Газпром" приняли промежуточное решение по ценам на газ. Вынесен приговор по самому громкому делу в истории независимой Молдавии. Завершен установочный этап мониторинга молдавско-украинской границы. Тирасполь может отказаться от переговоров с Кишиневом. Приднестровцы еще полгода смогут бесплатно получать молдавские паспорта. В Молдавии создан независимый совет по мониторингу приднестровского урегулирования. Молдавская власть реформируется.

Молдавия и "Газпром" приняли промежуточное решение по ценам на газ

Молдавия и Россия разрешили газовый вопрос на ближайшие три месяца. Российский концерн "Газпром" в I квартале 2006 года будет поставлять природный газ Молдавии по цене в 110 долларов за тысячу кубометров. Как сообщили корреспонденту REPORTER.MD в правительстве Молдовы, соответствующая договоренность была достигнута вечером 16 января в Москве в ходе переговоров молдавской делегации, возглавляемой первым вице-премьером Зинаидой Гречаной, с главой российского газового холдинга Алексеем Миллером.

В результате "плодотворной и конструктивной встречи" сторонам удалось найти взаимоприемлемые решения по всем основным вопросам, в том числе по цене на газ в первом квартале 2006 года. По итогам переговоров 16 января вечером соответствующий договор на поставки газа подписали председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер и председатель правления АО "Молдова-газ" Геннадий Абашкин. Планируется, что дальнейшее согласование ценовой политики станет предметом более детальных переговоров между молдавской и российской стороной, которые продолжатся в самое ближайшее время, отмечает REPORTER.MD. В ходе встречи делегации молдавского правительства с руководством "Газпрома" были достигнуты также договоренности о деятельности совместного молдавско-российского предприятия "Молдова-газ", о возможном увеличении российского участия в газотранспортной системе Молдавии, а также о сохранении ее структурного единства.

Как сообщал REPORTER.MD, с 1996 года Молдавия приобретала российский газ по цене в 80 долларов за тысячу кубометров. "Газпром", владеющий контрольным пакетом акций "Молдова-газ", настаивал на установлении с 1 января этого года для Молдавии рыночной цены на газ на уровне 160 долларов. Молдавская сторона называла эту цену необоснованно высокой с учетом того, что "Газпром" посредством "Молдова-газ" контролирует весь внутренний рынок. Из-за разногласий по цене на газ между правительством Молдавии и "Газпромом", являющимися акционерами совместного предприятия АО "Молдова-газ", молдавская сторона не подписывала с российским газовым холдингом контракт на поставки "голубого топлива" в 2006 году. С 1 января 2006 года Молдавия получала газ из газового баланса Украины.

Президент Молдавии Владимир Воронин приветствовал достижение договоренностей по цене на газ между правительством республики и российским концерном "Газпром". Как сообщили корреспонденту REPORTER.MD в пресс-службе главы молдавского государства, Владимир Воронин заявил, что достигнутое соглашение является не только "торжеством прагматизма и подлинных рыночных инструментов, но и транспарентности". Президент Молдавии особо подчеркнул важность сохранения прямых контрактных отношений с "Газпромом". "Мы считаем разумным покупать газ только у тех, кто его производит", - отметил глава молдавского государства.

Министр иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова Андрей Стратан и министр иностранных дел России Сергей Лавров обсудили 17 января в телефонной беседе перспективы сотрудничества стран в газовой сфере. Об этом говорится в сообщении департамента информации и печати МИД Российской Федерации. "Стороны выразили взаимное удовлетворение в связи с достигнутыми договоренностями о поставках газа в Молдову и обменялись мнениями о перспективах развития российско-молдавского сотрудничества в газовой сфере", - отмечается в документе.

По прогнозам Национального агентства по регламентированию в энергетике Молдавии (НАРЭ), новая цена на природный газ не повлияет в значительной мере на поставки газа для конечных потребителей. Об этом Info Prim Neo сообщил директор НАРЭ Анатол Бурлаков. Он назвал преждевременным конкретные обсуждения этих тарифов, поскольку АО "Молдова-газ", пока не представило финансовый отчет за предыдущий год и материалы, необходимые для пересмотра действующих тарифов. Бурлаков уточнил, что процесс синхронизации тарифов начнется сразу же после представления этих материалов. Их проверка и анализ специалистами НАРЭ продолжается обычно в течение месяца. В процессе синхронизации тарифов Агентство будет принимать во внимание лишь минимальное потребление и расходы, строго необходимые для приобретения, транспортировки, распределения и поставки газа потребителям.

Согласно действующему законодательству, тарифы на природный газ утверждаются НАРЭ. По запросу предприятий или по собственной инициативе агентство осуществляет синхронизацию тарифов, исходя из изменения закупочной цены на природный газ, объемов газа, транспортируемого и распределяемого потребителям, изменений обменного курса национальной валюты, инвестиций в этот сектор и других факторов, напрямую влияющих на уровень тарифов, пишет Info Prim Neo.

"Газпром" добивается от Молдавии увеличения его доли в АО "Молдова-газ" с 50 до 75%, сообщила 18 января газета "КоммерсантЪ". Однако правительство Молдавии согласилось уступить из своей доли (34%) только 7%. "Газпром" установил цену на газ для республики на уровне $110 за тысячу кубометров, но уже в апреле она будет повышена до $160, если стороны не решат вопрос собственности.

В Москве подписан контракт на транзит и поставку газа в 2006 г. "Газпром" поставит Молдавии 1,6 млрд. кубометров газа по $110 за тысячу куб. Взамен "Молдова-газ" гарантирует беспрепятственный транзит 21,5 млрд. кубов газа на Балканы. Подписанный документ, продолжает "КоммерсантЪ" позволяет "Газпрому" сохранить поставки газа в Румынию, Болгарию и Грецию и продолжить переговоры об увеличении его доли в капитале "Молдова-газ". Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер попросил молдавское правительство подумать о продаже либо передаче 25% его акций в "Молдова-газе" в счет долга Молдавии, который составляет $780 млн. без учета пеней и штрафов. Один из участников встречи сказал, что первый вице-премьер-министр Молдавии Зинаида Гречаная в ответ Миллеру напомнила, что большая часть долга лежит на Приднестровье ($560 млн.). Она порекомендовала "Газпрому" договариваться с Тирасполем о получении его доли в собственность. "Правительство согласно, чтобы "Газпром" имел большее участие в "Молдова-газе".

"Конечно же, нам будет интересно по крайней мере иметь блокирующий пакет - допустим, 26%", - сказал 17 января на радио "Эхо Москвы" советник президента Молдавии по экономическим вопросам Олег Рейдман, участвовавший в переговорах с "Газпромом".

Как полагает "КоммерсантЪ", "конфликт интересов акционеров "Молдова-газа" не исчерпан, а лишь перенесен до 1 апреля. Если до этой даты правительство не уступит блокирующий пакет, то цена на газ для Молдовы вырастет". По словам пресс-секретаря Алексея Миллера Сергея Куприянова, если стороны не договорятся, то цена на газ будет установлена на уровне $160. Причем эта цена будет взиматься и за газ, который уже был поставлен Молдавии с 1 января 2006 г.

"Успех" - именно так называют молдавские переговорщики достигнутое соглашение. Достигнуть его удалось лишь с третьего захода. Два визита молдавской делегации в Москву закончились ничем, пишет "Время" и отмечает, что правильнее называть не цифру "три", а несколько недель беспрерывных переговоров и согласований позиций и интересов. За это время молдавская позиция пережила глубокую трансформацию.

Угроза повышения цены на газ не разразилась громом среди ясного неба. Об этой "мере пресечения" "излишней европеизации" Молдавии весомые политические круги в России заговорили еще во время президентских выборов. Позже эта идея продолжала эволюционировать, в том числе и в Государственной Думе Российской Федерации, напоминает "Время". Молдавское руководство поставило "газовую угрозу" в один ряд с другими "экономическими санкциями" - запрет на ввоз молдавской растениеводческой продукции на территорию России (который, к слову, до сих пор не отменен, несмотря на то, что Молдова выдержала фитосанитарные проверки), проблемы, с которыми постоянно сталкивается молдавский производитель вин и коньяков на российской таможне, и ограничение на ввоз в Россию молдавского мяса, пишет газета. Угрозы оказались не беспочвенными, и в конце года "Газпром" заявил: цена газа для Молдавии вырастет в два раза. Подорожание газа для страны с очень невысоким уровнем дохода на душу населения, которая единственная в СНГ исправно и в деньгах осуществляла выплаты за потребленный газ и которая в соответствии с обещаниями чиновников "Газпрома" рассчитывала на снижение цены, не могло быть расценено иначе как дело, имеющее серьезную политическую подоплеку, считает "Время". Что до конца прошлого года и озвучивалось высшим руководством страны.

На пресс-конференции по итогам года президент Молдавии наметил полный пересмотр отношения к новой политике "Газпрома". Владимир Воронин кардинально изменил деструктивную среду, в которой велись переговоры. Теперь молдавская сторона отставила в сторону бесконечные разговоры о политическом давлении на суверенное государство, пишет "Время". Владимир Воронин обратил внимание на тот факт, что предприятие "Молдова-газ", которое осуществляет продажу газа на территории Молдавии, является точкой пересечения бизнес-интересов молдавской и российской стороны, поскольку его совладельцами выступает молдавское правительство и российский газовый гигант. Соответственно, нерыночная стоимость контракта ударит по общим молдавско-российским интересам. Такая постановка вопроса в корне поменяла атмосферу московских переговоров. Вне зависимости от мотивов повышения цены на газ, в последний раз за столом сидели деловые партнеры, которые пытаются максимально приблизиться к гармоничной цене, выстроенной с учетом спроса - чтобы продавать максимальное количество товара максимальному количеству клиентов. Таким образом, цена на газ теперь не вопрос насильственной геополитики, а отношения бизнеса.

Вместе с идеей партнерства Владимир Воронин применил к переговорам еще одно требование - транспарентность. Известно, что раньше помимо "Газпрома" в Молдавию поставляло газ еще одно предприятие - "Итера", которое обычно называлось дочерним предприятием того же газового гиганта. Между тем, отмечает "Время" некоторые эксперты предложили задуматься о сути этой фирмы. Оказалось, что "Итеру" лучше охарактеризовать не как дочернее предприятие, а как фирму-посредника со штаб-квартирой во Флориде, являющуюся ничем иным, как инструментом получения неконтролируемых сверхприбылей. В работе таких фирм-посредников замешаны и крупные криминальные структуры, и отмывание денег, и паразитирование на цене за газ. Поэтому предложение воспользоваться услугами нового такого посредника, который вытеснил "Итеру", - "Росукрэнерго", которого также критикуют международные эксперты, никак не могло устроить молдавскую сторону. Безусловно, Молдавия благодарна Украине за двухнедельные газовые поставки в условиях нулевого транзита российского газа. Но руководство страны подчеркнуло: никто не должен паразитировать на гражданах Молдавии. Помимо этого, подписание соглашения с "Росукрэнерго" обернулось бы для власти шквалом критики - мол, подпись РМ под контрактом подмазана солидным "откатом". Так что прямой директивой для переговорщиков было требование - заключить контракт напрямую, без посредников.

Такая четкая молдавская позиция привела к заключению взаимоприемлемого контракта, продолжает газета. Советник президента РМ по экономическим вопросам дал интервью радио "Эхо Москвы", из которого видно, как сильно изменилось видение газовой проблемы. "Главным аспектом переговоров правительства с "Газпромом" была не цена, а дальнейшее сотрудничество с компанией", - считает Олег Рейдман. По его словам, Молдавия совершенно не пострадает, если в компании решения будут приниматься "правильно", то есть экономически целесообразно для всех сторон. "Речь не идет об обмене: нам - приемлемая цена, им - газовая труба, речь идет об участии "Газпрома" в продаже энергоносителя на Запад, и его желание контролировать этот процесс совершенно ясно", - отметил советник президента.

Понятно, что подписание контракта на три месяца не может означать окончательного урегулирования спора. По мнению молдавских аналитиков, молдавские власти взяли трехмесячный тайм-аут для того, чтобы понаблюдать, смогут ли люди платить за газ по новым тарифам, пишет "Время". "Следует ожидать повышения цены на газ", - заявил директор Института общественной политики Аркадий Барбарошие. "То, насколько она поднимется, зависит от политики правительства. Если НДС на газ будет установлен в пределах 20%, то к этим 110 долларам надо добавить еще 22. С учетом расходов на транспортировку цена на газ может достичь 150 долларов за тысячу кубометров. Для конечного потребителя увеличение цены на 40% может быть ощутимым", - утверждает аналитик. Тем не менее, Олег Рейдман утверждает, что принципиально вопрос решен. Через три месяца контракта подписывать будет не высокая делегация, а, например, главные инженеры. Потому что экономических расхождений у "Газпрома" и "Молдова-газ" быть не может.

Парламентская фракция альянса "Наша Молдова" (АНМ) считает, что руководство страны "пожертвовало" молдавскими транзитными и распределительными газовыми сетями. Она также обвинила власти в спекуляциях газовым кризисом, воспользовавшись которым, они "сдали стратегические позиции страны взамен на свой политический комфорт на зимний период, согласившись на 110 долларов за тысячу кубометров природного газа", сообщает REPORTER.MD. 17 января парламентская фракция АНМ провела заседание, на котором рассмотрела ситуацию в области энергетики. Как отмечается в сообщении пресс-службы фракции, председатель АНМ Серафим Урекян заявил, что из-за безответственности нынешнего руководства страны Молдавия встретила 2006 год без договорных гарантий по импорту природного газа и без стратегии энергетической безопасности. "Режим Воронина практически сработал в пользу долгосрочных интересов газового монополиста из России и продолжил фактическое признание суверенитета Приднестровья, передав его долю акций в АО "Молдова-газ", которая, де юре, принадлежит Республике Молдова". По его словам, таким образом страна потеряла возможность эксплуатировать в собственных интересах транзит газа на Балканы через свою территорию.

