Всю прошедшую неделю (16- 22 января 2006 года) приморские газеты писали о пожаре в офисном центре Владивостока. По официальным данным, в нем погибли 9 сотрудниц Сбербанка и 23 получили ожоги и травмы. Большинство СМИ излагало официальные комментарии и собственные эмоции.

Смерть в огне

Пожар произошел по проспекту Красного Знамени, 59. Это издание известно всем горожанам. Здесь располагается множество офисов, книжных магазинов, а также самый большой в городе крытый рынок видео- и аудиопродукции. Очаг возгорания, предположительно, находился в районе 6-7 этажей, огонь мгновенно перекинулся на 8-9 этажи, занимаемые Приморским отделением Сбербанка. Поскольку здание расположено в центре дорожной развязки, то свидетелями трагедии стали тысячи человек. Прямо на их глазах люди висели на карнизах горевших этажей, цеплялись за рекламные баннеры, опоясывающие здание по периметру, срывались и падали вниз. Об этом пишет газета "Золотой Рог" в номере от 17 января.

Один из очевидцев трагедии Александр рассказал "Золотому Рогу": "На моих глазах выпрыгнуло или сорвалось пять человек. Кто-то упал на коробки, которые тащили из магазинов "Книжный червь" и "Домотехника". Пожарные пытались растянуть какой-то тент, но, по-моему, пользы от него не было. Мужчина сорвался с баннера и упал рядом с этим тентом. Когда я подошел к ДНС (магазин компьютерной техники с торца здания), там лежало несколько трупов. Они были накрыты. Все женщины. Со стороны ДНС горело тоже очень сильно - два этажа и лестничные пролеты на пять этажей. С этой стороны не было козырька, как с другой стороны здания, и люди падали с высоты 8-9 этажа. Народу было очень много. Люди вручную помогали убирать частные машины, загородившие пожарным проезд к зданию.

Милиция вела себя как-то растерянно. Только когда почти всех сняли с горевших этажей, они отогнали народ подальше и сделали оцепление. У пожарных машин с лестницами возникли какие-то проблемы. Но когда все разрешилось, они почему-то сначала начали снимать людей с этажей, где не было огня, а уже потом из центральных окон, где люди сидели на подоконниках, а из-за их спин вырывались клубы пламени. Все кричали, как внизу, так и вверху. Когда они спускались, у них спины дымились. Рядом со мной оказались женщины, которые уже спустились, говорили, что поливали себя водой и высовывались в окна, чтобы вода подмерзла и было легче. Женщинам в толпе становилось плохо - особенно когда кто-то прыгал или срывался вниз из горящих окон".

Газета "Владивосток" в номере от 20 января пишет о трагедии в офисном центре следующее: "В момент трагедии на Некрасовском мосту стояли сотни людей. Что заставляло их не сходить с места? Мне очень хочется надеяться, что абсолютно все были преисполнены сочувствия, абсолютно у всех безумно болело сердце. Однако не стоит быть столь наивной - пусть единицы, но глазели все же некоторые с любопытством. Это как при любой транспортной аварии: откуда ни возьмись - толпа, мешающая работе оперативных служб, которую по большей части объединяет лишь праздное любопытство. Вот именно этому потакать не стоит, это я твердо знаю. Откликнувшиеся на публикацию в "В" читатели со мной согласны. Вот что написала в форумах Наталья: "Статья ("Смертельный огонь". - Ред.) хорошая, мы должны знать, что происходит, может, эти жертвы спасут чьи-то жизни. Но я категорически против духовного мародерства телевидения, когда показывают кадры реальной гибели и страданий людей. Это мнение всех моих знакомых и родственников".

Ее поддерживает Maria: "Центральные каналы не показывали этого, а на местном все могли наблюдать, как девушки в истерике висели на подоконниках и вываливались оттуда с горящими волосами, одеждой, кричали и разбивались о землю... Все-таки это дико - делать рейтинг на подобном, и неэтично по отношению к погибшим и их родственникам показывать в течение суток многократно и изуверски подробно момент смерти, тем более такой ужасной".

