"Кадровая чехарда" - так окрестили депутаты и журналисты перестановки в команде губернатора Архангельской области Николая Киселева, имевшие место в первый год его работы. В начале 2006 года этот термин вспомнили снова. На этот раз после неожиданной отставки первого заместителя губернатора области Романа Балашова. О ней написали если не все, то многие.

"Не тихой, не громкой, а именно странной назвал свою отставку Роман Викторович Балашов, который в должности первого заместителя главы администрации области не проработал и года. Даже семью не успел перевезти, так как жил в гостинице..." ("Северный рабочий").

"Правда Северо-Запада" составила краткий график "событий отставки", вплоть до предварительного упоминания о ней: "Вечером минувшего вторника стало известно - правда, пока в узком кругу - о том, что Роман Балашов подал в отставку "по собственному желанию". В среду об этом написала наша газета и информагентства. И всё с той же пометкой: "по собственному желанию". В пятницу перед журналистами выступил сам Балашов, заявивший, что никакого "собственного желания" не было".

Отставка была столь неожиданной, что не все журналисты успели придумать ей объяснение. Поэтому некоторые газеты ограничились лишь сухим изложением фактов. Газета "Правда Севера" пишет: "По определению экс-заместителя губернатора Романа Балашова, отставки высоких чиновников бывают громкие и незаметные, а свою он назвал странной. На пресс-конференции Роман Викторович признался журналистам, что это событие стало неожиданностью даже для него самого... Первый заместитель главы администрации области, руководитель аппарата уволен хотя и по "собственному желанию", но все же по инициативе губернатора Николая Киселева. От которого, кстати, опальный зам, по его словам, не услышал никаких аргументов и объяснений..." Да. Эту мысль озвучили все газеты, осветившие отставку. Столь "неусваеваемой" она была на пресс-конференции. Более того, "чиновнику даже не дали времени, чтобы передать дела, что, по мнению Балашова, может вызвать внутренний кризис в системе управления, однако на общую ситуацию в области ни в коем разе не повлияет. Не видит он и предпосылок для дальнейших кадровых перестановок в обладминистрации - там "создана сильная команда профессионалов" ("Правда Севера"). По словам Балашова, "с Николаем Киселевым работать было легко и интересно. Экс- зам оценил его как современного, грамотного руководителя, не донимающего подчиненных мелочной опекой.

После такого отзыва о бывшем начальнике у журналистов, естественно, возник вопрос: если вам так здорово работалось вместе, возможно, решение о вашей отставке губернатор принял под чьим-то давлением? Вопрос остался без ответа" ("Правда Севера").

"Правда Севера" дипломатично дала высказаться и второй стороне конфликта - губернатору, разместив на своих страницах краткое пояснение от него: "Вопросы формирования эффективно работающей управленческой команды администрации области, говорится в нем, всегда были, есть и будут исключительно в компетенции главы области. Хотя бы уже по той причине, что он несет ответственность за все, что происходит в регионе, в том числе и за результаты работы чиновников администрации. Но если глава области отвечает за результаты работы чиновников, то на них, в свою очередь, тоже лежит ответственность. Кроме закона о госслужбе, которому они обязаны следовать, существует такая вещь, как этика государственного служащего. Обычно закон и этику соблюдают даже чиновники, ушедшие в отставку... Естественно, что новые условия диктуют необходимость определенных изменений, в том числе в кадровых вопросах. То же самое, кстати, происходит на федеральном уровне. Поэтому нет ничего "странного" и "неожиданного" в отставке моего первого заместителя". Тем не менее, даже самая дипломатичная редакция осталась в недоумении: "Неясность только одна: в чем же все-таки истинная причина отставки вице-губернатора?" На этот вопрос им не ответили ни Балашов, ни пресс-служба губернатора. "А вот что могло послужить поводом? Чем помешал или в чем провинился самый первый заместитель перед своим руководителем? Как ни "пытали" Романа Викторовича журналисты, даже намека на настоящую причину не услышали. Предположение о том, что не сошлись характерами, он назвал некорректным, а этот аргумент неприемлемым к государственной службе", - пишет "Северный рабочий".

О том, что первого заместителя из администрации "ушли", сообщил журналистам он сам, правда, немного в другой формулировке ("А потом мне было сказано, что принято такое решение": "Ведомости Поморья). Тем не менее, суть произошедшего журналисты уловили сразу - сначала всем хотели сказать, что Балашов сам ушел, но он не согласился и озвучил свою версию. Возможно, именно на это и обиделся губернатор.

