Комментарий армянского аналитика Игоря Мурадяна ИА REGNUM к состоявшемуся на днях визиту президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Сирию

Две ближневосточные региональные макродержавы Сирия и Иран остаются не очень удобными партнерами для Западного сообщества. На протяжении последних двух десятилетий, Сирия и Иран пытаются сформировать некий региональный альянс, который призван преодолеть определенную внешнеполитическую изоляцию, создать более благоприятные условия для развития экономики и реализовать геоэкономические проекты.

Американо-турецкие отношения и политика Ирака до устранения режима Саддама Хусейна не позволяли активно выстраивать данный альянс, который нуждался в солидарности и участии других государств региона. После известных событий, на Ближнем Востоке сложилась новая геополитическая ситуация, открывающая перспективы для формирования данного "условно шиитского" альянса, включая Иран, Ирак, Сирию, Ливан, и возможно другие государства. Иранские и сирийские (вообще арабские) политики и эксперты не склонны рассуждать о категории "альянс", предпочитая говорить о традиционных политических связях и интересах Сирии и Ирана, перспективах их развития. Достаточно "разорванное" геополитическое пространство Ближнего Востока остается таковым, но обнаруживаются новые возможности преодоления противоречий между Ираном, Турцией и ведущими арабскими государствами. Геополитический "треугольник" Иран - Турция - Сирия может стать основой совершенно новых политических инициатив и новых реалий. В связи с этим, даже с учетом сложившейся динамики и перспектив развития отношений вокруг данного "треугольника", было бы неверным понятие "альянс" проецировать с подобными ассоциациями из европейской политической практики, но отношения эти все же переходят в новое качество.

Первый официальный визит президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Дамаск является продолжением одной из стратегий Ирана, призван решить многие важные конкретные задачи в экономической сфере, не допустить усиления США на Сирию, обозначить новый этап развития иранско-сирийских отношений. Борьба за влияние в арабском мире является важнейшим направлением внешней политики Ирана, с чем связаны радикальные выступления Махмуда Ахмаднежада, одновременно призванные решить целый ряд задач.

Есть и другие контуры в иранско-сирийских отношениях, например, не допустить падения режима клана Асадов, чрезмерное сирийско-турецкое сближение, излишнюю доверительность в отношениях Сирии с ведущими европейскими державами. Известная конспирологическая идея - "борьба за Сирию", как ключевое государство региона, также не устраивает Иран, который хотел бы иметь с Сирией особые отношения, отношения стратегического сотрудничества. Характерно то, что государства региона, как Израиль, так и Египет, Саудовская Аравия и возможно Иордания, рассматривают сирийско-иранское сближение не однозначно, усматривая в этом угрозу для "спокойной, прогнозируемой жизни арабского сообщества". В целом, не только США, но и ведущие европейские государства рассматривают сирийско-иранское сближение, если не как угрозу, то, как довольно неприятную тенденцию. Не исключено, что президенты Башар Асад и Махмуд Ахмадинеджад хотели бы улучшить имидж сирийско-иранского сотрудничества, продемонстрировав его как фактор ограничения деятельности исламских экстремистов (прежде всего суннитских организаций), не допустить развал иракского государства, создать новые энергетические коммуникации и новую инвестиционную ситуацию. Для арабских государств, Ирана и Турции весьма важным является предотвращение создания крупного по территории и населению курдского государства, локализировать курдскую проблему в рамках Северного Ирака. Иран и Сирия построили две модели восточной демократии. В Сирии данная модель более аморфна и уязвима, не обоснованы принципы развития гражданского общества и разнообразия. Иран - единственное государство, где созданы исламская демократия и исламское гражданское общество. Но оба государства крайне нуждаются в очередном этапе экономической, военно-технической, технологической, что особенно важно, общественной модернизации. Иран очень опасается свержения режима Башара Асада, и иранские эксперты считают это вполне реальным, если Сирии не будет оказана значительная внешняя поддержка. Сейчас стало очевидным, что покойный Хафез Асад и команда Мохаммад Хатами (бывший президент Ирана - ред.) - Кемаль Харрази не были расположены создавать альянс достаточно высокого уровня интеграции. Хафез Асад предпочитал проводить более разнонаправленную внешнюю политику, не связывая Сирию жесткими обязательствами. Однако для Башара Асада сложились не столь благоприятные условия, и степень его свободы значительно сократилась. Ахмаднежаду необходимо решить ряд важнейших задач, связанных с обеспечением национальной безопасности. Для Ирана Сирия это "золотой ключик", с помощью которого можно решить многие проблемы. Для Сирии Иран это гораздо более надежный партнер, нежели, практически все арабские государства. Иран готов реанимировать свой давний проект стать локомотивом арабского мира.