Три тюменских завода по произаодству алкогольной продукции - ОАО "Бенат", Заводоуковский спиртоводочный завод и Ишимский вино-водочный завод стоят. Производство алкогольной продукции на этих предприятиях начнется не раньше конца января. Вполне возможно, приостановление работы будет продлено и до февраля - все это зависит от разработки Минфином РФ порядка хранения и выдачи предприятиям-производителям алкоголя новых марок для маркировки продукции. До этого заводы не имеют право ни выпускать новую продукцию, ни тем более продавать ее, несмотря на то, что в Управление федеральной налоговой службы по Тюменской области марки уже поступили.

Отметим, что общеупотреблямое выражение "акцизная марка" к простаиванию тюменских заводов-изготовителей алкоголя относиться никак не может. Дело в том, что так называемыми акцизными марками всегда маркировались только импортные алкогольные напитки. Продукция же отечественных производителей крепких напитков маркировалась двумя марками - федеральной специальной и региональной специальной марками, а с начала 2006 года должна маркироваться новой федеральной специальной маркой со штрих-кодом. Предполагается, что нововведение будет способствовать более прозрачному производству российского алкоголя.

Как рассказал начальник отдела контроля применения контрольно-кассовой техники, производства и оборота алкогольной, табачной продукции Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области Владимир Казанцев, в настоящее время налоговикам уже поступили новые федеральные марки для маркировки алкогольной продукции емкостью 0,375 и 0,5 литра (поллитровка, кстати, является наиболее распространенной емкостью среди производителей алкоголя). Марками, которые уже имеются у налоговиков, будут маркироваться водка и напитки с содержанием этилового спирта выше 25%. Однако выдать их тюменским производителям УФНС пока не может.

Казанцев разъяснил и сам процесс маркировки продукции - с этого года он также изменился. Если ранее налоговики выдавали их предприятию, а те в свою очередь наклеивали их на горлышко бутылки, то сейчас заводы должны подать заявку налоговикам на нанесение штрих-кодовой информации, получить на это разрешение, нанести штрих-код и только после этого на линии розлива наклеить марку. Однако еще перед этим производители должны подать заявку на изготовление определенного количества марок, которую налоговики передают в ФНС России, а те - в Гознак, где марки и изготавливаются.

Для того, чтобы предприятие могло в итоге марки выкупить, ему необходимо будет предоставить соответствующие документы. Одно из них - подтверждение отсутствия задолженностей по налогам и сборам. По состоянию на 1 января, у тюменских производителей долгов по акцизам нет. Добавим, что ранее представители отрасли даже при наличии недоимки могли получить марки в количестве, пропорциональном количеству акцизов, уплаченных в предыдущем месяце.

Кстати, с 2006 года поменялась и стоимость марки - если ранее за федеральную марку приходилось платить 79 копеек, за региональную - 1,14 рубля (к этим же расходам еще приплюсовывалась стоимость нанесения штрих-кода), то теперь единая марка стоит 1,3 рубля без НДС. Однако небольшое ее удешевление вряд ли приведет к снижению стоимости алкоголя, считают специалисты, так как акцизы на алкогольную продукцию ежегодно повышаются.

Между тем, к ситуации с приостановлением производства все производители алкоголя были готовы и заранее произвели спиртного "про запас". Именно, свой запас продукции спирзаводы в настоящее время и реализуют. По словам Казанцева, здесь можно найти и свои плюсы - у заводов появилась возможность продать всю продукцию 2005 года, реализация которая разрешена только до 1 июля. В другом случае, оптовики начали бы скупать продукцию, произведенную уже в новом 2006 году.

Добавим, что с начала текущего года в России поменялся и порядок маркировки импортной продукции - если ранее импортные спиртные напитки маркировались на заводе-изготовителе, то сейчас эта обязанность ложится на импортера продукции. В течение первого квартала 2006-го алкоголь еще может реализовываться со старой акцизной маркой.