Первой постканикулярной темой украинских СМИ безусловно стала отставка правительства Юрия Еханурова. Передовица "Трибуны" называется "Унесенные газом" и представляет собою отчет о парламентских слушаниях и соответствующем голосовании. Если верить "Трибуне", во всем виноват сам Ехануров, "проваливший отчет": "Премьер действительно объективно провалил отчет. Почему это произошло - тема отдельного разговора. То ли власть не восприняла серьезно угрозу отставки (Что вполне вероятно. Комментарии отдельных депутатов-нашеукраинцев буквально за несколько минут до отставки Кабмина удивляли своей самоуверенностью). То ли премьеру действительно нечего было сказать (вариант - нельзя было сказать) по сути поставленных депутатами вопросов. Отдельно в версиях произошедшего можно упомянуть "самоубийство" правительства, то есть вероятность того, что Кабмин Еханурова намеренно подставился, чтобы освободить себе руки для работы в предвыборной кампании". Другая версия, приведенная тут же, исходит уже от самих "отставленных" министров и звучит так: "Газ, отчет и все прочее являются лишь поводами... Отставка последовала бы если не сегодня, то завтра, потому что ее диктует настоящая причина - парламентские выборы".

"Информация для размышления" в "DailyUA" тоже проходит под девизом "газ здесь не при чем". Проблема, как полагают здешние аналитики, в хроническом непрофессионализме "революцией призванного" правительства: "Пожелание о том, что новое, уже второе по счету его правительство должно быть профессиональным, высказанное президентом Виктором Ющенко, есть его же красноречивейшей оценкой того, каковым было правительство Юлии Тимошенко. Кабинет же во главе с Юрием Ехануровым президент профессиональным и назвал. Однако в чем заключался профессионализм правительства за исключением появления уравновешенного и опытного Юрия Еханурова? Людей с опытом успешной работы на высоких постах в правительстве практически не прибавилось, наоборот, появились новые лица, назначение которых чем-либо иным, кроме политической целесообразности и личной заинтересованности, объяснить было невозможно. Чего можно было ожидать от революцией призванных "профессионалов?" Неужели чуда?". Буквально то же повторяет неизменно оппозиционный "Олигарх": "Газовый кризис оказался, возможно, самым очевидным, но отнюдь не единственным провалом украинского правительства. Наоборот, трудно найти проблему, которую оранжевая власть взялась бы решать и не провалила. При таком явном интеллектуальном убожестве и отсутствии даже примерного представления о том, что такое стратегия, обвинения в том, что "оранжевая революция" была придумана, организована, профинансирована и проведена силами ЦРУ США, не кажутся преувеличением. Иначе трудно понять, как смогли организовать столь сложное мероприятие люди, у которых не хватило соображения даже на то, чтобы, случайно получив власть в стране с налаженной, политической системой и динамично развивающейся экономикой, просто ничего не делать и пожинать плоды работы предшественников. Смешными выглядят стенания оранжистов по украинской экономике, удушаемой коварным Путиным в отместку за захват власти Ющенко и командой, в то время, как они умудрились без всякого путинского участия, при суперльготных ценах на газ за десять месяцев перейти от 8%-ного роста в январе к 2%-ному спаду в ноябре 2005 года. Не всякая война приводит к столь катастрофическим последствиям в столь сжатые сроки".

Впрочем на том же сайте "Олигарха" Владимир Малинкович называет отставку правительства Еханурова "символическим актом": "Реально заменить правительства Еханурова невозможно, поскольку создать новое правительство будет гораздо сложнее, большинство против него - ситуативное, в большинство входят представители разных политических сил, которые между собой не дружат. Поэтому, новое правительство создать они не смогут". Соответственно авторы "Главреда" констатируют "правовой коллапс": "...Страна накануне выборов оказалась в правовом коллапсе. Конституционный суд не может разрешить этот спор, потому что недоукомплектован из-за Верховной Рады. Политреформа формально хоть и вступила в силу с 1 января, но переходные положения будут действовать только после парламентских выборов при новом составе депутатского корпуса. Да и получается, что ситуативное большинство в 250 голосов, которое высказало недоверие правительству, это правительство не формировало. Итак, как утверждают юристы, Верховная Рада согласно новым полномочиям может отправить правительство в отставку, однако ни парламент, ни Президент не могут назначить чиновников исполняющими обязанности, потому что, согласно Конституции, такого права у них уже нет. И сформировать новое правительство по предложению коалиции депутатских фракций тоже невозможно, так как эта норма вступает в силу после 26 марта 2006 года".

Говоря о настоящих причинах (а не "поводах") "символической отставки" правительства Еханурова, большинство источников сходятся на том, что суть - в новом положении вещей (новой политической реальности, наставшей 1 января 2006-го со вступлением в силу политреформы): "отныне мы - хозяева этой страны, как пожелаем, так и сделаем", - формулируют скрытый мессидж парламентского большинства "Грани+". С другой стороны "Инвестгазета" несколько раньше предупреждала, что подобные резкие шаги ВР могут оказаться на руки теряющему полномочия президенту: "Нестабильное и ситуативное парламентское большинство, которое в спешке может быть создано в Раде, сформирует нестабильное правительство, вследствие чего глава государства также распустит Верховную Раду. Хаос в стране может стать удобным аргументом за усиление президентской власти и поводом "отыграть" политреформу". Приблизительно о том же напоминает "Обком", но повод иной - нежелание парламента утвердить и доизбрать судей Конституционного Суда: "Сегодняшнее (очередное, то есть уже третье) игнорирование Верховной Радой права жить стране не по беспределу, а по закону, выразившееся в отсутствии желания утвердить и доизбрать высший надзорный орган в стране - Конституционный Суд, - чревато полным, "тектоническим" изменением политического ландшафта Украины". Далее следует сценарий "антиконституционного переворота", столь же фантастический, сколь и характерный:

"Президент Ющенко завтра (вариант - послезавтра ночью) издает указ о роспуске парламента, который отправил в отставку правительство Еханурова. Нынешний состав Верховной Рады объявляется нелегитимным. Потому все его последующие потуги собраться и объявить незаконным указ Ющенко и даже устраивание импичмента - детский лепет. Кто-то скажет, что такое решение Ющенко будет антиконституционным... А кто это сможет подтвердить на уровне Конституционного Суда, которого нет по вине Верховной Рады, уничтожившей его ради своих личных амбициозных авантюр?! А вот разгон ВР, по всей видимости, вызовет массовое ликование в обществе. При этом на защиту нынешнего, уже отжившего свой век, парламента кинутся только маргиналы Витренко, Медведчука и привезенные пассажиры из Донбасса, что придаст акции своеобразный колорит, но отнюдь не массовость и популярность. А если Ющенко подкрепит разгон парламента таким насущным указом о ликвидации депутатской неприкосновенности всех народных избранников (вплоть до ВР), то его следующий указ о назначении на 26 марта референдума об отмене конституционной политреформы и восстановление президентско-парламентской формы правления будут народом восприняты на "УРА!". И, самое главное - у Ющенко есть АБСОЛЮТНО законная мотивация для таких действий! Нынешний состав Верховной Рады не способен обеспечить конституционный порядок в стране, при котором Конституционный Суд обязан являться главным арбитром во всех беззакониях и конфликтах".

Сетевые "Версии" тоже предусмотрели "антиконституционный сценарий" как один из вероятных... но невозможных. В логике "Версий" скорее возобладает какой-то из "обходных путей": "Ничего не меняется: правительство продолжает делать вид, что все в порядке, и создает видимость работы. Однако такой вариант вряд ли устроит "Нашу Украину", рассчитывающую на административную помощь правительства во время кампании-2006, которая сейчас входит в самую активную фазу. Не стоит забывать, что отставной Юрий Ехануров занимает первое место в списке блока "НУ", и от него лично во многом зависит рейтинг пропрезидентской силы. Понятно, что при ограниченных парламентом возможностях Ехануров вряд ли способен добиться серьезных успехов на предвыборном фронте. Это означает, что часть избирателей, традиционно поддерживающих на выборах власть, оказались в растерянности. Часть из них вообще не придет к урнам, а часть изберет себе новый "объект поклонения". Скорей всего, это будет блок спикера Владимира Литвина: как показало голосование 10 января, именно в руках главы парламента и сосредоточена сегодня власть".

Но президент и правительство Еханурова избрали другой путь: Ющенко не признал приставки "и.о." для министров своего правительства и объявил об отзыве своей подписи под Меморандумом о сотрудничестве между властью и оппозицией, заявив, что оппозиция нарушила главный принцип договоренностей и дестабилизирует страну накануне выборов. Его примеру последовал и Ехануров. Среди прочего, - напоминает автор газеты "Дело", - Меморандум предусматривал внедрение политреформы, недопущение политических репрессий против оппозиции, невмешательство органов власти и должностных лиц в ход подготовки и проведения выборов народных депутатов, депутатов местных рад. В ответ лидер Партии Регионов Виктор Янукович заявил, что "президент нарушил свое слово и этим шагом подтвердил, что остается президентом только одной части Украины". Эта статья "Дела" вышла под заголовком "Власть отказалась от честных выборов" и завершается следующим пассажем: "В кулуарах Кабмина некоторые его члены в неофициальных беседах отмечали, что Секретариат рассматривает возможность проведения референдума по изменениям Конституции и намерен сделать это уже 26 марта - в день выборов нового парламента".

Оценивая правовые и политические последствия кризиса, Максим Стриха в "Украинской правде" готов признать, что вряд ли выборы будут свободны от административного давления в принципе, однако напоминает, что "основная его (админресурса) тяжесть приходится на местные кампании, где кланы и кланики, - начиная от столицы и кончая последней убогой хацапетовкой, - любой ценой попытаются остаться при власти и дерибане".

Что же до экономических последствий новогоднего кризиса власти, они налицо, и о них доложили "Экономические известия": 12 января международное рейтинговое агентство Fitch Ratings изменило прогноз рейтингов Украины в иностранной и национальной валютах с "позитивного" на "стабильный" и подтвердило рейтинги страны на уровне "BB-". Кроме того, агентство пересмотрело свой прогноз роста ВВП Украины, понизив его с 5,5-6 до 1-2%. Что интересно, в разгар газового конфликта (3 января) "хорьки" (англ.- Fitch) в своем отчете заявляли, что рейтингам Украины ничего не угрожает. Изменения рейтинга и прогноза роста ВВП последовало за вынесением вотума недоверия правительству Юрия Еханурова. Согласно отчету агентства, "процесс формирования нового состава кабинета затянется, и созданное в результате коалиционное правительство будет слабым и подверженным разногласиям. Кроме того, возрос риск того, что политические меры, предпринимаемые в ответ на шок, связанный с повышением цен на газ или на любое другое потрясение, будут недостаточно оперативными и адекватными. В свете последних событий Fitch пересмотрело свой прогноз роста ВВП Украины на 2006 г., понизив его до 1-2%".