Также журналист пишет: "На следующий после пожара день мне пришлось поехать в ожоговый центр, где увидела напряженно взвинченных врачей. Думаю, они устали в том числе и от нашествия нас, журналистов. Когда сказали, что к пострадавшим в палату не пустят, я даже настаивать не стала, хотя понимала, что не выполню задания, не поговорив с больными. Но существует все же та очень тонкая граница, которую, на мой взгляд, переступать нельзя - людям плохо, очень плохо, глазеть на чужую боль и копаться в ней недопустимо".

Газета "Ежедневные новости" в номере от 20 января пишет: "Будем надеяться, что виновные не уйдут от ответственности".

"В течение первых суток следователи детально осмотрели место происшествия. Были проведены обыски в служебных помещениях Управления Госпожарнадзора ГУ МЧС РФ, изъяты документы, назначен ряд судебных экспертиз, допрошены свидетели. И уже в среду крайпрокуратура предъявила обвинение старшему инспектору Госпожарнадзора Первореченского района. Максимальный срок наказания за подобное преступление - до семи лет лишения свободы. Предположение о том, что работники Сбербанка задержались в здании из-за приказа начальства спасать в первую очередь ценные документы, прокуратура не подтверждает. Но проверяет все сведения о трагедии, опубликованные за последние дни в СМИ", - пишет издание.

Полпред познакомился с Приморьем

Не только пожар стал основной темой газетных публикаций во Владивостоке, не обошли СМИ своим вниманием и первый визит полпреда. Как пишет "Владивосток" в номере от 20 января: "Начавшаяся вчера поездка полпреда президента на Дальнем Востоке Камиля Исхакова в Приморье при всей своей запланированности и рабочем характере может быть названа одним из главных политических событий начавшегося года для нашего края". Мэр Казани, назначенный полпредом президента в самом большом, самом восточном и самом малонаселенном федеральном округе еще 14 ноября, в силу различных объективных причин был вынужден отложить знакомство с Владивостоком - крупнейшим городом ДВФО - на два месяца.

"География поездок высоких госчиновников обычно говорит о гласных или негласных приоритетах большой политики. Уже сейчас понятно, что жестких трений между полпредством и краевой властью, которые сопровождали начало работы в ДВФО предшественника Исхакова - Константина Пуликовского, - не будет. За прошедшие пять лет серьезно изменилась политическая ситуация, в том числе и порядок наделения губернаторов полномочиями. Наверное, здесь и нужно искать смысл президентского кадрового "ребуса": генерал Пуликовский сделал свое дело. После периода "построения" округа и наведения всяческой дисциплины пришло время "мирных строек", которыми и займется хозяйственник Исхаков. Вместе с тем особенного оптимизма бывший мэр процветающей Казани не выказывает: ему достался самый депрессивный регион России, и от этого факта никуда не уйти. Впрочем, в случае Исхакова назначение дальневосточным полпредом можно расценивать не как почетную ссылку, а скорее как очередную ступеньку для занятия еще более влиятельного поста в будущем". Остальные СМИ Приморья писали лишь о графике посещений полпреда и свершившихся фактах, как-то посещение реки Туманная и завод в крае.

Над "прибрежкой" нависла угроза. Банкротства

Газета "Конкурент" в номере от 17 января пишет о том, что "приморские компании, занимающиеся прибрежным рыболовством, оказались под угрозой банкротства. Из-за отсутствия сырья они вынуждены сокращать объемы производства на берегу и закрывать предприятия".

"Причина известна давно - разделение моря на 12-мильную и 200-мильную зоны привело к тому, что в прибрежке не выбираются квоты, - комментирует ситуацию председатель правления рыболовецкого колхоза "Моряк-Рыболов" Денис Кондратюк. - В 2005 году приморскими рыбаками в прибрежке было выловлено всего лишь 10%. Кроме того, вылов рыбы с каждым годом уменьшается, а структура промысла меняется в неблагоприятную для рыбаков сторону: снижаются квоты на ценные экспортные объекты (краб, минтай) и увеличиваются на малоценные и труднодобываемые. На фоне роста экономических издержек, связанных, в первую очередь, с удорожанием ГСМ, а также несовершенства закона о государственной границе становится очевидным, что содержать заводы на берегу слишком накладно. "Моряк-Рыболов" был вынужден сократить объемы переработки за счет закрытия некоторых цехов". В таком же тяжелом положении находится и компания "Гессар".