AНМ также обращает внимание на то, что национальные газовые сети по транспортировке газа были переданы под контроль "Газпрома" без внесения парламентом изменений в программу приватизации и без аннулирования соответствующего постановления правительства, информирует REPORTER.MD.

Республика Молдова не подписала с "Газпромом" никаких соглашений об увеличении доли российского концерна в предприятии "Молдова-газ", заявил 18 января для БАСА-пресс министр экономики и торговли Валериу Лазэр. "Подписанный в Москве документ касается поставок и транзита природного газа, но никак не передачи или продажи каких-либо пакетов акций", - уточнил министр. По его словам, на переговорах обсуждался "в принципе" вопрос о возможном увеличении доли "Газпрома" в АО "Молдова-газ". "Повторяю, вопрос рассматривался в принципе, никакие конкретные цифры не обсуждались, тем более не шла речь о подписании какого-либо документа в этом плане", - подчеркнул Валериу Лазэр. По его словам, Кишинев не имеет ничего против передачи "Газпрому" пакета акций (около 14%) Приднестровья в "Молдова-газ".

Приближающиеся холода не были фактором давления на переговорах с "Газпром", заявил 17 января на радио "Эхо Москвы" советник президента Молдавии по экономическим вопросам Олег Рейдман. Он назвал похолодание испытанием для молдавской энергосистемы и выразил удовлетворение фактом, что накануне удалось подписать временное соглашение на поставку газа в Молдавию до 1 апреля по цене $110 за тысячу кубометров. Рейдман сказал, что лейтмотивом переговоров была обоснованная и правильная цена на газ, а главное, согласованные действия акционеров - молдавского правительства и "Газпрома" - в совместном предприятии "Молдова-газ", где российскому концерну принадлежит 50% плюс одна акция. Советник главы молдавского государства отметил, что ни один из акционеров "Молдова-газ" не возражает, чтобы доля "Газпром" в этой компании увеличилась. По его словам, молдавское правительство могло бы согласиться, скажем, на 26% - блокирующий пакет, хотя сейчас у него 34%. Касаясь переговоров, советник президента подчеркнул, что они проходили в конструктивном русле и в них не было политической составляющей. "Предмет переговоров - сотрудничество молдавского правительства с "Газпромом" в совместной компании "Молдова-газ"", - отметил Рейдман. На просьбу уточнить, что значит "правильная цена на газ для молдавских потребителей", советник уточнил - "равносильная по спросу и предложению". Рейдман считает, что за оставшееся время техническим службам двух стран удастся выйти на новое долгосрочное соглашение о поставках газа в Молдавию. Касаясь цены на газ в первом квартале 2006 г., советник отметил, что $110 за тысячу кубов являются "балансовой и близкой к истине цене". По его словам, на Украине стоимость газа, с учетом импорта и добычи, составляет $78, а в Румынии - $125,5. "Молдова расположена между этими крупными рынками потребления газа. Мы находимся посередине этих рынков, вот и цена должна быть ближе к средней", - сказал Рейдман. По его словам, у Молдавии, как и у других стран, есть возможность брать газ из другого источника, но нет возможности доставить газ в республику. "Транспорт газа достался "Газпрому" от всего бывшего советского народа", - сказал Рейдман, отметивший целесообразность начала в скорой перспективе переговоров по поводу прокачки газа по трубам "Газпрома" из других источников.

Цена на газ для Молдавии - еще одно свидетельство некомпетентности "Нафтогаз Украины". Как передает "ИНФОТАГ" со ссылкой на украинские СМИ, такое мнение высказал вице-президент консорциума "Индустриальная группа" Александр Пилипенко. По его словам, договоренности между "Газпром" и Молдавией свидетельствуют, что ни о каких "рыночных принципах" при формировании данной цены говорить нельзя. "Если на границе Украины и Молдовы газ стоит $96 после того, как его транспортировали по территории Украины, то как может этот же российский газ стоить на границе Украины и России $230? Совершенно очевидно, что "микст-цена" на среднеазиатский газ, установленная "Газпромом" и "Росукрэнерго" в $95, является следствием политических решений, ничего общего с рынком не имеющим", - сказал Пилипенко. Он считает, что "Нафтогаз Украины" бездарно сдал геополитические транзитные позиции Украины, и сегодня Россия безраздельно пытается устанавливать любые цены в Центральной и Восточной Европе. Пилипенко не исключает, что следующим шагом России станет поглощение газотранспортной системы Украины. "Сегодня комментарии большей части политиков Украины сосредоточены вокруг ситуации аннексии Ялтинского маяка, а глобальная проблема утраты Украиной энергетической безопасности - уже на обочине внимания. Это тоже составная часть PR-плана России по отвлечению внимания общественности", - подчеркнул Пилипенко.

Как напоминает "ИНФОТАГ", ранее высказывались предположения, что "Нафтогаз Украины" создаст совместное предприятие с "Росукрэнерго" для поставки газа в третьи страны, в том числе и в Молдавию.

Европейский союз призвал Россию и Молдавию найти долгосрочное решение вопроса о поставках российского природного газа. По сообщению зарубежных СМИ, председатель совета министров ЕС по вопросам энергетики, министр экономики Австрии Мартин Бартенштайн заявил 18 января в Страсбурге, что обе стороны должны вернуться за стол переговоров и попытаться "достичь долгосрочного соглашения".

Как сообщал REPORTER.MD, договоренность о поставках природного газа из России по более высоким ценам сроком на три месяца не устроила Евросоюз, который опасается дестабилизации обстановки в регионе в результате очередного спора по газовой проблеме. В свою очередь, как заявил Андрис Пиебалгс, ведающий в Еврокомиссии вопросами энергетики, ЕС считает, что данный вопрос относится к сфере двусторонних отношений и потому намерен сохранять нейтралитет, однако готов внести вклад в нахождение взаимоприемлемого решения.

Ранее представитель ЕС отклонил предложение Молдавии выступить в роли посредника на переговорах с "Газпромом". 19 января в Молдавию прибыла группа экспертов ЕС для ознакомления с ситуацией непосредственно на месте. Основной вопрос, который вызывает наибольший интерес, - надежность поставок российского газа. (REPORTER.MD)

"Moldova Azi" взялась прокомментировать ситуацию. На первый взгляд, это успех. Президент расценил подписание контракта как "триумф не только прагматизма и истинных рыночных инструментов, но и транспарентности". Того же мнения придерживаются и некоторые экономические наблюдатели, отметившие профессионализм команды переговорщиков. И это в условиях, когда позиция Москвы казалась незыблемой, а Молдавия не могла слишком противиться, не имея таких козырей, как, например, Украина.

