"КоммерсантЪ в Хабаровске" от 12 января разместил материал об увольнении руководителя Хабаровской таможни "Генерал-майор Щукин уволился за год до пенсии". Газета пишет, что увольнение не связано с криминальными делами подчиненных начальника, однако читая меж строк можно понять, что это не так. "В Хабаровске ушел в отставку по выслуге лет начальник местной таможни Евгений Щукин. Для достижения пенсионного возраста генерал-майору, более семи лет руководившему Хабаровской таможней, оставалось менее года. В прошлом году местная прокуратура инициировала и довела до судебных разбирательств уголовные дела в отношении нескольких его высокопоставленных подчиненных. Сам господин Щукин назывался в числе фигурантов дела об использовании в качестве бесплатной рабочей силы солдат-срочников, однако уголовное преследование начато не было. Руководство Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) не усматривает прямой связи между этим фактами и просьбой об отставке руководителя Хабаровской таможни".

"КоммерсантЪ в Хабаровске" от 13 января опубликовал материал, касающийся бизнеса и развития Хабаровского края. Суть статьи в том, что в Хабаровском крае, в припортовом поселке рядом с Ванино норвежской фирмой будет построен алюминиевый завод. "Норвежская Hydro Aluminium объявила о намерении построить алюминиевый завод в России. Предприятие может появиться в поселке Токи Хабаровского края. По экспертной оценке, комбинат мощностью 500-600 тыс тонн алюминия обойдется норвежцам в 2 млрд долларов США. Однако если Hydro и РАО "ЕЭС России" не договорятся о цене на электричество, норвежцы построят свой завод не в России, а в Африке или Западной Европе. Как рассказал "Ъ" член правления РАО ЕЭС, председатель правления "ГидроОГК" Вячеслав Синюгин, "в конце декабря мы подписали с руководством Hydro Aluminium протокол о намерениях, который обязывает нас проработать их предложение о строительстве алюминиевого завода в России и в течение 2006 года предложить варианты энергоснабжения алюминиевого производства". Переговоры между Hydro и РАО ЕЭС проходили на протяжении всего прошлого года. Как сообщил источник "Ъ", близкий к переговорам, Hydro предложила расположить завод в Мурманской области. По словам собеседника, речь идет о предприятии, сопоставимом по мощности с алюминиевым заводом в Красноярском крае, строительство которого намечается в рамках совместного проекта РАО ЕЭС и "Русала" о завершении строительства Богучанской ГЭС".

"Тихоокеанская звезда" от 13 января пишет о том, что китайцы намерены купить самолет, производимый в Комсмольске-на-Амуре. Заметка называется "Китайцы проверили Бе-103 на годность". "Накануне Нового года самолет-амфибия Бе-103 получил сертификат летной годности Авиарегистра Китайской Народной Республики. Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению (КнААПО), выпускающему Бе-103, это сулит хорошую перспективу выхода на рынок соседней страны. Шестиместный самолет-амфибия Бе-103 был разработан КнААПО совместно с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) им. Бериева в середине 90-х годов. Бе-103, который рассматривается в качестве альтернативы устаревшему Ан-2, предназначен для эксплуатации там, где много водоемов и где отсутствуют аэродромы. В 1997 году Бе-103 выполнил первый испытательный полет, после чего было налажено серийное производство. В 2003 году первые три машины были проданы в США частному покупателю. Но для экспорта самолетов той или иной модели, согласно международному авиационному порядку, они должны иметь сертификат летной годности, выданный страной-импортером. В США Бе-103 получил такой сертификат в 2003 году, в прошлом году его сертифицировала Бразилия, которая тоже планирует закупать в России эти самолеты. Время от времени появлялась информация о том, что Китай также заинтересован в приобретении Бе-103, но переговорам препятствовало отсутствие сертификата. Тестирующие полеты Бе-103 проходили в Китае, после чего китайские специалисты побывали на комсомольском предприятии. Там они ознакомились с технической документацией и осмотрели производство. В декабре Бе-103 официально получил сертификат летной годности Авиарегистра Китая. В феврале представители КнААПО отправятся в Пекин, чтобы получить документ и провести переговоры с авиационной госкорпорацией China Aero-Technology Import And Export Corporation на предмет приобретения китайцами партии Бе-103".

12 января краевая газета "Тихоокеанская звезда", продолжая тему нитробензольного загрязнения Амура китайцами, публикует заметку о том, что, несмотря на запрет ловли рыбы в Амуре, ее продолжают ловить и торговать ею на рынках края. "С 10 декабря в Хабаровском крае введен запрет на лов рыбы в Амуре. Во всех водоемах, где зимует рыба, а также в местах, где обычно рыбачат жители приамурских сел, появились щиты с информацией о запрете ловли. "В районе Троицкого и других населенных пунктов, а также в местах выхода людей на водоемы расклеены листовки, установлены аншлаги. Случаи выхода на лед рыбаков тут же пресекаются", - рассказал по корреспонденту газеты и.о. начальника отдела рыбнадзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Хабаровскому краю и ЕАО в Нанайском районе Сергей Данилейчук. По его словам, на Амуре сегодня - "мертвый штиль". Действие рыболовецких билетов для многочисленных промысловых артелей приостановлено до выяснения истинных размеров загрязнения нитробензолом ихтиофауны Амура. В основном рыба, изъятая в этот период у "закононепослушных" рыбаков, уничтожается. Пути транспортировки и рынки сбыта уловов находятся под контролем госинспекторов и милиции. Показательно, что в районном центре в эти дни вырос спрос на... тихоокеанскую селедку. Рыбацкое затишье и в Ульчском районе. Сотрудники рыбнадзора, что в селе Богородское, сообщили о том, что здесь установлено 79 аншлагов о запрете рыбной ловли. Кроме этого, на водоемах района действует четыре опергруппы, усиленные снегоходами "Буран" и милицейскими нарядами. На слишком заядлых "махальщиков" и прочих любителей браконьерского лова оформляются протоколы и штрафы. А они сегодня немалые: от 500 рублей и выше. Но рыбаки все равно, невзирая на запреты, выходят на лед. "Бензольные остатки "пятна" в Николаевском районе ожидаются 15 января. Но в низовьях реки, где промышляет безработное население сел, живущее на рыбе, с декабря ощущается устойчивый запах фенола", - рассказали в отделе рыбнадзора Николаевска-на-Амуре. Как здесь пояснили, в селах запаслись рыбой впрок еще в ноябре-декабре, но как только запасы иссякнут, все равно жди браконьерской вольницы. Впереди ведь ход корюшки. Как запретить этот промысел? К каждому рыбаку инспектора не приставишь. Между тем все образцы рыбы, выловленной в Амуре по мере движения "пятна", сегодня доставляются в Хабаровск для дальнейших исследований".

"Амурский меридиан" 12 января сообщает, что в Хабаровске подорожают билеты на проезд в общественном транспорте. "Обещанное январское повышение проездных билетов в муниципальном транспорте перенесли на февраль. Хабаровчане, предупрежденные о повышении стоимости проезда в городских автобусах еще с середины ноября прошлого года, в первых числах января были приятно удивлены - вместо обещанных 12 рублей за проезд расплачивались старым добрым червонцем. "Мы не успели подготовить все необходимые документы, - говорит начальник управления транспорта Хабаровска Владимир Шкурин. - Поэтому стоимость проезда осталась прежняя". Однако цену на билеты все-таки повысят. Теперь уже в следующем месяце - в феврале. А пока кондукторов вполне устроит десятирублевая купюра".