Версия "Правды Северо-Запада" была чуть ли не единственной, которую хоть кто-то выдвинул: "Правда, Балашов сам упомянул о конфликтной ситуации, которая вполне могла стать причиной его увольнения. Речь идёт о комиссии по новодвинским тарифам. Напомним, областная власть тогда изучала, насколько завышены цены на тепло и электричество, поставляемые Архангельским ЦБК. Балашов тогда с чем-то спорил, чем и вызвал неудовольствие губернатора. Киселёв был "сверху", поэтому его заму пришлось согласиться".

Неожиданность отставки Роман Балашов оценил как кризис системы управления. Тем не менее, "Новодвинский рабочий" поясняет, что с точки зрения Балашова не так все страшно: "обычно в таких случаях должен быть период для передачи дел. Мне на это времени не дали. Это вызовет кризисное состояние системы управления. Однако я считаю, что та команда, которую удалось создать за последний год, нормально выйдет из этого кризиса, потому что мы создали сильную команду профессионалов". И действительно, если команда сильная, то никакие перестановки ей не страшны. Но пресса с этим тезисом не согласна. "Вдумайтесь: во внезапном увольнении якобы "по собственному желанию", по мнению губернатора, НЕТ НИЧЕГО СТРАННОГО! Если глава обладминистрации поощряет ТАКИЕ кадровые выходки, да не только поощряет - сам показывает образцы волюнтаризма, беда области, которой он руководит. Завтра вы придёте на работу, к станку или прилавку, а вас просто не пустят: "Вы уволены по собственному желанию". Вот с такой ситуацией столкнётся каждый из нас, если действия губернатора работодатели воспримут как пример для подражания", - пишет "Правда Северо-Запада". "Ведомости Поморья" тоже считают эту отставку лишь началом (или продолжением?) отставок. Об этом свидетельствует само название статьи об увольнении первого заместителя губернатора - "Первая ласточка". Несмотря на теплые ассоциации, название навевает грустные мысли.

После пресс-конференции Балашова журналисты поняли, что объяснять причины отставки им никто не собирается. Именно эту мысль подтвердил и губернатор Николай Киселев, распространив сухой пресс-релиз, не объясняющий ничего. "Ведомости Поморья" назвали его демонстрацией силы: "Балашову еще раз напомнили о том, кто в доме хозяин". "Ведомости Поморья": "Задачи по реализации национальных проектов, которые поставил президент России Владимир Путин, требуют повышения эффективности работы аппарата региональной исполнительной власти..." Это вам не хухры-мухры! Это - Путин и национальные проекты! Что в сравнении с этим какой-то Балашов, или Шевелев, или другой -ов?!"

"Вместе с тем слабо верится, что человек, прошедший школу центрального аппарата ФСБ, прекрасный аналитик, не понаслышке знакомый с методами оперативной работы, сумевший найти общий язык со всеми силовыми структурами области, вдруг так неожиданно для самого себя оказался "мальчиком для битья", - пишут "Ведомости Поморья". За сенсационные заявления Балашова, газета присудила ему внеочередной "Оскар" в номинации "Отставка 2006 года", и вряд ли кто-то поспорит с этим. Хотя... чем черт не шутит! Весь год еще впереди.

Газета "Волна" тоже не смогла обойти тему отставки стороной. "Отставка Балашова: странность или неэтичность?" - называлась заметка. "На мой взгляд, суть несогласия Романа Балашова, связанная с правовыми аспектами его отставки, во многом сводилась к тому, что ему не был определен двухнедельный срок для передачи дел", - объясняет автор. Он пытается рассудить стороны конфликта настолько, насколько может: "Пока сложно судить о том, кто в этом споре прав - свое слово должны сказать специалисты. С одной стороны, можно, да и, наверное, нужно сказать о том, что, к сожалению, управленческие и политические решения еще не всегда имеют в нашей стране и в нашем регионе человеческое измерение. Ведь любая кадровая встряска - это всегда психологический дискомфорт всех заинтересованных лиц... С другой стороны, возможно, и Роману Викторовичу правильнее было бы сначала выяснить все обстоятельства отставки и уже потом подводить публичные итоги своей работы. С тем, чтобы снимать вопросы, а не порождать все новые и новые. Чтобы не расползались слухи, пустые предположения, да и просто недостоверная информация об обстоятельствах отставки", - пишет "Волна".

Таким образом, не вся пресса осудила губернатора за отставку. Часть журналистского сообщества приняла сторону государства и считает, что "пока всем лучше подождать. И не строить пустопорожних гипотез о том, кто кому и чем помешал... Поскольку все знать невозможно, то стремление знать то, что не нужно, влечет за собой малопродуктивную политическую активность. Эта активность бесполезна и даже вредна", - подводит итог "Волна".