Что же такого произошло, что заставило "Газпром" согласиться с увеличением цены лишь на 30 долларов? Возможно, положительную роль сыграла позиция Украины, которая обеспечивала Молдавию природным газом, несмотря на то, что "Газпром" с 1 января прекратил поставки. Если бы Молдавия осталась без газа посреди зимы, ее экономика могла рухнуть. Так что Украину по праву можно назвать спасителем Молдавии, пишет "Moldova Azi".

Тот факт, что Молдавия не спешила подписывать новое соглашение о поставках газа, заставил некоторые страны пересмотреть свою позицию в отношениях с "Газпромом". Болгария, к примеру, категорически отвергла претензии россиян об увеличении цены на газ. Армения - страна, которую Москва считает своим союзником, добилась от "Газпрома" трехмесячной отсрочки введения новой цены в $110 за тысячу кубометров газа и т.д.

Во временную цену необходимо включить и ряд уступок со стороны правительства РМ, продолжает "Moldova Azi". Некоторые из них уже известны. Первая уступка, оцениваемая некоторыми как несущественная - это передача "Газпрому" дополнительных 13,44% акций "Moлдова-газ", принадлежавших тираспольской администрации. В результате доля "Газпрома" в "Молдова-газ" достигла 63,44%, соответственно выросла и доля участия российской стороны в газотранспортной системе Молдавии. В странах Прибалтики эта доля достигает 35-45%. Однако считается более предпочтительным, чтобы "Газпром" напрямую управлял газораспределительной системой Приднестровья, без участия тираспольского руководства.

Другой уступкой, со значительными последствиями для экономики, является согласие Молдавии возобновить закупки электроэнергии у Молдавской ГРЭС, причем новым владельцам этой электростанции - "Интер РАО ЕЭС" - будет позволено экспортировать электроэнергию по высоковольтной линии 400 кВт. Вообще-то, в конце прошлого года было объявлено, что "Газпром" также стал акционером Молдавской электростанции, посредством некой фирмы. Так что возобновление закупок и экспорт электроэнергии МГРЭС также соответствует интересам компании "Газпром" или, скорее, некоторых ее руководителей.

Третьей уступкой, неподтвержденной, является сокращение Молдавией стоимости транзита российского газа по ее территории, составляющей на данный момент $2,5 за тысячу кубометров газа на 100 км, пишет "Moldova Azi". Меньшая цена за транзит означает сокращение доходов от этой услуги. В 2004 г. доход Молдавии от транзита российского природного газа составил 40 млн. долларов, а за 9 месяцев 2005 г. - около 32 млн. долларов. Эти доходы покрывали почти 35% стоимости импортируемого природного газа, и сокращение платы за транзит тут же отразится на его конечной цене.

О других экономических уступках мы узнаем позже, продолжает газета. Тем более что переговоры в Москве продолжаются. По словам министра экономики и торговли РМ Валерия Лазэр, у Молдавии есть и другие аргументы в свою пользу, которые могут быть использованы на переговорах с "Газпромом". Речь идет, в частности, об НДС на экспортируемый природный газ, выплата которого производится в России, а не в Молдавии, как требует практика международной торговли.

Действительно важным является то, что подписание соглашения говорит об отсутствии у Молдавии альтернативных источников обеспечения природным газом, считает "Moldova Azi". Альтернативы, о которых говорят власти, виртуальны, без шансов на осуществление. По крайней мере, в течение ближайших 5-6 лет. Так, предложение Туркменистана о поставке своего газа в Молдавию на практике, скорее, неосуществимо. Более того - после установления Россией рыночных цен на газ, поставляемый бывшим советским странам, Туркменистан объявил о своем намерении также повысить цену на свой газ, начиная со второй половины 2006 г. Вне всякого сомнения, эти намерения Туркменбаши будут претворены в жизнь, уверена газета. То же самое относится к Узбекистану и Казахстану. Что касается проекта "Набукко", предусматривающего прокладывание газопровода из Ирана до Австрии, то его реализация находится пока на начальной стадии.

Ясно, что удорожание импортируемого газа до $110 повлечет за собой повышение внутренних тарифов, но без апокалипсических последствий для потребителей. Краха экономики не будет, а негативные эффекты будут менее масштабными, чем это прогнозируется, считает "Moldova Azi". Ведь на данный момент природный газ составляет лишь 5% общего объема импорта страны и около 20% объема импорта энергоресурсов. Доля солярки, например, выше - около 30% от общего объема импортируемых энергоресурсов. В 2005 г. стоимость солярки выросла на 50%, а негативные последствия этого повышения оказались не такими серьезными, как предрекали некоторые эксперты, заключает комментарий "Moldova Azi".

Вынесен приговор по самому громкому делу в истории независимой Молдавии

Суд Центрального района Кишинева приговорил экс-министра обороны РМ, бывшего главу Министерства национальной безопасности, советника по внешнеэкономическим вопроса главы РАО "ЕЭС России" Валерия Пасата к 10 годам лишения свободы с лишением права занимать административные должности в течение 5 лет. Решение суда зачитала 17 января судья Лилия Василевич, которая вела дело Пасата, пишет InfoMarket.

Накануне Нового года представитель обвинения - прокурор Руслан Тома потребовал приговорить Валерия Пасата к 11 годам лишения свободы. На таком наказании обвинение настаивало, утверждая, что Валерий Пасат нанес крупный ущерб бюджету страны в результате заключения сделок по продаже США 21 самолета МиГ-29, а также реактивных систем залпового огня "Ураган" и ракет к ним одной из словацких фирм. Нанесенный в результате сделок ущерб оценивается в 55 млн. долларов США. Защита настаивала на вынесении оправдательного приговора Валерию Пасату в связи с отсутствием не только состава, но и события преступления, информирует InfoMarket.

Валерий Пасат был арестован в аэропорту г. Кишинева 11 марта 2005 г. Слушания по делу Пасата проходили в закрытом режиме с 27 июня 2005 г.

"Приговор, вынесенный по делу Валерия Пасата, - незаконный и необоснованный, подтверждающий выполнение политического заказа руководства Молдовы", - заявил журналистам адвокат Георгий Амихалакиоае. По его заявлению, "вынесение вердикта зависело от одного человека в высшем руководстве страны". Георгий Амихалакиоае воздержался от более подробных комментариев по поводу вердикта по делу Валерия Пасата до получения мотивировочной части приговора, сообщает InfoMarket. По словам адвоката, защита, безусловно, в 15-дневный срок обжалует приговор в Апелляционной палате страны, а затем, если понадобится, и в Европейском суде по правам человека. Георгий Амихалакиоае отметил, что "только оттуда можно ожидать справедливого решения по данному делу".

