Сегодня, 13 января, Замоскворецкий суд Москвы рассмотрит дело об аресте Александра Копцева, совершившего в среду, 11 января, нападение на посетителей и раввина в хасидской синагоге на Б. Бронной в Москве. Напомним, что сразу после происшествия Копцев был предварительно задержан на двое суток.

Ему инкриминируется 3 статьи УК РФ - ст. ст.105 (покушение на убийство, не завершенное не по вине обвиняемого), ч.2 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни двух и более лиц), ст. 282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Как пояснил источник ИА REGNUM в правоохранительных органах, если по окончанию расследования этого уголовного дела суд признает Копцева виновным, а психиатрическая экспертиза даст утвердительный ответ о его вменяемости, обвиняемому, по совокупности, реально грозит от 10 до 15 лет лишения свободы.

В настоящее время охрану московской синагоги на Б. Бронной несет частное охранное предприятие (ЧОП) "Вымпел Старк". Около года назад руководство синагоги отказалось от услуг сотрудников управления вневедомственной охраны московской милиции, которые в течение нескольких лет охраняли это культовое учреждение.

Сотрудник ЧОПа Геннадий Куликов, который дежурил у входа в синагогу в тот вечер, оказался первым пострадавшим. Когда он пытался остановить Копцева, который прошел через рамку металлоискателя, после чего устройство немедля просигнализировало о наличии металла на теле посетителя, Копцев сразу ударил его ножом в висок и спокойно пошел дальше. Второго охранника на посту в тот момент не было.

Что касается личности Копцева, то, как сообщил источник ИА REGNUM, задержанный - "типичный продукт поколения перестройки". Он производит впечатление полностью вменяемого человека, в содеянном нисколько не раскаивается. Копцев разговаривает с сотрудниками милиции спокойно, взгляд у него при этом - сосредоточенный и отрешенный. Скинхедом, вопреки утверждениям многих СМИ, он никогда не был, хотя и симпатизирует этому движению.

Общее состояние Копцева подавленное, хотя причиной его не является происшедшее в среду нападение на людей. По словам самого задержанного, с некоторых пор он считает, что его жизнь не сложилась, и он стал задумываться о суициде. Он признался, что после нападения хотел немедля покончить с собой. Однако в этом ему помешали сами потерпевшие и другие посетители синагоги, которые скрутили Копцева, не дав ему довести задуманное до конца.

"Возможно, что резаная рана шеи, с которой он был доставлен в институт Склифосовского, вместе с несколькими его жертвами, была нанесена им самим в попытке покончить с собой", - сообщил источник.

Мотивы содеянного, по словам источника, Копцев объясняет просто: "Жизнь не удалась, России мешают жить инородцы - "черные", китайцы и евреи". Сам, лично, он ничего исправить не может, однако пытается обратить внимание на эту проблему с помощью подобного нападения. Копцев неоднократно заявлял оперативникам, что уверен в своей правоте. "Я поступил, как хотел, шел к этому долгое время", - подчеркнул Кобцев. Как считают сыщики, задержанный зациклился на своей идее, был оторван от реальной жизни. Он говорил, что также ненавидит кавказцев, и был готов пойти в мечеть. Однако, по мнению Копцева, в мечети ему бы не удалось ранить сразу столько посетителей, так как общеизвестно, что представители кавказского региона часто сами носят с собой холодное оружие и немедленно бы оказали ему сопротивление. Синагоги же, по мнению Копцева, охраняются куда хуже.

Напомним, что со дня нападения у всех синагог столицы наружную охрану по указанию руководства московской милиции осуществляют сотрудники ППС.

По словам оперативников, Копцев, в отличие от многих своих сверстников, хотел пойти в армию, однако не прошел медкомиссию, потому что имеет прогрессирующее офтальмологическое заболевание. На учете в психоневрологическом диспансере никогда не состоял и за психиатрической помощью не обращался.

О смерти своей 23-летней сестры от лейкоза, произошедшей в минувшем году, он особо не распространялся, и не похоже, что этот факт его сильно затронул. По мнению оперативников, обвиняемый действовал самостоятельно, без постороннего влияния, в стиле "героя-одиночки". Он не привлекал к себе внимание правоохранительных органов, так как никогда не был замечен в рядах экстремистски настроенной молодежи. До последнего времени Копцев работал монтажником в фирме, которая занимается установкой оконных стеклопакетов (евроокон), и уволился лишь несколько месяцев назад.

Охотничьи патроны, которые найдены при обыске в его квартире, расположенной в доме на Кустанайской улице, принадлежат отцу Копцева, который является охотником-любителем. Никакой литературы фашистского или националистического характера, вопреки утверждению некоторых СМИ, в квартире Копцева не обнаружено. Найден лишь листок с шестью адресами синагог, расположенных в московском регионе, которые он нашел в Интернете. Копцев, действительно, часто посещал Интернет-сайты, однако никаких данных о его болезненном увлечении компьютерными играми нет.

В настоящее время эксперты ЭКЦ (экспертно-криминалистического центра) при ГУВД Москвы занимаются исследованием оружия, изъятого на месте происшествия. Вполне вероятно, что кинжал, с которым Копцев пришел в синагогу - обычный охотничий нож, с длиной клинка 30 см, и не будет официально признан холодным оружием, поскольку принадлежность к этому виду оружия определяется по совокупности признаков, которым охотничий нож, представленный на исследование, может и не соответствовать. По утверждению Копцева, этот кинжал ему подарил друг.

В настоящее время Копцев находится в ИВС на Петровке, 38.

В четверг, 12 декабря Федерация Еврейских общин России (ФЕОР) усилила охрану всех 35 синагог в регионах страны. Территорию возле каждого культового учреждения патрулируют наряды милиции.