12 января в Махачкале, как уже сообщало ИА REGNUM, прошло общее учредительное собрание глав муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений в составе муниципальных районов). На нем был создан Совет муниципальных образований Дагестана - принят его устав. Председателем Совета избран мэр Махачкалы Саид Амиров, возглавлявший до этого союза муниципальных образований республики "Союз местных властей" (СМВ).

Основное отличие созданного Совета от существовавшего до того Союза становится ясным из выступления Амирова на сегодняшнем собрании. В соответствии с Федеральным законом № 131 в каждом субъекте РФ образуется единый совет муниципальных образований. В настоящее время местное самоуправление в Дагестане осуществляется в восьми городских, 687 сельских поселениях, 41 муниципальном районе, 10 городских округах, на Бежтинском участке Цунтинского района. В Союз местных властей Дагестана до сих пор не входили сельские поселения и городские поселения в составе муниципальных районов.

Теперь же, членами Совета муниципальных образований РД становятся муниципальные образования всех типов, образованные на территории республики. Советом становится объединение муниципальных образований в форме ассоциации. По словам Саида Амирова, создание Совета является большим событием в жизни республики. Он образован в рамках широкомасштабной реформы местного самоуправления, начатой по инициативе Президента Российской Федерации Путина.

В 2005 году в республике состоялись выборы глав муниципальных образований в 33 муниципальных районах и пяти городах. В муниципальных образованиях, где выборы глав были проведены представительными органами из своего состава, главы местной администрации назначены из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по проведению конкурса на замещение должностей глав местных администраций, по результатам конкурса. Назначения произведены представительными органами, контракты с главами местных администраций заключали главы муниципальных образований. Отчитался перед собравшимися председатель Союза местных властей. "Прошло более двух лет со дня принятия Федерального закона, установившего новые принципы организации местного самоуправления. В республике принято более 25 законов, направленных на правовое регулирование местного самоуправления, в том числе законы Республики Дагестан о местном самоуправлении, о статусе и границах муниципальных образований, о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан, о собраниях (сходах) граждан, о местном референдуме и другие. Приняты также законы Республики Дагестан, определяющие финансовые основы местного самоуправления, и ряд законов о передаче полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления. Правовое регулирование местного самоуправления в соответствии с республиканской Конституцией осуществляет парламент республики, в котором действует комитет по местному самоуправлению. А при спикере активно функционирует Совет представителей органов местного самоуправления".

"Однако, следует отметить, - добавил Амиров, - что реформирование местного самоуправления в Республике Дагестан, как и в Российской Федерации, идет медленно. В системе отношений, определяющих функционирование муниципальной власти, одним из слабых звеньев является регулирование финансовых основ местного самоуправления. В Федеральном бюджете на 2006 год и в республиканском бюджете Республики Дагестан заложена стратегия выживания местного самоуправления, а не его роста, развития. Подавляющее большинство муниципальных образований вынуждены будут формировать местные бюджеты, в основном, за счет финансовой помощи из республиканского бюджета. Значительная доля дотаций в доходах не будет способствовать их самостоятельности. Слабым звеном остается участие граждан в местном самоуправлении. Актуальным остается также вопрос об организации учебы муниципальных служащих, подготовки и переподготовки их на республиканских курсах. В республике создана солидная законодательная база местного самоуправления, однако, как правило, в муниципальные образования на уровне поселений законы не поступают. Как при таких условиях можно исполнять законы?"

Саид Амиров предложил, чтобы органы государственной власти приняли меры для издания достаточного количества нормативных правовых актов, методической литературы по вопросам реформирования местного самоуправления. При выделении средств будущий Совет муниципальных образований мог бы взять на себя эту работу.