"Приговор, вынесенный в отношении Валерия Пасата, потрясает своей жестокостью и не может быть оценен иначе, как проявление несправедливости", - заявил журналистам член правления РАО "ЕЭС России" Павел Смирнов. "Мы убеждены, что наш сотрудник не совершал вменяемых ему в вину преступлений, и рассчитывали на оправдательный вердикт", - отметил он. "По нашему мнению, Валерий Пасат находился под стражей в течение 10 месяцев при отсутствии события и состава преступления, - подчеркнул Павел Смирнов. - Мы рассчитывали на то, что показания свидетелей, выступавших по делу Валерия Пасата, могли позволить суду оправдать нашего сотрудника". Павел Смирнов отметил, что Валерий Пасат внес большой вклад в становление молдавской государственности, а в бытность его послом Молдавии в России способствовал укреплению молдавско-российских связей, за что был награжден российским орденом "Дружбы народов", пишет InfoMarket.

По сообщению "ИНФОТАГ", Георгий Амихалакиоае, адвокат экс-министра обороны Молдавии, вряд ли сможет опротестовать приговор в Европейском суде по правам человека ранее, чем в 2007 г. Согласно процедуре, предварительно следует опротестовать решение Кишиневского суда в вышестоящих республиканских судебных органах. "В течение 15 суток после оглашения приговора можно подать жалобу в Апелляционную палату Молдовы, я собираюсь это сделать на следующей неделе. Сколько времени уйдет на рассмотрение вопроса - неизвестно. Если решение Апелляционной палаты будет не в нашу пользу - придется обратиться в Высшую судебную палату. После ее решения приговор войдет в силу. Тогда в течение шести месяцев можно обжаловать приговор в Европейском суде", - сказал адвокат.

По его словам, Пасат морально подавлен после приговора суда, но сдаваться не собирается. "Мы считаем, что необходимо прибегнуть к помощи международных правозащитных организаций", - цитирует Амихалакиоае "ИНФОТАГ".

Председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс пригрозил руководству Молдавии "крупными проблемами", сообщает REPORTER.MD. Такая реакция последовала после вынесения приговора о лишении свободы сроком на 10 лет его советнику, бывшему министру обороны РМ Валерию Пасату. Как писали 19 января российские СМИ, цитируя Чубайса, он расценил постановление молдавского суда, вынесенное 17 января, как "политическую расправу над оппонентами", заявив, что "в дальнейшем Владимир Воронин столкнется с крупными проблемами".

По словам члена Административного совета РАО "ЕЭС России" Андрея Трапезникова, организация, которую он представляет и сотрудником которой остается Валерий Пасат, "воспользуется всеми доступными рычагами влияния России в международных организациях и на политической арене для того, чтобы добиться оправдания Пасата", сообщает REPORTER.MD.

18 января заявление Анатолия Чубайса прокомментировал советник президента Молдавии Марк Ткачук. Он расценил заявление Чубайса как прецедент использования в международных отношениях бандитской лексики, недопустимой для чиновника такого ранга. "Вчерашнее заявление Анатолия Чубайса - это новое слово в международных отношениях, и это слово было сказано языком бандитских разборок из смутных времен начала 90-х годов. Мы считаем, что подобная лексика не уместна для государственного чиновника такого ранга и такой репутации. Мы надеемся, что Анатолий Борисович понимает, что он не просто либерал с большой дороги, а официальное лицо, представляющее Российскую Федерацию, а потому ему следует разговаривать не так, как ему удобно, а так, как это принято в приличном обществе.

Нам бы хотелось, конечно же, поподробнее узнать, какого рода проблемы угрожают президенту Республики Молдова. И мы надеемся, что МИД и спецслужбы России нас подробно проинформируют на этот счет.

Что же касается иных комментариев Чубайса по поводу приговора Валерию Пасату, то РАО "ЕЭС", безусловно, вправе и дальше предпринимать активные усилия по освобождению этого гражданина Молдовы, равно как и граждан иных государств, включая Россию, нуждающихся в поддержке столь могущественной структуры.

Со своей стороны я хотел бы напомнить Анатолию Борисовичу, что приговор вынесен молдавским судом гражданину Молдовы и за деяния, которые Валерий Пасат совершил задолго до того, как тот был принят в штат РАО "ЕЭС". Как бывшему руководителю Госимущества России, Чубайсу должно быть известно, что имущественные преступления не имеют срока давности и рано или поздно по ним приходится отвечать по всей строгости закона", говорится в комментарии советника президента РМ, который распространила пресс-служба главы Молдавии.

20 января, по сообщению пресс-службы Министерства иностранных дел и европейской интеграции РМ (МИДЕИ), МИДЕИ передало МИД РФ через российское посольство в Кишиневе ноту, в которой выразило решительный протест в связи с "недопустимыми проявлениями и угрозами" в адрес президента Молдавии Владимира Воронина, допущенными главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы". МИДЕИ потребовало объяснений от властей России в связи с этим случаем, в соответствии с нормами международной практики.

Осуждение бывшего министра обороны и бывшего директора Службы информации и безопасности Валерия Пасата на десять лет лишения свободы является политическим заказом, утверждает лидер альянса "Наша Молдова" Серафим Урекян. При этом он категорически отвергает любую связь с Пасатом, сообщает БАСА-пресс. На просьбу прокомментировать, в контексте своего заявления, возможную связь между участием Пасата в "Конгрессе гастарбайтеров" в России, на котором присутствовал и один из сопредседателей созданного Урекяном накануне выборов в парламент в начале прошлого года блока "Демократическая Молдова", и дальнейшим арестом Пасата, лидер АНМ сказал, что его формирование не имеет и никогда не имело каких-либо связей с бывшим министром. Урекян заявил также о своей полной непричастности к организации "Конгресса гастарбайтеров" в Москве и сказал, что участие Пасата было частным решением. Во время работы конгресса Пасат сидел в президиуме рядом с сопредседателем блока "Демократическая Молдова" Дмитрием Брагишем, информирует БАСА-пресс.

Первый заместитель председателя альянса Вячеслав Унтилэ заявил, что АНМ отвергает любую связь между блоком и конгрессом. Хотя впоследствии АНМ заявил, что в "Конгрессе гастарбайтеров" участвовал только в качестве приглашенного, сразу после этого события Дмитрий Брагиш заявил журналистам, что участниками мероприятия были сторонники блока, которые приняли декларацию в поддержку "Демократической Молдовы" на выборах, напоминает БАСА-пресс.

Завершен установочный этап мониторинга молдавско-украинской границы

Эксперты Европейского союза по мониторингу молдавско-украинской границы поражены условиями проживания, заявил украинским журналистам специальный представитель ЕС в Молдавии Адриан Якобовиц де Сегед. Европейские специалисты расселяются по приграничным селам Одесской области (Украина), инфраструктура которых "не совсем такая, как они себе представляли", отметил полпред ЕС для украинских СМИ. Вместе с тем, он выразил благодарность мэру Одессы "за содействие в мониторинге границы". Де Сегед уточнил, что в настоящее время только определяются конкретные направления помощи европейцев украинским таможенникам и пограничникам. "Миссия должна решить три задачи. Это обучение украинских пограничников и таможенников, поставка современного оборудования и мониторинг границ", - подчеркнул представитель Евросоюза.

