Виктор Якубян: "Газпром" и Армения: первый шаг и ответ

Баку, 14 Января 2006, 15:48 — REGNUM  

Армянским и российским политикам и экспертам, рассуждающим о намерении "Газпрома" повысить тарифы на поставляемый в Армению газ, практически не удается удержаться от эмоций и разложить суть дела в единой логической цепочке, проследить всю причинно-следственную составляющую этой проблемы в верной хронологии.

Намерение "Газпрома" повысить цену на газ для Армении с существующих $56 до $110 за тысячу кубометров рассматривают либо в контексте армяно-российского сотрудничества в политической сфере, либо же в контексте российско-грузинских опять-таки политических противоречий. Согласно этой логике, Москва не должна была поднимать цену на газ для Армении с учетом лояльности Еревана, или же цена могла быть поднята, но настолько, чтобы не достичь тарифа, установленного для "нелояльной" Грузии. Очевидно, что оба этих подхода неприемлемы и нелогичны для "Газпрома" по той простой причине, что ведут к политизации сути дела. Но проблема даже не в этом...

Предположим, что "Газпром" "признает", что является "политической организацией" и оставляет цены для Армении на прежнем уровне. Какие это может принести дивиденды России и самой Армении?

Что касается России, то можно с полной уверенностью сказать, что ее дивиденды в этом случае будут равны нулю. Какие политические дивиденды получила Россия, вот уже десятилетие поставляющая в Армению газ по льготному тарифу (не говоря уже об активном участии в оздоровлении всей армянской энергетики), если на первое же заявление о вероятности повышения тарифа на газ из Еревана прозвучала реплика о возможности взимания арендной платы с российской военной базы? Получается, что льготный тариф на газ - для России вынужденная мера? Сегодня из обихода армянских политиков практически изъята фраза о стратегическом партнерстве с Россией. Что более важно, данная формулировка уже два года, как не упоминается в традиционном ежегодном отчете МИД Армении. В республике практически нет политических партий, планирующих углубление отношений с Россией. Политический ориентир - европейская интеграция, долгосрочная военно-техническая программа - Индивидуальное партнерство с НАТО (IPAP).

Цена на газ - точнее сохранение его прежней цены - прямой интерес рядового армянского потребителя и крупных энергоемких производств, львиная доля которых принадлежит опять-таки российским собственникам. Таким образом, цена на газ не определяет внешнюю политику Армении, она лишь играет важную роль в обеспечении экономической и социальной стабильности. В этом плане армянское правительство обещало изыскать необходимые дотации. "Нам не нужен российский кредит, а если кредитные средства понадобятся, то мы обратимся к западным партнерам и международным организациям", - ставит точку в этой части премьер-министр Андраник Маргарян. С другой стороны, допусти Россия откровенную диспропорцию в ценах на газ для трех стран Южного Кавказа, ей не миновать международного галдежа об ущемлении интересов развивающихся демократий, особенно грузинской, со всеми вытекающими бессмысленными маневрами.

Что касается Армении, то последняя была бы и сама не рада, оказавшись даже в выигрыше, но "виновницей" диспропорции. Во-первых, ей бы не миновать многократного повышения транзитных тарифов со стороны "братской" Грузии, которая уже взвинтила их в 6 (!) раз, хотя критика в адрес соседнего государства из Еревана пока не доносится. Во-вторых, многим политическим силам просто не останется на чем спекулировать, и цель западных партнеров Армении, озвученная, в частности, британским представителем Брайаном Фоллом - вывод российской военной базы - вновь отойдет на задний план. В-третьих, низкая цена на российский газ делает практически нерентабельной идею "транзитной Армении". Руководители энергетического блока правительства и профильные чиновники являются активными лоббистами иранских интересов, в частности идеи газопровода Иран-Армения-Грузия-Украина (как минимум) - Европа (как максимум). Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что Штаты негласно дают Ирану зеленый свет на транзит энергоносителей только в одном - западном направлении. Санкции же действуют только на желание доставить иранские углеводороды на развивающиеся, но конкурирующие с Западом восточные рынки. В этой связи Армения называется даже в роли медиатора между США и Ираном. Проще говоря, европейские и американские патроны Армении сегодня двумя руками за максимальное повышение цены на российский газ, поскольку это лишь ускорит процесс переориентации Армении - их армянские протеже, хотят они того или нет, не могут не придерживаться той же позиции.

Итак, как видим, проблема цены на газ в политической плоскости приобретает разнородные оттенки и нюансы, о которых однозначно судить крайне сложно и нецелесообразно.

Однако существует еще и третья - экономическая интрига. Некоторые комментаторы считают, что Россия преднамеренно поставила Армению в сложное положение, чтобы стать обладателем 5-го блока Разданской ТЭС, а также газотранспортной системы Армении. Данная версия ближе к истине, но следует разобраться, почему именно "Газпром" пошел на такие шаги? Неужели вопрос нельзя было решить полюбовно, тем более, что российская сторона в лице РАО "ЕЭС" уже является владельцем четырех блоков Разданской станции. В Армении, а главное в Иране понимают, что проект достройки 5-го блока Разданской ТЭС, а также проект расширение пропускной способности армянских газовых сетей непосредственно связаны со строительством газопровода Иран-Армения. Россию просто-напросто не хотят допускать к этому проекту. Сразу после того, как "Газпром" и РАО "ЕЭС" заявили о намерении создать совместный консорциум и принять участие в тендере на достройку 5-ого блока Разданской ТЭС, а также в прокладке армянской части газопровода (а по сути, расширения армянской газотранспортной сети) - соответствующие права были переданы иранским компаниям "Санир" и МАР. Об этом неоднократно заявлял министр энергетики Армении Армен Мовсисян. Так что первый шаг в армяно-российской газовой партии был сделан именно Ереваном, а то, что происходит сейчас - лишь ответ "Газпрома".

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Южного Кавказа (Ереван)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
В Молдавии установят бюст короля «Великой Румынии»
NB!
08.12.16
Япония должна признать итоги войны
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
Guardian: «Ради сделки с Россией по Сирии Трамп принесет Украину в жертву»
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Законопроект о фонде долевого строительства внесен в Госдуму
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна