19 января Верховная рада Украины отправила в отставку министра топлива и энергетики Ивана Плачкова и министра юстиции Сергея Головатого. Как известно, 10 января парламент принял постановление об отставке всего правительства Юрия Еханурова. В связи с этим украинский Центр исследований политических ценностей обратился к политическим экспертам с вопросом: "Сколько раз можно увольнять министров?". ИА REGNUMпредлагает вашему вниманию ответы участников опроса, предоставленные пресс-службой центра.

Дмитрий Выдрин (директор Европейского института интеграций и развития): "Помните старый анекдот о том, как судят человека и он говорит: "Это не я ударил ножом, а сам погибший бросился на нож. И так десять раз". Так вот, я думаю, процесс может продолжаться до бесконечности, поскольку эти отставки имеют ритуальный характер, а ритуал не имеет ни начала, ни конца".

Олесь Доний (глава Центра исследований политических ценностей): "Проблема не в юридических хитросплетениях. Можно объяснить и оправдать и отставку Правительства, и отставку и.о. министров, но ни одно юридическое объяснение не разобьет недоверие общества к своему высшему законодательному органу, которое лишь усиливается. Парламентарии сами подарили дополнительный козырь в руки президентского окружения, которое борется за сохранение максимальных полномочий и против политреформы. Сначала путинская Россия, а теперь и украинский парламент своими действиями возродили подупавший рейтинг президентской партии НСНУ. В поднятии рейтинга одной из партий ничего угрожающего нет. А вот в чем есть угроза, так это в том, что политикум своими действиями приводит не просто к дискредитации парламента, а больше - к дискредитации самой идеи парламентаризма".

Владимир Фесенко (председатель правления центра прикладных политических исследований "Пента"): "Если коротко - сколько заблагорассудится. Дело в том, что нынешнюю ситуацию, порожденную последними решениями Верховной Рады, фактически нельзя урегулировать ни действующими нормами Конституции, ни нормами законодательства, особенно при отсутствии закона о Кабинете Министров Украины. Фактически именно этот закон должен регулировать ситуацию, когда правительство отправляют в отставку и он действует в статусе выполняющих обязанности, а также кто и каким образом может замещать тех министров, которых освобождают. Все эти вопросы не урегулированы, и потому можно освобождать еще раз тех же Головастого и Плачкова - они так и останутся выполняющими обязанности, потому что за новыми нормами Конституции можно освободить министров - на это Верховная Рада имеет полное право, - но никем нельзя их заменить. И вот в этом главная проблема. Решения Верховной Рады имеют скорее политическое, символическое значение".

Вадим Карасев (директор Института глобальных стратегий): "Если отставку не воспринимает та сторона, которая отставлена, то, по-видимому, таких отставок может быть много - до тех пор, пока их не признают действительными. Это уже такой себе процедурно-политический цирк и одновременно давление на правительство. Но, с другой стороны, повторно отправляя в отставку министров, парламент тем самым де-факто признал, что первая отставка была недействительной, фальшивой и фальстартовой. Но скорее всего, Верховная Рада руководствовалась не процедурными тонкостями, а политической логикой давления на правительство, смысл которой заключается в том, чтоб постепенно, шаг за шагом делать исполнительную власть парламентской, подчиненной сегодняшнему парламенту, то есть парламент не ожидает, пока спящие нормы Конституции в части формирования парламентом правительства заработают после 26 марта, а уже сейчас, постепенно начинает отделять исполнительную власть от Президента и формировать правительство на парламентских принципах".

Кость Бондаренко (директор Института национальных стратегий): "Я думаю, что в принципе процедурно не нужно было голосовать во второй раз, хотя в данном случае логика такая: первый раз было выражено недоверие правительства, а во второй раз отдельных министров уже лишали посад исполняющих обязанностей министров. Только в таком случае я вижу логику".

Александр Дергачов (ведущий научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины): "Зависит от политических вкусов и политической культуры парламентариев. У нас она на очень высоком уровне, так что, думаю, здесь нет реальных ограничений".