Миссия Европейского союза по мониторингу молдавско-украинской границы, в том числе на приднестровском участке, введена 1 декабря 2005 года по совместной инициативе президентов Молдавии и Украины. В рамках представительства около 120 европейских экспертов призваны проводить проверки на границе и обучать молдавских и украинских таможенников методам предупреждения контрабанды и торговли людьми, наркотиками и оружием, напоминает БАСА-пресс. Миссия рассчитана на два года и, возможно, будет впоследствии продлена. На мониторинг границы запланировано израсходовать около 8 млн. евро. Центральное представительство миссии находится в Одессе.

План действий на 2006 год по укреплению безопасности молдавско-украинской границы будет подписан профильными службами Республики Молдова и Украины в феврале текущего года. Заместитель министра иностранных дел и европейской интеграции Еуджения Киструга заявила 19 января на пресс-конференции по итогам первого этапа деятельности миссии Европейского союза по оказанию помощи в мониторинге молдавско-украинской границы, что участие ЕС будет способствовать установлению эффективного таможенного контроля на границе. "Надеемся, что благодаря этому контролю восстановится целостность таможенного пространства Республики Молдова и будут пресечены таможенные нарушения на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Нужно сократить возможности для преступной деятельности, а также торговли людьми, оружием, наркотиками, контрабанды и других таможенных правонарушений. В то же время это позволит нам приблизиться к разрешению приднестровского конфликта и территориальной реинтеграции нашей страны", - цитирует Кистругу МОЛДПРЕС.

Глава миссии Евросоюза по оказанию помощи в мониторинге молдавско-украинской границы Ференц Банфи заявил, что за этот период он стал свидетелем взаимного стремления к сотрудничеству обеих сторон - Молдавии и Украины. "Таможенные и пограничные службы двух государств, стремящихся приблизиться к европейским стандартам, хотят более тесно взаимодействовать. Мы можем заверить вас в максимально прочном и успешном сотрудничестве по передаче европейского опыта в этой области", - сказал Банфи, передает МОЛДПРЕС. Он назвал ключевым словом миссии ЕС "сотрудничество". "А ответственность приходится на долю этих двух стран. Миссия не имеет исполнительной власти, а все, что могут дать ее представители, - это советы, сторонам же следует применить их на практике", - заявил Банфи.

По его мнению, "Молдове понадобится 8-10 лет интенсивных действий для выхода на европейские стандарты в области таможенного администрирования. Нужна оценка технических возможностей, тренинг персонала, законодательные реформы, установление оперативного обмена информацией с таможенными и пограничными ведомствами сопредельных государств", пишет "Время".

По словам заместителя начальника Пограничной службы Украины Александра Мельникова, все, что делается сейчас на границе, способствует укреплению отношений между двумя странами. "Граница Украины протянулась на 7 тысяч километров, а приоритет отдается именно тем 452 километрам, что граничат с Молдовой, поскольку на приднестровском участке зарегистрировано более всего нарушений. Нужно установить, кто из экономических агентов приднестровского региона страны и почему не хочет работать в соответствии с законодательством Республики Молдова", - сказал Мельников, сообщает МОЛДПРЕС.

Руководитель управления Таможенной службы РМ Симион Хадыркэ заявил, что в рамках второго координационного совещания миссии ЕС обсуждались различные административные и технические вопросы, а также проблемы безопасности границы. "В настоящее время таможенный контроль осуществляется на четырех таможенных пунктах, но планируется включить в этот проект еще два таможенных пункта. Была представлена информация о предпринятых молдавским правительством шагах по созданию экономическим агентам приднестровского региона нормальных условий деятельности за счет предоставления ряда льгот при регистрации", - сказал Хадыркэ.

18 января об итогах реализации проекта "Реформирование системы пограничного менеджмента" говорили представители ряда правительственных учреждений и неправительственных организаций РМ. В течение прошедшего года в рамках проекта проводились социологические и аналитические исследования по администрированию государственной границы, на базе которых были выработаны рекомендации и конкретные предложения по реформированию Пограничной службы в свете Плана действий ЕС-РМ. Нужно отметить, что местные эксперты разработали рекомендации с учетом международного опыта в этой области, передает МОЛДПРЕС. В соответствии с Планом действий ЕС-РМ участники охраны государственной границы будут руководствоваться тремя приоритетными задачами: развитие эффективной системы менеджмента государственной границы, в том числе путем демилитаризации Пограничной службы; модернизация оборудования и развитие инфраструктуры для эффективного управления государственной границей; инициирование разработки стратегии подготовки в области пограничного менеджмента.

Проект "Реформирование системы пограничного менеджмента", стоимость которого составляет 2,5 млн. долларов США, финансировал Европейский союз, а софинансировала Программа развития ООН в Молдавии, сообщает МОЛДПРЕС.

Тирасполь может отказаться от переговоров с Кишиневом

Приднестровье откажется от переговоров с Молдавией, если введение Кишиневом нового режима транзита товаров затронет интересы региона, заявил российским СМИ председатель Верховного Совета (ВС) ПМР Евгений Шевчук.

С 25 января Кишинев вводит новый режим транзита товаров через молдавско-украинскую границу, по которому экспорт и импорт в/из Приднестровья будет осуществляться только на основании таможенных актов Молдавии. Официальный Киев пообещал пропускать приднестровские товары через границу только на основании таможенного оформления РМ. Шевчук считает неприемлемым положение, "если изменение режима экспорта и импорта, о котором объявило правительство Молдовы, затронет интересы Приднестровья и окажет негативное влияние" на него. Он расценил это как "попытку оказать на Приднестровье силовое давление экономическими рычагами для достижения политических планов Кишинева", передает "ИНФОТАГ".

"Если ситуация будет развиваться по негативному варианту, то, естественно, ни о каких переговорах не может быть и речи. Невозможно доверять партнеру по переговорам, который исходит из того, что у него есть больше возможностей в международном плане оказывать на нас такое грубое давление", - сказал приднестровский спикер. По его мнению, "цивилизованные страны подобным образом не поступают, так как силовыми методами нельзя создать благоприятную почву для ведения переговоров", пишет "ИНФОТАГ".

Шевчук пригрозил предпринять "ответные меры в случае установления режима блокады для приднестровских экономических агентов со стороны властей Молдовы". Он выразил сожаление, что новый порядок таможенного оформления грузов вводится в то время, когда Приднестровье согласилось и поддержало международный мониторинг с участием европейских представителей на границе с Украиной. "Намерения Молдовы непродуманны, поскольку они не адекватны и несоразмерны складывающейся политической ситуации", - подчеркнул председатель ВС Приднестровья, информирует "ИНФОТАГ".

Соглашение о введении с 25 января 2006 г. новых правил таможенного оформления товаров Молдавия и Украина подписали 30 декабря 2005 г. Речь идет об унификации процедур таможенного оформления товаров, поясняет агентство. Новые правила касаются товаров, произведенных в Приднестровье, и транспортируемых через украинскую территорию транзитом в Белоруссию и Россию. Однако, по словам главы украинского правительства Юрия Еханурова, "речь ни в коем случае речь не идет о каких-то дополнительных трудностях для Приднестровья и тем более какой-либо блокаде". "Никаких проблем, дополнительных платежей там не будет, а будет только плата за таможенное обеспечение", - подчеркнул он.

Это третья попытка Молдавии наладить контроль за движением приднестровских товаров. Власти региона всегда болезненно воспринимают их, расценивая как экономическую блокаду, сообщает "ИНФОТАГ".

20 января во время встречи в Тирасполе с главой миссии ОБСЕ в Молдавии Уильямом Хиллом Евгений Шевчук попросил оказать влияние на ситуацию, проинформировать мировую общественность в случае, если кризис будет развиваться в негативном ключе, сообщает ИТАР-ТАСС.

Также 20 января проблему приднестровского урегулирования обсуждали в администрации президента Молдавии. В созванном Владимиром Ворониным заседании участвовали руководители парламента, правительства, министры и советники. Владимир Воронин отметил важность введения с 25 января системы льготной регистрации для хозяйствующих субъектов Приднестровья и повторного вступления в силу молдавско-украинского протокола об обеспечении товаров из Приднестровья молдавскими таможенными документами, передает МОЛДПРЕС. "Приднестровские бизнесмены должны быть правильно проинформированы о сути инициативы Кишинева, с тем чтобы ни один хозяйствующий субъект не воспринимал общие действия Молдовы и Украины как экономическую блокаду", - подчеркнул глава государства. "Все наши совместные действия нацелены только на легализацию экономического потенциала Приднестровья, полномерное функционирование экономики региона, без ограничений и запретов", - сказал Владимир Воронин. Он отметил важность создания дополнительных стимулов для регистрации приднестровских предприятий в правовом поле Республики Молдова и обратил внимание на значение включения в проект закона об амнистии капитала специального раздела, посвященного Приднестровью. "По всей видимости, только так мы сможем освободить бизнес Приднестровья от подозрительности и тяжелого бремени выживания в никем не признанном пространстве", - сказал президент.

Он коснулся перспектив преобразования нынешней миротворческой операции в Приднестровье в механизм гражданских и военных наблюдателей под эгидой ОБСЕ. Статус нейтралитета Республики Молдова, по словам Воронина, не дает оснований для спекуляций по поводу любого вида иностранного военного присутствия на территории страны, однако предоставляет пространство для максимально цивилизованного и неконфликтного решения вопроса демилитаризации Приднестровья, пишет МОЛДПРЕС. Президент подчеркнул значение того, что сейчас идею миротворческих усилий в Приднестровье под эгидой ОБСЕ поддерживают также президенты Российской Федерации Владимир Путин и Украины Виктор Ющенко.

Говоря о перспективах нового раунда переговоров между Кишиневом и Тирасполем, Владимир Воронин распорядился принять меры, способствующие скорейшему направлению в регион Международной оценочной миссии ОБСЕ для анализа ситуации и разработки рекомендаций для организации свободных и демократических выборов, передает МОЛДПРЕС.

В то же время президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов сообщил, что возможные последствия экономического давления со стороны Молдавии могут напрямую отразиться и на судьбе переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. Лидер Приднестровья отметил, что "переговоры не могут идти под экономическим, силовым или любым другим давлением". Глава ПМР уточнил при этом, что предметно говорить о возможной реакции официального Тирасполя можно будет только после 25 января. Он сообщил, что в Приднестровье рассматривают различные варианты возможных последствий кишиневского решения. "Мы готовы к любому развитию событий", - подчеркнул Смирнов. (ИА REGNUM)

Приднестровцы еще полгода смогут бесплатно получать молдавские паспорта

До 1 июля 2006 года граждане, проживающие в населенных пунктах левобережья Днестра, могут подтвердить гражданство Республики Молдова и бесплатно получить удостоверения личности. Заместитель директора Главного управления документирования населения Министерства информационного развития РМ Григорий Йову сообщил МОЛДПРЕС, что срок подтверждения гражданства Республики Молдова и бесплатной выдачи удостоверений личности населению Левобережья продлен постановлением правительства от 27 декабря 2005 года. Цель данного решения - обеспечить полный учет молдавских граждан, проживающих в этом регионе. Ранее предусматривалось, что данный период истечет 31 декабря 2005 года.

В соответствии с постановлением правительства от 9 сентября 2005 года, граждане, проживающие в населенных пунктах левобережья Днестра, могут подтвердить гражданство Республики Молдова в любом территориальном бюро учета и документирования населения, проставив соответствующую печать в паспорте внутреннего пользования, выданном бывшим СССР (образец 1974 года). Удостоверения личности национальной паспортной системы Молдавии бесплатно выдаются гражданам, которые на 10 сентября 2005 года были зарегистрированы в населенных пунктах левого берега Днестра. Бесплатная выдача удостоверений личности в национальной паспортной системе гражданам левобережных населенных пунктов осуществляется лишь один раз (при первом документировании), передает МОЛДПРЕС.

В Молдавии создан независимый совет по мониторингу приднестровского урегулирования

Группа общественных организаций РМ создала при финансовой поддержке ОБСЕ Совет по мониторингу приднестровского конфликта, первое заседание которого состоялось 20 января в Кишиневе. Как отметил, делая обзор хода переговоров за последний год директор Евроатлантического центра РМ Николае Киртоакэ, Кишинев взял курс на навязывание международному сообществу решения приднестровского конфликта, и политика эта не находит поддержки у участников переговорного процесса. В свою очередь приднестровская сторона продолжает настаивать на своей независимости. Украина продемонстрировала нестабильную политику и неспособность противостоять давлению России. Москва, по мнению Киртокэ, стремится нейтрализовать Молдавию и сохранить свое влияние в регионе любой ценой. США, заинтересованные в выводе российских войск из Молдавии и сохранении стабильности в регионе, имеют другие приоритеты, связанные с энергетическими ресурсами, а Евросоюз проводит недостаточно развитую политику общей безопасности, считает Киртоакэ, передает БАСА-пресс.

Как отметил директор программ Института общественной политики Оазу Нантой, Молдавия должна представить свой план урегулирования приднестровского конфликта и отозвать свою подпись под Соглашением о прекращении огня 1992 года. Нантой назвал переговоры по приднестровскому урегулированию неэффективными, сообщает БАСА-пресс.

Совет по мониторингу приднестровского конфликта создан по инициативе председателя Ассоциации независимых профессиональных адвокатов, координатора Народного движения "Объединенная европейская Молдова" Романа Михэеша. Согласно объявленному регламенту, Совет будет созываться в виде круглого стола раз в месяц или по необходимости и будет рассматривать конкретные темы приднестровского урегулирования. К каждому заседанию будет назначаться докладчик. Представители политических партий могут присутствовать на заседаниях Совета только в качестве наблюдателей, информирует БАСа-пресс.

17 января глава МИДа России высказался за прямые переговоры Кишинева и Тирасполя. Как передает "ИНФОТАГ", цитируя зарубежные СМИ, Сергей Лавров сказал на пресс-конференции, что "Россия готова продолжать работать над идеями, которые находятся на столе переговоров". Он высказал убеждение, что "окончательного урегулирования можно достичь только через прямые переговоры между Кишиневом и Тирасполем". "Когда возникают предложения решить конфликт односторонним способом путем проведения законов, экономических санкций - это отбрасывает переговоры по урегулированию далеко назад", - сказал российский министр.

Он подтвердил позицию Москвы, которая в приднестровском урегулировании выступает за демократизацию Приднестровья и Молдавии. Сергей Лавров также сказал, что Москва придерживается по Приднестровью позиции, выраженной в совместном заявлении руководства России и Украины в декабре 2005 г, сообщает "ИНФОТАГ".

Молдавская власть реформируется

На этой неделе в Молдавии официально стартовала рассчитанная на три года реформа центрального публичного управления. Стратегия реформирования - первая серьезная попытка осознать, что такое современное государственное управление и каковы его принципы для страны, стремящейся влиться в единое европейское пространство, пишет "Экономическое обозрение". Это смелый шаг для исполнительной власти, признавшей таким образом свое несовершенство. Европа не могла не откликнуться на молдавский почин: техническая помощь и создаваемый трастовый фонд европейских доноров 15, 3 млн. долларов США (наряду с заложенными в госбюджете на этот год 5 млн. леев) станут реальным подспорьем для "ремонта" государственной машины.

Объемный документ содержит концепцию реформирования по аналогии с европейскими правительствами; оценку состояния, цели и основные компоненты реформы центральной публичной администрации (правовая база, процесс принятия решений, управление персоналом, управление публичными финансами); процесс участия гражданского общества и связь с общественностью; ожидаемые результаты и мониторинг реализации реформы, ассоциируемые с ней риски. Далее следует план мероприятий по годам. Собственно говоря, необходимо достичь восприятия государственной службы как услуги населению, замечает "Экономическое обозрение". Стратегия расписывает, благодаря каким параллельно осуществляемым реформам и основным стратегическим документам (регуляторная реформа, бюджетное прогнозирование) поставленные цели смогут быть достигнуты. Результаты ожидаются следующие.

Во-первых, деятельность и ресурсы правительства и министерств будут направлены преимущественно на разработку соответствующих политик, мониторинг и контроль, а выполнением решений займутся госслужбы, подведомственные центральным отраслевым органам управления. Какие - пока не сказано точно. Известно, что регуляторные функции государства будут отделены от функций по предоставлению услуг, а случаи дублирования функций будут ликвидированы. "Сотрудничество госорганов по согласованию позиций и документов будет налажено по новым методам, - говорит руководитель специального подразделения аппарата правительства по реформе публичного управления Сержиу Татаров. - Мы предлагаем внедрить механизм совместных консультаций - так сказать обмен мнениями "в живую", что позволит более эффективно принимать решения". Во-вторых, продолжает "Экономическое обозрение", оптимизация структуры будет подчинена законодательной базе, которая четко определит типологию органов центрального публичного управления, их полномочия и взаимоотношения. Предлагается, чтобы большинство учреждений (служб, бюро, агентств), которые сейчас подчиняются непосредственно правительству, были подчинены министерствам или реорганизованы. "Это также будет означать, что изменятся критерии присвоения статуса госслужащего, - говорит Сержиу Татаров, - будет разработан новый закон о публичной службе и статусе служащего в публичных органах, где появится понятие административного персонала. Таким образом, управленческая система кадров претерпит существенные изменения. Стратегия предусматривает четкое разделение политических должностей от аполитичной государственной службы, конкурсную основу и транспарентность отбора кандидатов на государственную службу, финансовые и моральные стимулы, действенную систему повышения квалификации государственных служащих, соблюдение этического кодекса поведения. В этом смысле для нас интересен опыт реформирования правительств в странах Балтии, где, к примеру, министра, как политическую фигуру, может замещать только другой министр и никак - не заместитель министра, занимающий иную нишу. Насколько это будет приемлемо для нашей республики - подлежит обсуждению".

Структурные преобразования органов центральной публичной власти будут идти вслед за переосмыслением их функций, гармонизированных с принципами европейского административного пространства. В этом аспекте, по словам Сержиу Татарова, правительство предлагает парламенту обсудить возможность создания министерства местного публичного управления по примеру аналогичных структур в европейских странах, которые определяют политику государства в отношении местных органов власти на местах. Это ни в коем случае не нарушает принципы автономии местного самоуправления и децентрализации власти, приводит "Экономическое обозрение" слова эксперта. На данном этапе разрабатывается механизм построения вертикали исполнительной власти с назначением представителей правительства на местах. В их полномочия будет входить продвижение правительственных решений, административный контроль за деятельностью органов местного публичного управления всех уровней, координация деятельности государственных служб по всей территории республики (подразделения налоговых служб, инспекции труда, кассы социального страхования и т.д.).

Для Молдавии характерна так называемая континентальная, или французская, модель государственного управления, основанная на доверии, открытости, доступе к информации, соответствии бюджетным возможностям. Иностранные эксперты оценивают присутствие бюрократического аппарата в Молдавии пока как самое необременительное в Европе (около 13 тыс. человек без учета силовиков, полицейских и других служащих со специальным статусом). Но аппарат постоянно растет. Самыми дорогими моделями управления, оцениваемые по затратам и количеству чиновников на 10 тыс. жителей, традиционно считаются Германия, США и Великобритания. Избежать избыточного присутствия государства в экономике, общественной жизни или хотя бы их гармоничного сосуществования - высшая цель стратегии, поясняет "Экономическое обозрение".

Специфика Молдавии в том, что государство в значительной степени формирует гражданское общество, государство стимулирует его развитие, пишет "Экономическое обозрение". И это парадоксальная ситуация, потому что гражданское общество и государство традиционно понимаются как нечто противостоящее. Получается некоторый замкнутый круг. Гражданское общество слабое, государство его развивает и одновременно требует особого к себе отношения. Стратегия пытается активизировать общественное сознание и привлекать неправительственные организации к объявленному событию, поскольку организация обратной связи - важный компонент административной реформы. Но обратная связь возможна только тогда, когда в обществе существует представление о том, чтo собираются менять, чтo за реформа, каковы ее основные принципы, пишет "Экономическое обозрение".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.